НОД по ФЭМП через интеграцию всех видов образовательных областей для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (10 МБ)


Программное содержание:

  • Развивать внимание, мыслительные операции.
  • Упражнять в составлении краткого пересказа в соответствии с текстом произведения (фрагмент сказки “Гуси-лебеди”).
  • Закреплять пространственные представления (вправо, влево, вверх, вниз), закреплять названия геометрических фигур.
  • Закреплять порядковый и количественный счёт в пределах 10.
  • Закреплять умение раскладывать предметы до 10 разной высоты.
  • Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными.
  • Поощрять стремление ребёнка выражать свои мысли и суждения при помощи точной и связной речи.
  • Закреплять умение группировать предметы по форме, цвету, размеру, величине.
  • Развивать умения ребёнка решать задачи на преобразование фигур при сочетании практических и мыслительных действий.
  • Развивать умения детей путём зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающую фигуру из предложенных фигур.
  • Поддерживать положительное и эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, желание прийти на помощь попавшим в беду.

Материал:

  • Две карточки с цифрами, буквы.
  • Лист картона А 4, с цифрами от 1 до 8, около каждой цифры нарисована геометрическая фигура (если цифры соединить, то получится печка).
  • Блоки Дьенеша.
  • Палочки Кьюизенера.
  • “Речка”- ткань голубого цвета.
  • Ребристая доска.
  • Стакан с водой, стакан с молоком, два камешка.
  • Яблоня (картинка).
  • Ёжик (игрушка).
  • Счётные палочки.
  • Лист картона с клетками 3 на 3 с нарисованными избушками.
  • Куклы: мальчик и девочка.
  • Корзинки, пирожки (плоскостные из картона).
  • Листы бумаги А4, фломастеры.

Педагогические современные технологии:

Математические технологии:

1. Блоки Дьенеша.

2. Палочки Кюизенера.

3. Логические задачи на поиск недостающей фигуры.

Здоровьесберегающие технологии:

1. Физкультурно-оздоровительная технология (профилактика плоскостопия).

2. Образовательная технология (личностно-ориентированного воспитания и обучения).

3. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.

4. Технология сохранения и стимулирования здоровья (физкультминутка с элементами речевой и пальчиковой гимнастики, подвижная игра).

5. Технология обучения здоровому образу жизни (коммуникативные (дидактические) игры).

6. Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.

Технология исследовательской деятельности:

Экспериментирование.

Технология ТРИЗ (преобразование фигур из палочек).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит большое и интересное путешествие с приключениями, играми, интересными заданиями. А поможет нам в этом сказка. Название сказки зашифровано и вам придётся его расшифровать.

Д/и: “Запомни цифры”. (слайд 2)

7 1 8 4   3 6 2 6 5 4
                     

 

1 2 3 4 5 6 7 8
У Б Л И Д Е Г С

Воспитатель: Назовите цифры на первой карточке. (7,1,8,4,3,6,2,6,5,4 дети называют хором).

Воспитатель: По порядку стоят цифры или нет? (Цифры стоят не по порядку).

Воспитатель: А вот вторая карточка с цифрами, а под ними буквы. Вам

нужно взять букву, запомнить под какой цифрой она лежала, и положить на первую карточку под эту же цифру. (Дети выполняют задание, воспитатель или дети читают название сказки).

Воспитатель: Сказка называется Гуси-лебеди”. Ребята, давайте вспомним, с чего начинается сказка. (“Жили-были отец с матерью. Были у них: дочка Машенька, да сынок Ванечка. Собрались родители в город и наказывают дочке: “Не ходи со двора, братца береги, а мы вам гостинцы привезём”.

Ушли родители, а девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Прибежала девочка домой – нет братца. Кинулась туда – сюда. Нет нигде. Выбежала в чистое поле и увидела вдалеке гусей – лебедей. Догадалась, что это они унесли её братца, и побежала гусей догонять”).

Воспитатель: Бежала девочка, бежала и видит ... А кого она увидела, вы узнаете, если поможете мне правильно соединить геометрические фигуры от цифры 1 до цифры 8.

Д/и: “Соедини цифры по порядку”. (слайд 3)

Воспитатель: Назовите фигуру, от которой мы начнём проводить линию. (Мы начнём проводить линию от жёлтого квадрата вверх к синему кругу),

Воспитатель: Какое направление дальше. (От синего круга вправо к красному овалу). И т.д.

