За неделю до игры объявляется тема. Класс предварительно разбивается на две команды с последующим подразделением на основной состав и группу поддержки, выбором капитана.
Добрый день!
Я приветствую вас и приглашаю принять участие в игре “Совет мудрецов”.
Как утверждал древнегреческий учёный Демокрит: “... из мудрости вытекают следующие три (способности): выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует”. Пусть эти слова станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, ибо, надеюсь, что все участники будут прекрасно решать задачи, безошибочно говорить и делать только то, что следует. А девизом игры пусть станет вольная интерпретация русской поговорки: “Плох тот ученик, который не мечтает стать мудрецом”.
Представление команд и жюри.
Первый этап в наших состязаниях - “Литературный”, чтобы показать, что у физиков самое тёплое отношение к лирике.
Максимальная оценка этого этапа - 5 баллов. В случае затруднения можно использовать 3 подсказки. Но каждая подсказка ведёт к уменьшению оценки на 1 балл.
Задание для первой команды по мотивам “Сказки о молодильных яблоках и живой воде” [1].
“Вдруг Иван-царевич говорит:
- Стой! Перчатку обронил.
А конь отвечает:
- В кою пору ты говорил, я уж триста вёрст проскакал!
Оцените с какой скоростью скакал конь (1 верста = 1,07 км).
Оборудование: секундомер, текст задачи.
Подсказки, предлагаемые по просьбе команды в случае затруднений при выполнении задания:
- конь движется прямолинейно и равномерно;
- измерьте время произношения фразы “Стой! Перчатку обронил”, используя секундомер;
Задание для второй команды по мотивам былины “Илья и Соловей-разбойник”[1].
“Раным-рано выехал Илья из Мурома, и хотелось ему к обеду попасть в Стольный Киев-град. Его резвый конь поскакал чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего”.
Оцените, с какой скоростью скакал конь богатыря. Будем считать, что Илья выехал из Мурома в 4.00 и прибыл в Киев в 14.00.
Оборудование: карта Киевской Руси, текст задачи.
Подсказки:
- измерьте по карте расстояние между Киевом и Муромом (учтите масштаб 1:400000);
- рассчитайте время путешествия Ильи, если он выехал из Мурома в 4.00 и прибыл в Киев в 14.00;
- принимая, что конь движется прямолинейно и равномерно, рассчитайте скорость коня по формуле
Второй конкурс “Верю - не верю”.
Я буду задавать вопросы, а вы должны отвечать “да” или “нет”. За каждый правильный ответ - 1 балл. Если в течение 3 секунд нет ответа, то засчитывается проигрыш.
Задание для первой команды
Итак, верите ли вы ...
- Максимальная скорость движения акулы больше, чем у дельфина? (Нет).
- Что самолёт взлетит быстрее, если будет разгоняться против ветра? (Да).
- Изменение скорости в единицу времени - это ускорение? (Да).
- Средняя скорость пешехода - 5 км/ч. (Да).
- Свободное падение - это падение со статуи свободы в Нью-Йорке? (Нет).
- Скорость - величина векторная. (Да).
- Если график выглядит следующим образом
<Рисунок 1>, то тело движется равноускоренно.
(Да).
Рисунок 1 - Единица измерения ускорения - м/с. (Нет).
- Если ехать на автомобиле вверх по горным дорогам, то шины становятся твёрже. (Да).
- Если уравнение движения тела имеет вид: x=12+2t2, то тело движется прямолинейно и равномерно. (Нет).
Задание для второй команды
Верите ли вы ...
- У утки максимальная скорость движения больше, чем у ласточки? (Да).
- 3,6 км/ч >1 м/с. (Нет).
- Максимальная скорость гепарда - 112 км/ч. (Да).
- Если график ускорения выглядит следующим
образом <Рисунок 2>, то тело движется
прямолинейно и равномерно. (Да).
Рисунок 2 - Перемещение - это направленный отрезок прямой, соединяющий начальное и конечное положение тела. (Да).
- И. Ньютону было 27 лет, когда он стал профессором Кембриджского университета. (Да).
- Путь - векторная величина. (Нет).
- Ускорение свободного падения принимают равным 8,9 м/с2. (Нет).
- Если уравнение зависимости проекции скорости движущегося тела от времени имеет вид то тело движется прямолинейно и равноускоренно. (Да).
- Нагруженную тачку легче тащить за собой, чем толкать перед собой? (Да).
Третий конкурс - “Математический”, состоящий из двух частей:
два представителя от каждой команды решают следующую задачу: “Пройдя 3/8 длины моста, ослик Иа-Иа заметил автомобиль, приближающийся со скоростью 60 км/ч. Если ослик побежит назад, то встретится с автомобилем в начале моста; если - вперёд, то автомобиль нагонит его в конце моста. С какой скоростью бегает ослик Иа-Иа?” [2];
остальные члены команды должны нарисовать на листе ватмана фигурку собаки, составив её из цифр; сумма цифр, образующих фигурку и идёт в копилку команды.
