Цель: формирование способности подростка к осознанному выбору профессии.
Задачи:
- ориентация в мире профессий (предоставление информации о мире профессий);
- расширение границ самопознания – изучение и понимание личностных особенностей, интересов, склонностей (личностное развитие учащихся);
- формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
- повышение культуру общения;
- сплочение коллектива на принципах сотрудничества;
- доставить детям радость.
Оборудование: 2 ватмана с нарисованным
в центре кругом, акварельные краски,
2 банки с водой, кисточки, фломастеры, листы белой
бумаги, авторучки, карточки с названиями
профессий, газеты, степлеры, прищепки, эмблемы
для команд.
ХОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду»
М. Горький
Психолог: В нашей жизни нам часто (точнее, каждый день) приходится делать выбор:
- надеть пиджак или свитер,
- пойти пешком или поехать на автобусе;
- посмотреть телевизор или почитать;
- посидеть в интернете или погулять с друзьями;
- съесть котлету или сардельку;
- заняться танцами или пением и т.д.
Это, так называемый, ежедневный выбор. Но в
жизни каждого человека есть 2 момента, от которых
зависит вся его дальнейшая жизнь, а именно,
счастлив он будет или нет.
Это:
- выбор своей второй половины;
- и выбор профессии.
Недаром люди говорят: «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу и с радостью возвращается с работы домой».
Сегодня наша с вами встреча посвящена как раз
выбору профессии. Чем быстрее вы определитесь и
выберете себе дело по душе, тем быстрее вы
станете успешным человеком.
А чтобы время, которое мы сейчас проведем с вами
вместе, было интересным, я предлагаю устроить
конкурс, в течение которого, я надеюсь, вы узнаете
что-то новое или вспомните забытую, но полезную
для вас информацию.
Психолог: Итак, условно все люди
делятся на 2 большие категории: «физики» и
«лирики». Сегодня наш конкурс так и называется»
«Физики и лирики».
Я сейчас предлагаю разделиться на две команды по
вашим интересам. Для этого пусть каждый возьмет
по листу бумаги и ручку.
Разделите лист бумаги вертикальной чертой.
– Слева вверху подпишите «Физик»;
– справа вверху подпишите «Лирик».
Теперь я буду вам читать вопросы, состоящие из двух частей. Первая часть относится к категории «физик», а вторая к категории «лирик». Прослушав вопрос, вам необходимо выбрать что вам больше нравится делать и выбранный ответ записать в нужную колонку.
Вопросы:
– Вам больше нравится математика или история?
– Вам легче решать задачи по физике или писать
сочинение?
– Вам больше нравится сделать лабораторную
работу по химии или нарисовать рисунок?
– Вы с большей радостью занялись бы починкой
сломанной техники или чтением стихов?
– В свободное время вы бы предпочли посетить
техническую выставку или театр?
Теперь подсчитайте количество выбранных ответов в каждой колонке отдельно и запишите там же соответствующее число. Сравните результаты. В какой колонке число больше, к той категории людей вы и относитесь.
А именно:
– Если вам по душе точные науки, лабораторные
работы, эксперименты, работа с техникой, то
скорее всего, Вы – физик.
– Если вас больше тянет к творчеству: сочинениям,
стихам, иностранным языкам, музыке, живописи,
театру-то, вероятнее всего, вы – лирик.
Психолог: Я прошу вас разделиться на две команды: физиков и лириков.
– Теперь предлагаю каждой команде выбрать
капитана.
– Капитаны, подойдите ко мне и получите эмблему
вашей команды.
Психолог: Теперь самое время представить жюри.
Конкурс № 1 «Профессии».
Задание: За две минуты надо вспомнить
и написать на листке как можно больше профессий
по принадлежности их к «физикам» или «лирикам».
Физики вспоминают свои профессии, Лирики – свои.
Далее оба списка зачитываются.
1 профессия – 1 балл.
Конкурс № 2 «Солнце»
Каждой команде выдается ватман с нарисованным в центре оранжевым кругом, акварельные краски, банк с водой , кисточки, фломастеры.
Психолог: Здесь нарисован солнечный круг, потому что любимая для человека работа сродни солнцу – она не только кормит, но и согревает, радует, дает крылья и веру в будущее.
Задание: За одну минуту каждый из вас придумывает профессиональные качества и умения, которые необходимы, чтобы стать классным специалистом в вашей области. Затем по очереди каждый из вас подходит к плакату своей команды, рисует луч и подписывает качество. Затем второй участник и т.д.
