Экологические проблемы, связанные с ее производством» разработан группой учителей МБОУ «СОШ №81» г. Барнаула Гороховой Л.Н., учителем химии, Пятковой С.С., учителем биологии, Тарасовой Т.И., учителем географии, для учащихся 11 класса.
Урок проведен в предметную декаду естественнонаучного цикла 2012/2013 учебного года. В классе 20 учащихся, в подготовке урока приняли активное участие 8 учащихся, которые под руководством учителей приготовили материал с использованием электронных образовательных ресурсов, презентаций. Актуальность выбранной темы урока возрастает в связи с проведением в 2013 году в России Года охраны окружающей среды.
В ходе урока использованы различные формы стимулирования и контроля учащихся, активного диалога между специалистами и журналистами. В конце урока учащиеся самостоятельно сделали вывод об актуальности предметной интеграции получаемых знаний, необходимости соблюдения техники безопасности при получении, транспортировке и хранении серной кислоты, о своевременном решении экологических проблем.
Позитивным моментом считаем развитие познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, выраженную гражданскую позицию выпускников школы, способствование мотивации к выбору профессий.
Цели:
обобщить и углубить знания о химической технологии на примере производства серной кислоты, внутри- и межпредметно интегрировать знания о сере, серной кислоте и экологических проблемах, связанных с ее производством.Задачи:
- развитие экологической культуры учащихся;
- повышение интереса к познанию химии;
- вооружение учащихся знаниями основ химической технологии способами переработки химических соединений и применения серной кислоты.
- развитие умений учащихся целенаправленно работать с различными источниками информации, публично выступать, анализировать информацию, оценивать для себя значение полученной информации;
- развитие умений учащихся сопоставлять информацию, полученную по предметам географии, биологии и химии.
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: пресс-конференция.
Приемы деятельности учителя: помощь в работе с дополнительными источниками информации, в отборе материала, организации пресс-конференции.
Познавательные задания: внимательно выслушайте выступающего, задайте уточняющие вопросы, проанализируйте информацию и задумайтесь об экологических проблемах, связанных с производством и транспортировкой серной кислоты.
Оборудование:
- презентации по географии, экологии, химии:
- электронные образовательные ресурсы: http://fcior.edu.ru, http://files.school-collection.edu.ru.
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
Актуализация знаний учащихся.
Проблемный вопрос:
Пресс-секретарь: Почему в последнее время наблюдается все чаще разрушение исторических архитектурных зданий, памятников? Почему изменяется окраска листьев и засыхание вершин деревьев?
Пресс-секретарь: У нас сегодня проводится пресс-конференция на тему: «Получение серной кислоты. Экологические проблемы, связанные с ее производством».
На пресс-конференцию приглашены следующие специалисты:
Геолог (презентация «Сера, ее использование в химической промышленности»)
Химик-технолог (http://fcior.edu.ru/card/11498/poluchenie-i-primenenie-sernoy-kisloty.html)
Представитель транспортного отдела Ж/д по Западно-Сибирскому региону. Презентация «Транспортировка серной кислоты»
Эколог (http://fcior.edu.ru/card/3336/obshechelovecheskie-problemy-chelovek-drug-ili-vrag-prirody-i1.html ; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d26-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm – повреждение листьев кислотным дождём; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61ab260c-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/04_04_05_05.sw – анимация кислотные дожди; http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EA%E8%F1%EB%EE%F2%ED%FB%E5+%E4%EE%E6%E4%E8&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=45&class%5B%5D=47&class%5B%5D=48&class%5B%5D=49&class%5B%5D=50&class%5B%5D=51&class%5B%5D=53&class%5B%5D=54&subject%5B%5D=8&subject%5B%5D=25&subject%5B%5D=26&subject%5B%5D=27&subject%5B%5D=28&subject%5B%5D=29&subject%5B%5D=31&subject%5B%5D=37 – урок кислотные дожди – (фрагменты урока).
Доктор биологических наук (презентация «Круговорот серы в природе»)
Химик (http://fcior.edu.ru/card/11498/poluchenie-i-primenenie-sernoy-kisloty.html серная кислота)
Психолог (знакомит с профессиями химик-технолог, эколог, геолог, лаборант)
Журналисты СМИ «Химия и жизнь», «Вокруг света», «Кулунда Алтая».
В ходе урока вы заполняете схему, используя предложенную систему кластеров:
Выслушайте сообщения, проанализируйте их и заполните схему значками:
«*» – известная информация,
«+» – новая информация,
«–» – думал (а) иначе,
«?» – есть вопрос.
Итак, открываем пресс-конференцию. Уважаемые журналисты, вы можете задавать все интересующие вопросы по данной теме нашим приглашенным на конференцию специалистам. Прошу соблюдать регламент, наша пресс-конференция ограничена временными рамками, 40 минутами.
II. Закрепление
– Из чего (каких минералов) получают кислоту?
– Где размещаются эти сырьевые ресурсы?
– Как происходит круговорот серы в природе?
– Где используется серная кислота?
– Где целесообразнее всего размещать заводы по
производству серной кислоты?
– Назовите экологические проблемы, связанные с
производством серной кислоты.
III. Рефлексия:
– Что нового вы узнали из урока?
– Выскажите свое мнение по проблемам урока.
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.
V. Задание на дом:
1. Выполнить задание № 10,11 на стр.63,
решить задачи: № 3,4, стр. 63 (учебник
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 11 класс» – М.
«Просвещение» , 2011г.)
2. Приготовить сообщение: применение
серной кислоты в химической
промышленности, народном хозяйстве.
3. Повторить пути решения экологических проблем.
4. Подобрать материал из дополнительной
литературы «География предприятий на
территории Алтайского края, использующих серную
кислоту»