Тема урока "ДПИ. Бумажная пластика"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Цели урока:

  • Развитие творческого воображения
  • Познакомить учащихся с  бумажной пластикой (оригами)
  • Воспитание  аккуратности

Оборудование: Презентация  о ДПИ, трилистник.

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, краски, листы ф. №4.

План урока:

I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
III.Вводная беседа
IV. Изучение нового материала
V. Закрепление нового материала
VI. Самостоятельная работа учащихся
VII. Итог урока

а) выставка работ учащихся
б) рефлексия

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие класса.

Круг радости

Учитель приглашает всех в круг и предлагает попри­ветствовать однокласников так, чтобы в словах чувствовались доброжелательность и участие. Начинает учитель: «Ребята, я приветствую вас на уроке. Уверена, что если кто-то немного огорчён, он сумеет справиться с трудностями, потому что рядом друзья, которые обязательно помогут. А тех, кто весел, приглашаю поделиться своей радостью с одноклассниками».

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня мы с вами будем  снова говорить о ДПИ, а вернее об одном  из его видов бумажной пластике. Все ваши  классные работы  будут оценены. Но  оценку за выполненную работу вам буду ставить не я, а вы сами. Вы сами, сможете взять  на себя роль учителя  и оценить свои работы,  выставив отметки в прозрачный журнал который написан на доске (Приложение 1)

III.Вводная беседа

– Ребята давайте вспомним, что такое ДПИ? К какому виду искусства относится? (Ответы детей) Молодцы! Ответили все правильно.

Учитель. Итак, ребята вы, конечно,  помните, что  полная тема нашего урока звучит так ДПИ. Бумажная пластика. А, что это такое бумажная пластика? Как вы думаете? (Ответы, догадки учащихся). Хорошо, ребята, вы молодцы, ответили правильно. Это,  конечно же, поделки из бумаги. А, вернее «Пластика» (plastica) в переводе с итальянского означает – лепка, скульптура, ваяние.

IV. Изучение нового материала

1. Информация учителя Учитель объясняет новую тему, а учащиеся пишут в тетрадях и словарике новые слова.

Бумага существовала не всегда. Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, и скалах. Когда люди изобрели письменность, они научились использовать материалы для письма. Почти 2000 лет назад появилась бумага. По одной из легенд, бумага была изобретена в Китае человеком по имени Цай Лунь. Благодарные потомки причисли его к лику богов, и в его честь строили храмы. Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево и бамбук.  Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» – так называли бумагу, изготовленную из бамбука, или  слово «бумага» произошла от итальянского «bambagia», либо от татарского «бамуг» — означает материал из листов различной формы, изготовленный с применением целлюлозы или растений Много столетий бумага была редким и дорогим материалом. А сейчас нашу жизнь трудно представить без бумаги. Итак, бумага – это капиллярно-пористый листовой материал, состоящий из мельчайших волокон. Основным сырьем для изготовления  бумаги служит древесина, но некоторые виды бумаги делают из соломы, хлопчатобумажного, шерстяного и шелкового сырья. Тряпичные волокна придают бумаге прочность и долговечность.

Виды бумаги:

  1. Афишная – тонкая, гладкая обычно только с одной стороны, белая или цветная. Используется для печатания театральных и концертных афиш.
  2. Бархатная – цветная бумага, лицевая сторона которой покрыта ворсом. Применяется в декоративных работах, аппликациях.
  3. Ватманская – высший сорт чертежной бумаги.  Применяется для выполнения  чертежей, рисунков.
  4. Газетная – одна из разновидностей печатных бумаг, используемых для газет.