Воспитатель: Получилась печка. “Печка-печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели”, - спрашивает Машенька. “Скажу, только сначала разложи мои пирожки в корзинки. Какая на корзинке цифра, столько пирожков нужно положить в эту корзинку”.

Ребята, давайте поможем Машеньке разложить пирожки в корзинки. (Дети выполняют задание).

Д/и: “Разложи пирожки в корзинки”. (слайд 4)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно разложили пирожки. Саша, какая у тебя цифра на корзинке. (У меня на корзинке цифра 5, я положил в корзинку 5 пирожков). И т.д.

Воспитатель: Показала печка Машеньке дорогу и побежала девочка дальше. Бежит Машенька по лесу, а вокруг видимо-невидимо ягод. Ребята, давайте вспомним и назовём ягоды, которые растут в лесу.

Д/и: “Назови лесные ягоды”. (слайд 5)

(В лесу растёт: малина, черника, земляника, брусника, клюква и т.д.).

Воспитатель: Сорвала Машенька ягодку малинку и съела. Ребята, а какая малина?

Д/и: “Какая малина?” (слайд 5)

(Малина вкусная, сладкая, полезная, ароматная, сочная и т.д.).

Воспитатель: А чем полезна ягода малина?

Д/и: “Чем полезна малина?” (слайд 5)

(В малине много витаминов, Из малины варят малиновое варенье. Сушат малину. Когда люди болеют, они пьют чай с малиновым вареньем. Оно помогает при простуде, снижает температуру. Заваривают сушёную малину и тоже пьют чай. Чай из сушёной малины, тоже снижает температуру).

Воспитатель: Прибежала Машенька на полянку и увидела яблоню. Давайте ребята встанем вкруг и представим, что мы на полянке.

Физкультминутка с элементами речевой и пальчиковой гимнастики. (слайд 6)

На полянке дул слабый ветерок: сссссссс. Улыбнитесь, покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам, дуйте (сссссссс 2-3 раза).

От ветерка закачалась яблоня. (Руки поднять вверх, энергичные движения).

Шелестели листочки на яблоне (движения пальцев) ш-ш-ш, ш-ш-ш. Давайте вместе: (ш-ш-ш, ш-ш-ш, ш-ш-ш).

Веточки опускались вниз. (Руки опустить вниз).

На полянке цвели цветы. Они радовались солнышку и распускали лепестки. (Пальцы сжаты в бутон – постепенное раскрытие ладони, сссссссс 2-3 раза).

Раскроет цветок свои лепестки, покажет солнышку. И один цветок распустился (ладошку показать солнышку, поднять вверх), и другой цветок распустился (вторую руку поднять вверх).

На нежный запах цветов прилетели пчёлы. Пчёлы летают и жужжат: ж-ж-ж, ж-ж-ж, ж-ж-ж. (Дети летают и жужжат)

Наелись пчёлки сладкого мёда и полетели в домики. А, вы, ребята, садитесь на стулья.

Воспитатель: “Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?” - спрашивает Машенька. А яблонька отвечает: “Мои яблочки висят очень высоко и чтобы их сорвать, нужны лесенки. Вот там лежат разноцветные палочки, их нужно поставить по высоте от самой низкой до самой высокой, чтобы получились лесенки. Выполнишь моё задание, построишь лесенки, скажу, куда гуси-лебеди полетели”.

Давайте, ребята, поможем Машеньке построить лесенки.

Д/и: “Построй лесенки” (слайд 7)

(Дети строят лесенки из палочек Кьюизенера)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые лесенки построили. Давайте посчитаем, сколько ступенек получилось. Будем подниматься наверх, и считать.

Д/и: “Сосчитай до 10 и обратно”. (слайд 7)

(Дети считают 1, 2, 3 ... 10).

Воспитатель: А теперь давайте спускаться вниз и считать. (Дети считают 10, 9, 8 ... 1).

Д/и: “Назови палочки слева и справа”. (слайд 7)

Воспитатель: Какие палочки стоят слева и справа от красной? (Слева от красной стоит голубая палочка, а справа стоит жёлтая палочка). И т.д.

Воспитатель: Сказала яблонька, куда гуси – лебеди полетели, и побежала Машенька дальше. Бежала, бежала и видит, течёт молочная речка кисельные берега.

“Молочная речка, кисельные берега, скажи, куда гуси-лебеди полетели. Скажу, если построишь через меня прочный мост. Строить мост нужно из больших и толстых блоков и чтобы рядом не лежали блоки одного цвета и одной формы”.

