Конспект деловой игры по профориентации на тему "Физики и лирики". 9-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9


Цель: формирование способности подростка к осознанному выбору профессии.

Задачи:

  • ориентация в мире профессий (предоставление информации о мире профессий);
  • расширение границ самопознания – изучение и понимание личностных особенностей, интересов, склонностей (личностное развитие учащихся);
  • формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
  • повышение культуру общения;
  • сплочение коллектива на принципах сотрудничества;
  • доставить детям радость.

Оборудование: 2 ватмана с нарисованным в центре кругом, акварельные краски,
2 банки с водой, кисточки, фломастеры, листы белой бумаги, авторучки, карточки с названиями профессий, газеты, степлеры, прищепки, эмблемы для команд.

ХОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду»

М. Горький

Психолог: В нашей жизни нам часто (точнее, каждый день) приходится делать выбор:

  • надеть пиджак или свитер,
  • пойти пешком или поехать на автобусе;
  • посмотреть телевизор или почитать;
  • посидеть в интернете или погулять с друзьями;
  • съесть котлету или сардельку;
  • заняться танцами или пением и т.д.

Это, так называемый, ежедневный выбор. Но в жизни каждого человека есть 2 момента, от которых зависит вся его дальнейшая жизнь, а именно, счастлив он будет или нет.
Это:

  • выбор своей второй половины;
  • и выбор профессии.

Недаром люди говорят: «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу и с радостью возвращается с работы домой».

Сегодня наша с вами встреча посвящена как раз выбору профессии. Чем быстрее вы определитесь и выберете себе дело по душе, тем быстрее вы станете успешным человеком.
А чтобы время, которое мы сейчас проведем с вами вместе, было интересным, я предлагаю устроить конкурс, в течение которого, я надеюсь, вы узнаете что-то новое или вспомните забытую, но полезную для вас информацию.

Психолог: Итак, условно все люди делятся на 2 большие категории: «физики» и «лирики». Сегодня наш конкурс так и называется» «Физики и лирики».
Я сейчас предлагаю разделиться на две команды по вашим интересам. Для этого пусть каждый возьмет по листу бумаги и ручку.
Разделите лист бумаги вертикальной чертой.

– Слева вверху подпишите «Физик»;
– справа вверху подпишите «Лирик».

Теперь я буду вам читать вопросы, состоящие из двух частей. Первая часть относится к категории «физик», а вторая к категории «лирик». Прослушав вопрос, вам необходимо выбрать что вам больше нравится делать и выбранный ответ записать в нужную колонку.

Вопросы:

– Вам больше нравится математика или история?
– Вам легче решать задачи по физике или писать сочинение?
– Вам больше нравится сделать лабораторную работу по химии или нарисовать рисунок?
– Вы с большей радостью занялись бы починкой сломанной техники или чтением стихов?
– В свободное время вы бы предпочли посетить техническую выставку или театр?

Теперь подсчитайте количество выбранных ответов в каждой колонке отдельно и запишите там же соответствующее число. Сравните результаты. В какой колонке число больше, к той категории людей вы и относитесь.

А именно:

– Если вам по душе точные науки, лабораторные работы, эксперименты, работа с техникой, то скорее всего, Вы – физик.
– Если вас больше тянет к творчеству: сочинениям, стихам, иностранным языкам, музыке, живописи, театру-то, вероятнее всего, вы – лирик.

Психолог: Я прошу вас разделиться на две команды: физиков и лириков.

– Теперь предлагаю каждой команде выбрать капитана.
– Капитаны, подойдите ко мне и получите эмблему вашей команды.

Психолог: Теперь самое время представить жюри.

Конкурс № 1 «Профессии».

Задание: За две минуты надо вспомнить и написать на листке как можно больше профессий по принадлежности их к «физикам» или «лирикам». Физики вспоминают свои профессии, Лирики – свои.
Далее оба списка зачитываются.
1 профессия – 1 балл.

Конкурс № 2 «Солнце»

Каждой команде выдается ватман с нарисованным в центре оранжевым кругом, акварельные краски, банк с водой , кисточки, фломастеры.

Психолог: Здесь нарисован солнечный круг, потому что любимая для человека работа сродни солнцу – она не только кормит, но и согревает, радует, дает крылья и веру в будущее.

Задание: За одну минуту каждый из вас придумывает профессиональные качества и умения, которые необходимы, чтобы стать классным специалистом в вашей области. Затем по очереди каждый из вас подходит к плакату своей команды, рисует луч и подписывает качество. Затем второй участник и т.д.

