Открытый урок математики по теме "Числовые и буквенные выражения". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (633 кБ)


Цели:

образовательные

  • Закрепить навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;
  • Проверить уровень усвоения изученной темы.

развивающие

  • Развивать логическое мышление учащихся;
  • Развивать навыки математической речи;
  • Развивать навыки самостоятельной работы.

воспитательные

  • Воспитывать интерес к изучаемому предмету;
  • Воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент.(1 мин)

На предыдущих уроках мы уже познакомились с понятиями числовых и буквенных выражений.

Сегодня мы с вами на уроке должны закрепить навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений, а также проверить уровень усвоения изученной темы. (слайд 2)

II. Проверка домашнего задания. (3 мин) (слайд 3)

(ответы на экране).

(если нет вопросов замечательно, ну а с теми заданиями в которых возникли сложности мы поработаем на следующем уроке)

III. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Двое учащихся самостоятельно составляют выражение для решения задачи по карточкам у доски.

Ребята давайте с вами вспомним, что главное в математике это умение считать, вот и мы сейчас с вами потренируемся в счете, проверим ваши знания, выявим пробелы в знаниях и поможем их исправить.

Карточка №1 (слайд 6)

Задача. Маше а лет, а Пете - на 10 лет меньше. Сколько лет Маше и Пете вместе.

Карточка №2

Задача.

1) В одной корзине было x грибов, а в другой – на 15 грибов больше. Сколько грибов было в двух корзинах вместе?

2) Остальные учащиеся выполняют устную работу вместе с учителем. Решают примеры по слайдам, которые показывает учитель, где проявляют вычислительно-математические навыки: (слайд 4)

1) 287 – 64=? 2) 1000 – 25=? 3) 50 * 2=? 4) 683 – 233=? 5) 8 * 25=?
6) 25*4=? 7) 38 * 11=? 8) 54 * 11=? 9) 250: 5=? 10)150- 45 = ?

Заполните таблицу (слайд 5)

Значение а 0 1 2 3 4 5
Значение а+12 12 13 14 15 16 17
Значение 16-а 16 15 14 13 12 11

IV. Повторение теоретического материала. (7 мин) (слайд 7, 8)

Сейчас мы с вами вспомним теоретический материал и применим его на практике.

1) Какие выражения вы знаете?

2) Как найти значение числового выражения?

3) Назовите числовые (буквенные выражения).

а) 5+а

б) 13*10

в) 6-n+13

г) m +d -12

4) Приведите свои примеры числовых и буквенных выражений.

5) Как из числа вычесть сумму двух чисел?

6) Как из суммы двух чисел вычесть число?

7) Даны числа: 82, 29, 50, 35, 64, 75. Дополнить их до 100.

8) Прочитать выражение, используя разные способы чтения(слайд 8)

а) 110 – 12 б) 77 + 45 в) 23 – (x + 110) г) (ab) + 6

9) Назвать слагаемые суммы: (слайд 10)

а) 32 + 23 б) a + 51 в) c + k г) (31 + a) + (b + c)

10) Назвать уменьшаемое и вычитаемое: (слайд 11)

а) 77 – 45 б) (a + 12) – 54 в) (56 + 54) – (a +x)

V. Работа в тетрадях

Открываем тетради, записываем в них число, классная работа.Закрепим с вами навыки и умения работы с числовыми буквенными выражениями в ходе решения примеров и задач по теме.

1) Запишите выражения. (Один ученик делает задание у доски, а остальные - в тетрадях). (4 мин)

a) разность выражения x плюс 2 и выражения y минус 3;
б) разность произведения чисел 18 и a, и частного чисел b и c;
в) частное суммы чисел a и b и произведение чисел 5 и x;
е) частное выражения 1000 + a и числа 82; г) сумма выражения a +b и числа 9;
д) разность числа 3 и ыражения x + 5.

