Цели урока:
Обучающие:
- готовить к написанию части С, творческой работы;
- учить “вхождению” в творческую работу, строить связный текст;
- углубить понятие “проблема”, комментарий к проблеме, позиция автора.
Развивающие: Развить мышление школьников.
Воспитательные: Учить задуматься над вопросами, связанными с проблемами – человек и культура (искусство).
Оборудование. Тексты части С (текст В.Солоухина), карточки для
самостоятельной промежуточной работы,
КИМы, учебник “Русский язык. Грамматика, текст, стили речи 10-11кл. Власенкова
А.И., Рыбченковой Л.И.”.
Ход урока
Вступление.
Ребята, впереди у вас сложный экзамен, но мы готовимся к нему. Сегодня поработаем над текстом части С, подумаем над вопросами: что такое проблема, комментарий к проблеме, позиция автора. Поразмышляем, что мы будем писать сочинение-рассуждение, рецензию.
Актуализация знаний.
– Что представляет собой эта работа?
Ответы учащихся.
Сочинение-рассуждение. Это, действительно, так. Главный вопрос сочинения-рассуждения – почему?
– А что мы знаем о рецензии?
Учащиеся отвечают по учебнику А.И.Власенкова, Л.И. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. 10-11 кл.”, стр.188.
а) Работа с карточками и на интерактивной доске.
– Мы повторим, что такое рецензия.
А что же надо изменить, работая над частью С? Даже не изменить, а уточнить? Какие поставить вопросы? Какова структура построения текста.
Учащиеся пишут на карточках. Потом сверяют на интерактивной доске.
Работа учащихся.
Формулировка проблем исходного текста.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Отражение позиции автора исходного текста.
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Вопрос:
– Что остается от рецензии?
Работа по учебнику.
Рецензия (рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку текста.
Итак, часть С требует видения проблем, позиции автора (можно критически отнестись к этому вопросу), аргументация собственного мнения по проблеме.
Работа с текстом.
Перед вами текст.
Читаем его… А теперь зададим вопрос:
– Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация?
– Из чего можно выбирать?
(На интерактивной доске) Аспект жизни…
Социальный – человек и общество, политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда, нравственный (этический) – взаимоотношение людей, нравственные ценности.
Вопрос:
– Что вы выбираете?
Правильно! Нравственный (этический) – нравственные ценности.
– А теперь поговорим о проблеме…
– Что такое проблема?
(Это вопрос, над которым размышляет автор).
Исходя из этого, как точнее сформулировать проблему?
Человек и культура (искусство).
Работа с карточками и доской.
Задание.
Напишите на карточках вопросы, охватывающие аспект и текст.
На доске:
Что поможет воспитать эстетический вкус человека?
Что такое массовая культура?
Как массовая культура влияет на человека?
Как влияет телевидение на человека?
Вопрос:
– Текст у нас, связанный с ТВ. Какой из предложенных вопросов соответствует?
Правильно, четвертый.
Вопрос:
А как его развить, расширить, углубить? Сделать понятнее, чтобы облегчить себе работу?
Работа на карточках и с доской.
На доске:
- Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека. (Как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека? Опасно ли это влияние и чем?)
- Проблема интереса людей к различным передачам. (Какие передачи вызывают наибольший интерес? Что лежит в основе этого интереса?)
Обратите внимание:
Чтобы проще было писать работу, старайтесь поставить вопросы, из повествовательных предложений сделать вопросительные.
Итак, мы закончили работу над пунктом “Формулировка проблем данного текста”.
Идём дальше… Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Комментарий должен опираться на прочитанный текст. Комментарий обычно располагается после формулировки проблемы; он должен подводить читателя к позиции автора.
Существует два вида комментария:
Тектуальный и концепционный.
Вопрос:
– Что такое концепция?
(1. Это система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление. 2. Основная мысль, идея произведения.)
Вопрос:
– Как облегчить работу над этой частью текста?
Поставить вопросы.
Работа с карточками и доской.
На доске:
Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем её значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста?
Почему проблема привлекла автора?
Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
Вопрос:
– Как подойти, связать эту часть работы с предыдущей?
На доске:
Таким образом, позиция автора заключается в том, что…
Но мысли автора…
Идем дальше по структуре текста. Отражение позиции автора.
Позиция автора – это вывод, к которому приходит он, размышляя над какой-либо проблемой.
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных факторов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора не выражена прямо. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры.
На доске.
Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор убеждает нас в том, что… и др…
Вопрос:
– Какова позиция автора в этом тексте?
Работа на карточках и на доске.
Автор считает, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.
Автор убеждает нас в том, что наибольший интерес вызывают развлекательные передачи, специальные передачи скорее заинтересуют неспециалиста.
Мы сегодня на уроке поработали над сочинением-рассуждением.
Аргументацию собственного мнения по проблеме попробуйте сделать самостоятельно.
Домашнее задание. Творческая работа по данному тексту.