Ребята, давайте поможем Машеньке построить мост.

Строительная игра: “Построй мост из блоков”. (слайд 8)

(Дети строят мост из блоков Дьенеша).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой красивый и прочный мост вы построили.

Д/и: “Назови блоки”. (слайд 8)

Какой первый блок? (Красный, большой, прямоугольный, толстый.). И т.д.

Воспитатель: Сказала речка Машеньке, куда гуси-лебеди полетели, и побежала Машенька дальше. Долго бежала девочка и повстречала ёжика. “Ёжик, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Скажу, если поиграешь со мной, а потом расскажешь какие грибы растут у меня в лесу и какие грибы нельзя собирать”.

Давайте, ребята, поиграем с ёжиком, вставайте вкруг.

Физкультминутка. (слайд 9)

Ёжик шёл, шёл, шёл - Дети идут по кругу.
Белый гриб нашёл. Дети наклоняются и собирают грибы.
Раз грибок, два грибок,
Три грибок положил в кузовок.

Воспитатель: Сколько грибов положил ёжик в кузовок? (Ёжик положил в кузовок три гриба).

Воспитатель: Ёжик просит вас назвать, какие грибы растут у него в лесу.

Д/и: “Назови грибы”. (слайд 10)

(В лесу растут подосиновики, подберёзовики, лисички, белые грибы, мухоморы),

Воспитатель: Ёжик просит вас назвать какие гриб здесь лишний.

Д/и: “Какой гриб лишний” (слайд 10)

(Лишний мухомор, потому-что он ядовитый. Если мухомор съесть, то можно отравиться).

Воспитатель: Показал ёжик Машеньке дорогу к избушке Бабы-яги и побежала она дальше. А на пути ещё одна река, а через неё мостик. Давайте, ребята, снимем обувь и перейдём речку.

Подвижная игра: “Перейди речку по мостику” (слайд 11)

(Дети снимают обувь и переходят речку).

Эксперементирование. (слайд 12)

Воспитатель: Ребята, на нашем пути были две речки: одна молочная, другая обыкновенная. Посмотрите, у меня два стакана. В этом стакане что? (В этом стакане молоко из молочной речки. Оно не прозрачное).

Воспитатель: А в этом стакане что? (В этом стакане вода из обыкновенной речки. Она прозрачная).

Воспитатель: Давйте опустим камешки в стаканы. Где камешек виден?

(Камешек виден в прозрачной воде, а в молоке камешек не виден).

Воспитатель: А вот и избушки. Теперь, ребята, вам предстоит догадаться какая избушка у Бабы-яги.

Д/и: “Какой избушки не хватает?” (слайд 13)

Воспитатель: Давайте сначала рассмотрим первый верхний ряд. (Дети называют избушки).

Воспитатель: Давайте рассмотрим второй, средний ряд. (Дети называют избушки).

Воспитатель: Давайте рассмотрим третий нижний ряд. (Дети называют избушки и знак?).

Воспитатель: Как вы думаете, какой избушки здесь не хватает? (Не хватает квадратной избушки с круглым окном).

Воспитатель: Выберите недостающую избушку, и мы поставим её на место. (Дети выполняют задание).

Д/и: “Ключ”. (слайд 14)

Воспитатель: Баба-яга улетела, а избушку закрыла на секретный замок. Видите, здесь лежат палочки. Сосчитайте сколько их. (Дети считают. Десять палочек).

Воспитатель: Вам нужно построить из них три одинаковых квадрата. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Саша, расскажи, как ты строил квадраты. (Дети рассказывают: Сначала я построил один квадрат. Затем к нему пристроил второй квадрат, Затем пристроил третий квадрат.).

Воспитатель: Вам нужно переложить четыре палочки, так, чтобы получился ключ. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Открыла Машенька избушку ключом, вошла в неё, а там сидит братец и плачет. Взяла она братца на руки и побежала домой. А тут и отец с матерью вернулись. Привезли гостинцы для Машеньки и Ванечки. Ребята, а Машенька говорит вам спасибо за то, что вы ей помогли выполнить все задания и найти братца. Давайте скажем Машеньке до свидания. (До свидания).

Воспитатель: А сейчас, ребятки, давайте вспомним, как вы помогали Машеньке и нарисуем картинки. (Дети вспоминают сказку и рисуют под музыку Бетховена, Грига и других композиторов из серии “Малыш и классика”. (слайд 15)

Итог: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

Воспитатель: Спасибо. Вы все сегодня были молодцы!