2) Физкультминутка №1: выполнение упражнений для рук. (1 мин) (слайд 12)

Руки подняли и покачали – (слайд 13-20)
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем –
Руки мы сложим – вот так.

Гимнастика для глаз. (слайд 21)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно одыхам,
Сном волшебным засыпаем.

Быстро, быстро поморгали. Посмотрели, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз. Глазки закрыли, отдохнули. Открываем глазки

Если я буду называть числовое выражение, то поднимаем руки вверх. Если буквенное выражение – опускаем. (1 мин)

5 + 3; a +8; 28 – 10; b * 3; 100 – a; 6 + 3 – b; 7 + 24 * 3;
300 – 100; 7 * 3 + x; 73 + 15; x + y.

А сейчас ребята нужно настроиться на более серьезную работу. Здесь уже нужно вспомнить все правила.

После каждого задания оценка и комментарий к ней.

3) Решите задачу. (307(а)) (10 мин)

Одному брату a лет, а другой брат старше его на b лет. Сколько лет другому брату? Составьте выражение и найдите его значение при: a = 14, b = 3.

Решение:

14 + 3 = 17(лет).

Ответ: 17 лет.

4) Найдите значение выражения: a + 7843, если a = 567; 2415.

№305(а).

Ответ: 110 кг.

№312 (а)

АВ =13см

ВС = с см

АС = d см

Р = ?

с = 10, d = 8

Решение:

13 + с + d = 13 + 10 + 8 =31(см)

Ответ: 31 см

V. Самостоятельная работа. (5 мин)

Ну вот ребята мы с вами всё вспомнили, а теперь проверим на сколько прочно вы это запомнили в ходе выполнения самостоятельной работы.

Вариант №1

1. При каком значении a верно равенство а * 17 = 102?

а) 85; б) 1734; в) 6; г) другой ответ.

2. Запишите выражение: “частное суммы чисел а и b и произведения чисел 7 и c”.

а) а + b:7 *c; б) (а + b) :(7 * c) ; в) (а + b) :7 * c; г) другой ответ.

3. Составьте выражение для решения задачи: “Брату а лет, а сестра на 8 лет моложе. Сколько лет брату и сестре вместе?”

а) а + 8; б) а – 8; в) а + (а + 8) ; г) другой ответ.

Вариант №2

1. При каком значении b верно равенство b + 143 = 328?

а) 571; б) 125; в) 85; г) другой ответ.

2. Запишите выражение: “произведение частного чисел а и b на разность чисел с и 12”.

а) (а:b) *(с – 12) ; б) (а:b) * c – 12; в) а:(b * c) – 12; г) другой ответ.

3. Составьте выражение для решения задачи: “У Ани b карандашей, а у Тани на 4 больше. Сколько карандашей у них вместе?”

а) b + 4; б) b + (b + 4) ; в) b – 4; г) другой ответ.

10) Вопросы для закрепления, изученного материала (2 мин) (слайд 22)

  1. Какие выражения называются числовыми, какие буквенными?
  2. Что такое значение числового выражения? Приведите примеры.

VI. Домашнее задание (с комментарием) (слайд 23)

  • №335 (в,г)
  • 336(а,б)

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. (слайд 24)

Итак, ребята,что вам понравилось на уроке? В ходе выполнения каких упражнений у вас возникали трудности?

Литература.

  1. Виленкин Н.Я. Математика 5. М.: Мнемозина, 2007.
  2. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах. М: Вербум-М,2000;
  3. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика, 5. М.: Мнемозина, 2004.
  4. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы. М: Дрофа, 2004.
  5. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: Классикс Стиль, 2007.
  6. Шмырева Г.Г. Сборник задач с экономическим содержанием. Владимир,1994.
  7. http://www.intergu.ru/infoteka . Коллекция картинок для уроков математики в Сетевом сообществе педагогов “Интернет – государство учителей”, автор Савченко Елена Михайловна.