Ход урока
Дети заходят в класс. Звучит русская народная песня “Светит месяц”. Детям раздаются свернутые бумажки трех цветов, на которых написано название инструмента. Учитель встречает учеников в русском платке на плечах, отстукивая ритм на ложках или трещотке, кланяется в пол.
Презентация. Слайд №1 “Музыка моего народа”
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Зовут меня Екатерина Павловна, и хочу пригласить я вас в удивительный и таинственный мир – мир русской народной песни.
А какие песни называют русскими народными? (Те, которые сочинялись и исполнялись людьми, старые песни)
Ребята, о чем пели люди в народных песнях? Какую роль песня играла в их жизни? (Дети отвечают)
А благодаря чему, мы, слушатели, можем отличить русскую народную песню от обычной? (Дети отвечают)
А вот эту песню можно назвать русской народной? (исполняю 2 куплета “Во кузнице”). Дети отвечают “Да”. А как вы догадались?
Исполняем вместе песню “Во кузнице”.
Слайд №2 “Текст песни”
А что бы вы еще добавили к голосу? Что еще использовали люди, исполняя песни? (Музыкальные инструменты) Как их называют? (Народные) Какие народные инструменты вы знаете? (Балалайка, гусли, ложки и т.д.)
Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с некоторыми народными инструментами.
Слайд №3 “Народные инструменты”
Именно поэтому я пришла к вам не с пустыми руками.
Учитель открывает плетеный короб, а там лежит три инструмента.
(Не доставая из короба позвенеть бубном). Догадались что это за инструмент? (Это бубен) Правильно.
Слайд №4 “Бубен”
Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись у скоморохов. А кто такие скоморохи, вы знаете? А еще бубны использовались в ратном деле и известны исторические факты, которые подтверждают использование бубна в первых крестовых походах. А как вы думаете, для чего военным бубен? Бубен звучит, как несколько колокольчиков, то есть это придавало противнику ощущение того, что на него надвигается многочисленное войско, хотя бубнов было всего несколько. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов. Также, по сей день бубны используют шаманы.
А скажите, как можно играть в бубен? (Ударяя по нему рукой или потряхивая, звеня бубенцами) Настоящие виртуозы игры на бубне ударяют им по коленам, локтям, лбу и даже носу, подбрасывают их и ловят в воздухе.
Учащимся с желтыми бумажками раздаются бубны, исполняют ритмический рисунок.
А это что за инструмент? (Не доставая из короба погреметь трещоткой) Это трещотка. Молодцы.
Слайд №5 “Трещетка”
На что похож звук трещетки? Трещотки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Использование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент, кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов.
Как же играют на трещотках? (Ударяя дощечки друг о друга или веером)
Учащимся с зелеными бумажками раздаются трещотки, исполняют ритмический рисунок.
Ну а это самый простой народный инструмент, который мы осваиваем с самого детства, особенно когда хотим кушать? (Постучать ложками) Это ложки. Правильно.
Слайд №6 “Ложки”
Ребята, а попробуйте сами придумать историю появления этого инструмента. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук.
А кто может показать, как правильно нужно играть на ложках? (Дети показывают).
Учащимся с красными бумажками раздаются ложки, исполняют свой ритмический рисунок.
Скажите, пожалуйста, ребята, к какой группе инструментов народного оркестра относятся эти три инструмента? Имеют ли они определенную звуковысотность? (Ударные инструменты). Посмотрите, ребята, насколько просты эти инструменты. Все они родом из самых подручных материалов. То, что окружало людей в жизни, сразу становилось музыкой. В этом и заключается особенность нашей народной музыки – в ее простоте, доступности и душевности.
Вдруг у учителя звонит телефон (подговорить сопровождающего). Ему якобы сообщают о фестивале.
Ребята, мне только что сообщили, что на мою электронную почту пришло приглашение на какой-то фестиваль. Давайте посмотрим.
Слайд №7 “ афиша”
“Внимание! Внимание! Сегодня состоится музыкальный фестиваль народного творчества “Играй, гармонь!”. Всех талантливых ребят приглашаем принять участие в фестивале. Гость праздника - ансамбль музыкантов, играющих на русских народных инструментах, завоевавший славу во всем мире – ТЕРЕМ-КВАРТЕТ! Приходите, будет интересно!”.
Ребята, я считаю, что нам стоит попробовать подготовиться к этому фестивалю. Тем более, что теперь в нашем распоряжении есть не только знания о народной песне, но и народных инструментах. Давайте сейчас попробуем их соединить.
Играем в игру “Ритмический рисунок”. Каждая группа инструментов по очереди отстукивает свой ритм по команде учителя. А учитель, в свою очередь, в разном порядке указывает на инструменты.
Разучиваем без музыкального сопровождения с инструментами “Во кузнице”.
Текст песни на экране. Слайд №8
Итак, фестиваль народного творчества “Играй, гармонь” считается открытым. И первым номером выступает всемирно известный ансамбль народных инструментов “Терем-квартет”.
Видео-сюжет
А почему квартет? На каких инструментах играли артисты? Я знаю, что вы уже знаете все о происхождении балалайки. А помните ли вы имя музыканта, который усовершенствовал деревенскую балалайку и создал целый оркестр народных инструментов? (Василий Андреев)
Слайд №9 “Андреев с оркестром”
Уважаемые гости нашего фестиваля. Сейчас для вас выступит молодой, но весьма талантливый оркестр народных ударных инструментов “4 народный”.
Выступление учащихся “Во кузнице” с сопровождением.
Текст песни. Слайд №10
Вот и подошла наша встреча к концу. Скажите, пожалуйста, вам понравилось играть на народных инструментах? А с какими инструментами мы сегодня познакомились? Я благодарю вас за отличную работу на уроке и желаю вам и вашей учительнице творческих успехов и помните, как сказал Сервантес “Где живет музыка – плохого быть не может”. До встречи на следующем фестивале.
Выход учащихся под песню “Валенки”.
Слайд №11 “Благодарю за отличную работу”