Четвёртый конкурс - “Экспериментальный”, также состоящий из двух частей. Этот конкурс отнюдь не случаен в нашем состязании. Леонардо да Винчи утверждал: “Опыт - отец всякой достоверности. Мудрость - дочь опыта”. Значит, настоящие мудрецы должны быть хорошими экспериментаторами.
Первую часть выполняют по два представителя от каждой из команд. Максимальная оценка - 5 баллов.
Задание для первой команды по определению начальной скорости мячика [3].
Оборудование: мячик, секундомер, текст задания.
Один экспериментатор бросает вертикально вверх мячик от уровня стола, второй – запускает секундомер в момент броска и останавливает его в момент удара мячика о поверхность стола.
В течение половины измеренного интервала времени мяч поднимается вверх и за такое же время падает на стол, т. е.=2t1, где – время подъёма мяча на максимальную высоту.
Учитывая, что при броске вверх и в верхней точке подъёма скорость мяча через время :
Задание для второй команды по измерению времени реакции наблюдателя на световой сигнал [3].
Оборудование: линейка, текст задания.
В эксперименте участвуют два ученика: “испытуемый” и “испытатель”. “Испытатель” держит линейку в вертикальном положении за её верхний край. (При этом нулевое деление удобно расположить снизу). “Испытуемый” держит руку в 2-3 см от нижнего края линейки.
В какой - то момент “испытатель” отпускает линейку, а “испытуемый” пытается как можно быстрее поймать её пальцами.
Расстояние, которое пролетела линейка, определяется временем реакции “испытуемого”. Чем меньше расстояние пролетит линейка, тем меньше время реакции “испытуемого”. Учитывая, что в случае свободного падения , время реакции
Вторая часть этого конкурса - “Поездка в автобусе”.
По 1 человеку от команды, сев спиной друг к другу и боком к классу, показывают, что происходит с пассажирами в случаях, которые объявляет ведущий. За каждую правильно показанную ситуацию - 1 балл. Но сначала следует сделать небольшое напоминание в виде опыта с бруском, установленным на легкоподвижной тележке, которая
- начинает резко двигаться;
- резко останавливается.
Предлагаемые ситуации:
- автобус резко тронулся;
- едет равномерно;
- резко повернул вправо;
- резко затормозил;
- резко повернул влево;
- едет равномерно;
- взлетает с ускорением 3g вверх;
- падает и касается земли колёсами;
- едет дальше, но вдруг - на пути ребёнок.
Пятый конкурс: задачи на сообразительность [4] .
Задача №1: из 10 спичек получите нуль.
Ответ: <Рисунок 3>.
Рисунок 3
Рисунок 4
Задача №2: переложите 5 спичек в предложенной фигуре <Рисунок 4> так, чтобы получилось два квадрата.
Ответ: <Рисунок 5>.
Рисунок 5
Пока команды решают задачи на сообразительность, для болельщиков предлагается следующее задание: лишь однократно используя буквы русского алфавита, составить список учёных - физиков. Каждая фамилия - 1 балл в копилку команды.
Шестой - заключительный - конкурс “Исправьте ошибку”.
На плакатах - формулы кинематики. Да вот беда, художник наделал массу ошибок. Исправьте их.
Оцениваются правильность и быстрота выполнения задания: за каждую правильно выполненную формулу - 1 балл.
Для болельщиков, чтобы они не заскучали, предлагается разгадать ребусы, представленные на плакатах.
Подведение итогов
О, мудрейшие! Ваши знания, смекалка, опыт, ум, а возможно, что иногда и случай привели вас к успеху. Поздравляем с победой!
Награждение победителей, прочих участников игры и наиболее активных болельщиков.
Библиографический список
- Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках.- М.: Школьная пресса, 2002. - 128 с. - (Библиотека журнала “Физика в школе”; Вып. 22).
- Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике: кн. Для учащихся 5-7 кл./ А. В. Спивак. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. - 207 с.: ил.
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вербум - М, 2001. - 208 с.
- Аменицкий Н.Н., Сахаров И. П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Гл. ред. Физ-мат. лит., 1991. - 128с.
- Кибальченко А. Я. Физика для увлечённых. Решать задачи трудНО вместе возможно/ А. Я. Кибальченко, И. А. Кибальченко.- Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 188, [1]с. - (Библиотека школьника).
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. - 16-е изд.- М.: Просвещение, 2003. - 224 с.: ил.
- Ланина И. Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1995. - 224 с.: ил.