1 луч – 1 балл.

Конкурс № 3 «Пантомима»

А теперь предлагаю поиграть в конкурс пантомим. Из каждой команды будут по очереди выходить по одному участнику. Я буду давать карточку, на которой на которой написано название профессии.

Задание: Совершенно без слов, не произнося никаких звуков, надо изобразить представителя этой профессии ( то есть с помощью жестов и мимики). Ваша команда должна как можно быстрее отгадать профессию.

Шофер
Охранник
Дирижер
Дипломат
маляр
журналист
врач
социолог.

Команда отгадывает быстро – 5 баллов.
Команда немного думает – 3 балла/
Команда думает долго – 1 балл.

Конкурс № 4 «Суперспециалист»

Этот конкурс – более сложный вариант предыдущей игры «Пантомима».
Из каждой команды вызывается по 3 участника.

Задание: Нужно без слов, только жестами и мимикой, показать не просто профессию ( а ее тоже надо показать), а то что человек выполнил свою работу очень хорошо.
Победитель – команда, которая более убедительно покажет суперспециалиста, результат его работы.
– повар – парикмахер.
Команда победитель – 10 баллов.

Перед следующим конкурсом предлагаю вам послушать информацию, которая настроит вас на сам конкурс.

Беседа о профессиях

1. Время быстротечно. И некоторые профессии становятся устаревшими. Например: бурлак и трубочист.

Приложение 1

2. Бывают профессии, которые с внедрением новых технологий на какое-то время становятся как-бы устаревшими, но потом люди поняли, что они необходимы и современные технологии пока не могут их заменить. Эти профессии, получив свою вторую жизнь, становятся редкими, востребованными и хорошо оплачиваемыми.

Например: бондарь.

Приложение 2

3. А в последнее время, к счастью, новых современных профессий становится во много раз больше, чем устаревающих. В первую очередь это связано с появлением в нашей жизни компьютерных и интернет-технологий. И чтобы идти в ногу со временем, не пропустить ничего, выбрать самую лучшую для себя профессию, нужно находить об этих профессиях информацию. Я сегодня познакомлю вас с двумя такими профессиями: «веб-садовник» и «лайф-коуч»

Приложение 3

Конкурс № 5 «Новые профессии»

Задание:За 3 мин нужно вспомнитькак можно больше новых профессий и записать их названия на листе.
Возраст профессий приблизительно не старше вас.

1 профессия – 1 балл.

Конкурс № 6 «Модельеры».

Ну а теперь творчество.
Конкурсанты будут соперничать с самим Вячеславом Зайцевым в изготовлении костюма из газет с помощью ножниц, степлера и прищепок.
От каждой команды приглашается по 3 человека.
За победу в этом конкурсе команда получает 30 баллов.

Конкурс № 7 «Веселая викторина»

А пока наши модельеры трудятся, мы с вами проведем веселую викторину о профессиях.
Кто быстрее ответит – тот и выиграл.
За каждый правильный ответ – 1 балл.

Приложение 4

Конкурс № 8 «Снимается кино»

Как правило, чтобы сделать какое-то трудоемкое изделие, требуется большое количество специалистов.

Например, чтобы построить дом:

Начальник участка
Проектировщик
Архитектор
Бульдозерист
Тракторист
Маляр
прораб
штукатур
стекольщик
плотник
монтажник
водитель и т.д.
дизайнер
сварщик
сантехник
крановщик
электрик

Теперь давайте узнаем, много ли вы знаете профессий, связанных с кино.
На листе бумаги каждая команда пишет профессии. Затем капитаны оглашают этот список.
1 профессия – 1 балл. 5
Теперь я вам зачитаю список профессий, необходимый для того, чтобы снять фильм.

Приложение 5

Слово жюри.

Подведение итогов.

Психолог: Нашу встречу мне хочется закончить словами Дмитрия Ивановича Менделеева:

Нет без явно усиленного трудолюбия ни таланта, ни гениев.

Психолог: Желаю вам выбрать себе профессию по душе и достичь в своем деле очень высоких результатов.

Приложения:

Приложение 1. Информация о профессиях «трубочист» и «бурлак».
Приложение 2. Информация о профессии «бондарь».
Приложение 3. Новые профессии.
Приложение 4. Веселая викторина о профессиях.
Приложение 5. Профессии, связанные со съемками кинофильма.
Приложение 6. Карточки с названиями профессий.
Приложение 7. Эмблемы команд.

Источники информации:

  1. Ru.wikipedia.org
  2. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/azbuka-proforientatsii
  3. www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14_3.htm