Вечно только прошлое.
Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.
Конфуций
Актуальность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважение к его великим свершениям, чувства любви к каждому уголку великой страны. Но нельзя говорить о воспитании патриотизма, если не знать истории своей родины, её традиций, её истоков. Без любви к своей земле, к своему роду, племени, без гордости за историческое прошлое народы не сумели бы сохранить свою этническую самостоятельность.
Знакомство с традициями и обычаями своего народа занимало особое место в числе постоянно действующих факторов формирования личности. Они аккумулируют богатый нравственный опыт народа, осуществляют преемственность его духовной культуры.
Условия жизни современного человека представляют высокие требования к его здоровью. Значительная часть территории России характеризуется длительными морозами. Охлаждение играет большую роль в возникновении простудных заболеваний, которые среди школьников занимают первое место. Поэтому актуальным становятся поиск простейших средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, и профилактика простудных заболеваний. Особое внимание этому должно уделяться в младшем возрасте, так как в этот период интенсивно проходят процессы формирования организма ребёнка. Одним из основных средств, оказывающих положительное влияние на организм ребёнка и повышающих устойчивость к простудным заболеваниям, является закаливание.
Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма, расширяет его физические резервы. В сочетании с физическими упражнениями при соблюдении гигиенических условий и рационального режима жизни закаливание составляет единый процесс физического воспитания. Эффект закаливания достигается при пребывании на морозе в облегчённой одежде. Поэтому все зимние виды спорта связаны с закаливанием организма.
Вашему вниманию предлагается, как одно из звеньев системы по воспитанию патриотизма, спортивно-массовое мероприятие “Зарница”.
Большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличить объём двигательной активности и способствуют более полной реализации индивидуальных способностей и двигательного потенциала обучающихся.
К массовым мероприятиям и соревнованиям привлекаем как можно больше детей. Участие в соревнованиях способствует стремлению обучающихся самостоятельно проводить активно своё свободное время.
Одной из форм работы стала традиционная спортивная игра “Зарница”, которая проходит в преддверие “Дня защитника Отечества” и проходит в зимний период на улице.
Для успешного проведения необходима чёткая организация, соблюдение плана и сроков.
Цели игры:
- Формирование гражданско-патриотического сознания.
- Развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества.
- Формирование нравственной позиции.
Задачи:
- Воспитание чувства патриотизма, коллективизма, желание помогать товарищам.
- Формирование нравственных качеств: инициативы, сознательной дисциплины, дружбы, воли, находчивости.
- Оздоровление учащихся при организации подвижных игр на воздухе.
Участникам соревнований являются учащиеся начальных классов школы. Соревнования проходят по станциям, учащиеся двигаются, взявшись за руки, до станции.
Положение о военно-патриотической игре “Зарничка”.
Участники – учащиеся 2-х классов.
Дата проведения – 08.02.2013.
Место проведения – площадка перед школой.
I этап – Торжественное построение у входа в начальную школу в 10:00.
Отмечается:
- Наличие эмблемы у каждого класса.
- Название команды, девиз (военная тематика).
- Выполнение команды “Равняйсь, смирно!”
- Сдача рапорта командира отряда Главнокомандующему.
Рапорт: – Отряд, равняйсь! Смирно! (Подходит торжественным шагом.)
Товарищ Главнокомандующий парадом! Отряд (название), девиз которого (девиз команды) на линейку, посвященную Дню защитника Отечеств в количестве (указывается число) человек построен! Командир отряда (Ф.И.).
После рапорта командирам раздаются секретные пакеты с подсказками и маршрутными листами.
Каждый класс за правильно выполненное задание должен получить 1 букву на каждой станции и составить слово РОДИНА.
II этап – Проходит на улице. Короткое построение перед стартом у крыльца начальной школы. Даётся старт.
II этап игры рассчитан на 45 минут. На каждой станции не более 4–5 минут.
11:25 – построение, награждение грамотами по номинациям.
Подготовка к игре.
Каждый класс обязан при себе иметь:
- Санки, эластичный бинт, небольшую сумку санитара, косынку санитарам.
- Эмблема каждому ребёнку (отличительный знак).
Станции:
- Партизанская тропа – проходит весь класс “змейкой” за командиром, не отцепляясь друг от друга. Командир с завязанными глазами проходит между пятью преградами туда и обратно.
- Меткий стрелок – чёткое попадание по кеглям с водой (бутылкам), участвуют 10 человек.
- Санитары – ответить на 1 теоретический вопрос (как обработать рану в домашних условиях; оказать первую помощь пострадавшим; наложить повязку на ногу; перевезти на санях) – участвуют 4 человека.
- Песня на военную армейскую тематику – участвует весь класс.
- Болота: переправа по следам – участвует весь класс.
- Минное поле – ищем под снегом бутылки из-под воды 5 штук. Участвует 5 человек.
- Элементы строевой подготовки – команды:
В одну шеренгу становись!
Равняйсь! Смирно! Налево! Направо! Кругом! На месте шагом марш!
Участвует весь класс.
Награждение – по следующим номинациям:
- Бравые солдаты.
- Звонкие голоса.
- Меткие стрелки.
- Лучшие партизаны дня.
- Лучшие сапёры.
- Лучшая медицинская подготовка.
- Лучшие снайперы.
Эмблемы для классов:
Размер эмблемы 10*10 см
Список литературы.
- Видякин М.В. “Внеклассные мероприятия по физической культуре” Волгоград: Учитель 2004.
- Виноградов П.А. “Физическая культура и здоровый образ жизни” Физкультура и спорт 2001 г.
- Будник Е.Р. “Час активного отдыха” (физическая культура в школе 1999 № 12).
- Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. “Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения” М. Владос 2004 г.
- Волков В.В. “Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня” Брянск 1990 г.
- Антропова М.В. “Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей” (физическая культура в школе 1999 № 3).
- Брязгунов И.П. “ Научить детей не болеть” Центр ВЛНДОС 2004 г.
- Безруких М.М. “Здоровьесберегающая школа” Москва “ВАКА” 2004 г.