1 луч – 1 балл.
Конкурс № 3 «Пантомима»
А теперь предлагаю поиграть в конкурс пантомим. Из каждой команды будут по очереди выходить по одному участнику. Я буду давать карточку, на которой на которой написано название профессии.
Задание: Совершенно без слов, не произнося никаких звуков, надо изобразить представителя этой профессии ( то есть с помощью жестов и мимики). Ваша команда должна как можно быстрее отгадать профессию.
Шофер Охранник Дирижер Дипломат |
маляр журналист врач социолог. |
Команда отгадывает быстро – 5 баллов.
Команда немного думает – 3 балла/
Команда думает долго – 1 балл.
Конкурс № 4 «Суперспециалист»
Этот конкурс – более сложный вариант
предыдущей игры «Пантомима».
Из каждой команды вызывается по 3 участника.
Задание: Нужно без слов, только
жестами и мимикой, показать не просто профессию (
а ее тоже надо показать), а то что человек
выполнил свою работу очень хорошо.
Победитель – команда, которая более убедительно
покажет суперспециалиста, результат его работы.
– повар – парикмахер.
Команда победитель – 10 баллов.
Перед следующим конкурсом предлагаю вам послушать информацию, которая настроит вас на сам конкурс.
Беседа о профессиях
1. Время быстротечно. И некоторые профессии становятся устаревшими. Например: бурлак и трубочист.
2. Бывают профессии, которые с внедрением новых технологий на какое-то время становятся как-бы устаревшими, но потом люди поняли, что они необходимы и современные технологии пока не могут их заменить. Эти профессии, получив свою вторую жизнь, становятся редкими, востребованными и хорошо оплачиваемыми.
Например: бондарь.
3. А в последнее время, к счастью, новых современных профессий становится во много раз больше, чем устаревающих. В первую очередь это связано с появлением в нашей жизни компьютерных и интернет-технологий. И чтобы идти в ногу со временем, не пропустить ничего, выбрать самую лучшую для себя профессию, нужно находить об этих профессиях информацию. Я сегодня познакомлю вас с двумя такими профессиями: «веб-садовник» и «лайф-коуч»
Конкурс № 5 «Новые профессии»
Задание:За 3 мин нужно вспомнитькак
можно больше новых профессий и записать их
названия на листе.
Возраст профессий приблизительно не старше вас.
1 профессия – 1 балл.
Конкурс № 6 «Модельеры».
Ну а теперь творчество.
Конкурсанты будут соперничать с самим
Вячеславом Зайцевым в изготовлении костюма из
газет с помощью ножниц, степлера и прищепок.
От каждой команды приглашается по 3 человека.
За победу в этом конкурсе команда получает 30
баллов.
Конкурс № 7 «Веселая викторина»
А пока наши модельеры трудятся, мы с вами
проведем веселую викторину о профессиях.
Кто быстрее ответит – тот и выиграл.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Конкурс № 8 «Снимается кино»
Как правило, чтобы сделать какое-то трудоемкое изделие, требуется большое количество специалистов.
Например, чтобы построить дом:
Начальник участка Проектировщик Архитектор Бульдозерист Тракторист Маляр |
прораб штукатур стекольщик плотник монтажник водитель и т.д. |
дизайнер сварщик сантехник крановщик электрик |
Теперь давайте узнаем, много ли вы знаете
профессий, связанных с кино.
На листе бумаги каждая команда пишет профессии.
Затем капитаны оглашают этот список.
1 профессия – 1 балл. 5
Теперь я вам зачитаю список профессий,
необходимый для того, чтобы снять фильм.
Слово жюри.
Подведение итогов.
Психолог: Нашу встречу мне хочется закончить словами Дмитрия Ивановича Менделеева:
Нет без явно усиленного трудолюбия ни таланта, ни гениев.
Психолог: Желаю вам выбрать себе профессию по душе и достичь в своем деле очень высоких результатов.
Приложения:
Приложение 1.
Информация о профессиях «трубочист» и «бурлак».
Приложение 2.
Информация о профессии «бондарь».
Приложение 3. Новые
профессии.
Приложение 4. Веселая
викторина о профессиях.
Приложение 5. Профессии,
связанные со съемками кинофильма.
Приложение 6. Карточки
с названиями профессий.
Приложение 7. Эмблемы
команд.
Источники информации: