Введение
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего для развивающего образования.
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока. В ней должен быть описан весь процесс деятельности, должны быть указаны операции, их составные части.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельного и личностно-ориентированного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуализации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
- тщательно планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации учебного процесса. Для педагога становится актуальным умение планировать и стоить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященному целевому назначению проектируемого урока.
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного стандарта. Предлагаемая технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данными требованиями.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: музыка
Класс: 5 класс
Тема урока: «Музыка – главный герой сказки»
Тип урока: изучение нового материала
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | |
Этап «Постановка цели и задачи урока» |
||||||
1. Просит выдвинуть предположение о теме
предстоящего урока. 2. Организует беседу, выявляющую представление о сказках. 3. Подводит итог беседы. 4. Ставит цель заслушивания текста и музыки 5. Формирует группу экспертов для оценки выразительности чтения и сценического мастерства (по разработанному алгоритму) |
Выдвигают предложения по теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
Выделить существенную информацию из
текста сказки Выделить гипотезу и обосновать ее. Осуществить актуализацию личного жизненного опыта. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания |
Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой
установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Этап «Работа над содержанием материала» |
||||||
Организует работу по первичному чтению текста С.Есенина «Поёт зима, аукает…», сказки «Музыкант – чародей». | Трое обучающихся последовательно один
за другим вслух читают текст стихотворения. Работа осуществляется с целью
|
Анализировать
|
Весь класс в фронтальном режиме слушает сказку | Понимать на слух текст стихотворения и сказки. | Группа экспертов по ходу чтения оценивает его выразительность по ранее разработанному алгоритму. | Принимать и сохранять учебную цель и
задачу. Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль |
Организует обсуждение поэтического
произведения, задает вопросы: – Чтобы же стало с этим стихотворением без музыки? Организует обсуждение сказки. – Понравилась сказка? |
Участвуют в беседе по сюжету текста | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся и
уметь формулировать собственное мнение и
позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. |
В ходе заслушивания ответов обучающиеся осуществляют самоконтроль понимания текстов. | Принимать и сохранять учебную цель и
задачу. Осуществлять самоконтроль. |
1. Организует обсуждение степени
выразительности чтения. 2. При необходимости корректирует результаты работы группы экспертов. 3. Оценивает (выставляет отметки) по результатам выразительного чтения стихотворения. |
Трое обучающихся («спикеры») из группы экспертов озвучивают подготовленный анализ степени выразительности чтения каждого из троих школьников. | Доказывать, аргументировать свою точку зрения. | Все остальные обучающиеся выслушивают «спикеров» группы экспертов. | Понимать на слух ответы обучающихся. Эксперты.
|
В ходе заслушивания выступлений
«спикеров» остальные школьники контролируют
правильность и полноту проведенного анализа
степени выразительности чтения. По мере необходимости используют, дополняют, уточняют озвученный анализ. |
Принимать и сохранять учебную цель и
задачу. Обнаруживать отклонение от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. |
Организует чтение сказки с фиксацией
внимания обучающихся
|
Обучающиеся вслух по ролям (сколько
героем – столько и читающих текст) читают текст
сказки с фиксацией внимания:
|
Осуществлять анализ объектов произведения с выделением последовательности развития сюжета. | Все остальные обучающиеся слушают чтение по ролям. | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. |
В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществлять самоконтроль понимания текста сказки. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Этап «Работа над смыслом произведения» |
||||||
Ставит цель на выявление: . черт характеров героев с подтверждением из текста сказки, . роли и значения каждого из персонажей, . смысла сказки. 2. Организует деление класса на группы для обмена мнениями и уточнения характеров героев сказки. 3. Регулирует работу групп, по мере необходимости, помогает в выполнении задания. |
Анализируют сказку с целью определения:
Согласуют между собой:
Дают обобщающий вывод о смысле сказки. |
Осуществляют анализ объектов сказки с выделением существенных смысловых признаков. | В группах корректируют усилия по решению учебной задачи. | Согласовывать усилия по решению
учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения. |
Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания. | Принимать и сохранять учебную цель и
задачу. Обнаруживать отклонение от эталона. |
1. Организует обсуждение характеров
героев сказки. 2. Организует обсуждение обещающего вывода о смысле сказки. 3. Оценивает результаты обсуждения характеров героев сказки и выявления смысла текста. |
Участвуют в беседе по обсуждению характеров героев сказки. | Осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме. Обосновывать мнение. |
«Спикеры» групп озвучивают ответы,
подготовленные группой: . от каждой группы заслушивается сообщение об одном личностном качестве героев сказки. . вывод о смысле сказки с обоснованием. |
Строить высказывания, понятные для
партнёров. Рефлексия своих действий ( полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимать на слух ответы обучающихся. |
Прослушивают ответы спикера группы. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Этап «Домашнее задание» |
||||||
Объясняет сущность домашнего задания:
|
Участвуют в беседе по обсуждению, какой должна быть музыка. | Обосновывают своё мнение | Прослушивают домашнее задание, записывают в дневник |