Бумага  очень интересный, пластичный материал. Мы   ее складываем, разглаживаем, скручиваем, мнём  и с помощью простых манипуляций создаём  композиции. Лёгким движением руки бумага превращается в автомобиль, куклу, рыцарский замок или макет города. Сегодня некоторые дизайнеры из плотного бумажного картона делают мебель и обувь. Техника бумажной пластики позволяет работать с различными видами бумаги в разных направлениях творчества. Существует направление бумажной живописи, где по аналогии с аппликацией из разноцветной, полупрозрачной  бумаги вырезаются детали, которыми оформляется картина. Используют специальную бумагу, окрашенную натуральными красителями: «васи» (японская) и «ханди» (корейская). Заготовки прикрепляются к основе при помощи прозрачного клея. Бумага «ханди» лежит в основе традиционного корейского искусства. Производство этой бумаги началось полторы тысячи лет назад. Бумага производится из тутового дерева с применением натуральных красителей и обязательно ручным способом. Бумага «васи» – традиционная, невероятно красивая бумага, выпускаемая в Японии. Изготавливается как на фабриках, так и вручную. «Васи» применяется также для создания изделий в технике оригами. Выпускается как односторонняя так и двухсторонняя с различными рисунками во всей цветовой гамме. Все виды бумажного творчества переплетены между собой: оригами, киригами, квиллинг, бумажная пластика, скрапбукинг. Они вбирают в себя общие идеи, правила складывания и формы работы с бумагой. Вы с детства знакомы со многими  оригинальными поделками  из бумаги и наверно умеете их складывать. Назовите их. Некоторые из них  не только плавают, но и летают, а также  их можно носить на голове, (самолет, кораблик, шапка) Быстро складывается самолет учителем и запускается в класс, затем ребятам дарятся кораблики и на голову одеваются шапки

 Физкультминутка (осознание движений, антистрессовая гимнастика) (Приложение 2)

Перекрестные шаги, расслабляющий «поклон».

V. Закрепление нового материала

Учитель. Ребята сейчас я предлагаю вам внимательно  посмотреть в окно. Что вы там видите? (Сыро, мокро, холодно, хочется тепла, уюта. Осень.) Да, верно. Это осень! А осенью есть осенние листья. Завораживающая красота осенних листьев наполняет вдохновением всех романтиков и художников! Сейчас мы с вами займемся волшебством. Давайте на некоторое время примерим роли волшебников. И научимся из простого белого листа    сотворить  чудо лист.
Давайте взглянем на модуль Трилистник. (Учитель показывает готовый модуль и готовые работы.) Именно он  будет основным действующим лицом. Сегодня мы с вами немало узнали о возможностях бумаги. Но давайте двигаться дальше. Попробуем соединить бумажную пластику с  различными приёмами и техниками, например оригами. Для складывания листьев мы возьмём  обычную цветную или  белую бумагу.  В вашем распоряжении акварель, гуашь, карандаши, фломастеры Я сейчас покажу, как  правильно  складывать трилистник. Вы внимательно смотрите, и повторяете все манипуляции за мной.
Итак,  последовательность выполнения работы

VI. Самостоятельная работа учащихся

Складывание трилистника и составление из модулей кленового  листа. (Приложение 3)

VII. Итог урока

Но вот ребята наш чудо урок подошел, к концу вы все хорошо потрудились и сейчас я предлагаю вам выйти к доске  и показать  всем свою работу и выставить   себе оценку в прозрачный журнал.

а) Выставка работ учащихся (Приложение 4)

Анализ работ

Дмашнее задание: соединить полученные модули трилистника в кленовый лист и раскрасить красками

б) Рефлексия

– Понравился ли вам урок?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что больше всего запомнилось?
– Что не понравилось?

Использованная литература:

  1. Р. Борсук. Вакцина от стресса. «Питер», 2006
  2. Светлана Букина,  Максим Букин. Квиллинг. Волшебство бумажных завитков. Изд-во Феникс. 2010 г.
  3. Васехина Т.А.  Селезнева Е.В. Объемное бумагокручениe – СПб.: РОО «Молодежный корейский культурно-просветительский центр»
  4. Нина Острун. Оригами. (Статья из интернета)