Урок вляется уроком повторения (по программе В.В. Бабайцевой есть часы, отведенные для повторения орфографии в течение года).
Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и познакомить учащихся с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн. Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности.
На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, задания для интерактивной доски (Приложения 1, 2, 4).
На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая. Использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе. Такое дополнение дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока.
Особое внимание уделяется и анализу текста, повторяются признаки текста, понятия «тип речи, «стиль речи». Эта работа способствует развитию выразительности речи, сохранению чистоты языка (ясно, логично и точно излагать свои мысли), воспитывает бережное и сознательное отношение к русскому языку.
На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).
Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: составление предложения, производя различные действия (игра «Составь предложение» воспитывает внимание и быстроту реакции, а также этот вид работы способствует созданию мотивации к обучению); словарно-орфографическая работа на закрепление знаний и умений по правописанию корней с чередованием, изученных ранее и на данном уроке; лингвистический анализ текста; повторение морфемного и синтаксического разборов; работа с тестовыми заданиями. В конце урока выполняется дифференцированное задание: одна группа записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает данную орфограмму, а у другой группы задание усложняется: необходимо распределить слова, учитывая условия выбора на месте пропусков. Такая работа помогает учащимся обрести веру в свои силы, включает в посильную познавательную деятельность всех учащихся.
Данный урок, я думаю, поможет учащимся 8-ого класса не только закрепить правописание чередующихся гласных, но и испытать радость от приложенных усилий, пережить успех достижения цели.
Цель урока: закрепить знания и умения по правописанию корней с чередованием гласных.
Образовательные задачи:
- повторить ранее изученные орфограммы в корне слова;
- повторить знаки препинания при деепричастных оборотах;
- повторить общие сведения о тексте (тему, тип, стиль речи);
- познакомиться с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн;
- сформулировать умения различать слова с чередованием и проверяемой гласной.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
- способствовать воспитанию трудолюбия и взаимопонимания.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление: операция анализа, выделение главного, обобщение;
- развивать орфографическую зоркость;
- совершенствовать творческие способности;
- развивать выразительность речи.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, таблица «Правописание корней с чередованием гласных».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу с игры «Составь предложение».
II. Синтаксическая пятиминутка
Задание. Составьте предложение, производя следующие действия (Приложение 1):
- В капельках дождя отражались лучи солнца – взять обстоятельство, сделав его подлежащим.
- Хорошо пробежаться утром по росе – взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
- Взять глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит. Согласовать его с полученным подлежащим и поставить в настоящее время.
- Растения выделяют кислород – взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в предложном падеже, употребив его с предлогом на.
- Продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот.
(Капельки росы блестят на растениях, отражая лучи солнца.)
Вопросы:
1) Найдите в этом предложении орфограммы,
связанные с правописанием гласных в корне слова
(росы, блестят, растениях)
2) На какие группы можно разделить орфограммы на
правописание гласных в корне слова? (Безударные
проверяемые гласные, безударные непроверяемые
гласные и чередующиеся гласные.)
3) Назовите, какие корни с чередованием вы знаете?
Приведите примеры (это было вашим домашним
заданием)
4) От чего зависит написание гласных? (От
ударения, от суффикса, от последующей
согласной).
III. Объяснение нового материала
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись: – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь! (Учащиеся заполняют 4-ую колонку таблицы по правописанию корней с чередованием в тетради для правил).
IV. Закрепление нового материала
1) Словарно-орфографическая работа.
Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.
2) Работа с текстом (текст представлен на интерактивной доске). (Приложение 2)
Учитель читает текст, а учащиеся внимательно слушают. Задания и вопросы к тексту:
- О чем этот текст? (Об отдыхе ребят в летнем лагере)
- Определите тип речи. (Повествование)
- Какова цель автора? (Произвести впечатление)
- Каков же стиль данного текста? (Художественный стиль)
- Запишите 1-ый абзац текста в тетрадь, обозначьте графически корни с чередованием.
- Выполните морфемный разбор слов: разгоралась, позолотили, возраста, последнее предложение 2-ого абзаца разберите синтаксически.
После окончания работы один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, а остальные ребята проверяют.
Физкультминутка. Зарядка для глаз
3) Работа с тестовыми заданиями. Самопроверка (Приложение 3).
V. Самостоятельная работа. (Задание на интерактивной доске. Приложение 4)
Учащиеся делятся на две группы: 1-ая записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает орфограмму, 2-ая распределяет слова по 4-ем колонкам, учитывая условия выбора на месте пропусков.
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание
Учащиеся заканчивают работу с текстом (у каждого есть распечатка текста).