Сценарий НОД с элементами логоритмики для детей подготовительной группы с ФФНР. Тема: "Мир музыки и звуков"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: “Музыка”, “Коммуникация”, “Социализация”.

Цель: развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к музыке с применением логоритмики.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков ритмичного исполнения в различных видах музыкальной деятельности;
  • развитие словаря за счет расширения представлений о музыкальных профессиях;
  • развивать речевое дыхание и голос, артикуляцию и дикцию, чувство ритма;
  • создавать условия для развития умений детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам и добиваться правильного результата.

Оборудование: Презентация “Дирижер”, зеркало, перчатки с пуговицами, схемы речевых звуков, предметные картинки (балалайка, труба, барабан, скрипка, аккордеон, бубен, флейта, дудочка), музыкальные медальки.

Репертуар:

- вход и выход: сл.А.А Арканова, муз. К.Певзнер “Оранжевая песенка”,

- слушание: А. Вивальди “Зима”,

- пение: муз. Э Ханок, сл. М.Пляцковского “Музыка зимы”,

- Распевка: русская народная музыка,

- танец “Рок-н-ролл”,

- оркестр: сл. и муз. В.Шаинского “В траве сидел кузнечик”.

Ход образовательной деятельности

Звучит весёлая музыка, дети заходят в музыкальный зал с педагогами.

Музыкальный руководитель: Доброе утро, дорогие друзья!

Логопед: Доброе утро, уважаемые зрители!
Давайте пожелаем всем доброго утра!

Логопед, музыкальный руководитель и дети:

“Доброе утро!”

Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее!
Мы погладим лобик,
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разогреем ладошки,
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, Смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова,
Будьте все здоровы!

Музыкальный руководитель: Сегодня вы попали на самую замечательную телепередачу “Мир музыки и звуков!”. И мы, её ведущие (И.О. педагогов) рады приветствовать вас, в нашей студии.

Логопед: Давайте подарим всем хорошее настроение! Заведём весело наши “самолётики”. Музыкально-ритмические движения с звуком выполняет логопед вместе с детьми (круговые движения с согнутыми в локтях руками).

Ла-ла; ло - ло; лу - лу; лы – лы

Логопед: Ну, а чтобы настроение совсем поднялось, выполним танцевальное движение “всё хорошо”:

И.п. – ноги вместе, руки на поясе.

  1. Правая рука вытянута вперед большим пальцем вверх, левая нога - в сторону, на пятку.
  2. И.п.
  3. Левая рука вытянута вперед большим пальцем вверх, правая нога - в сторону, на пятку.
  4. И.п.

Логопед выполняет танцевальное движение с детьми со счётом – без музыки. Со слогами под музыку: ла–ла.

Логопед: Давайте, ребята, займём свои места в студии.

Звучит спокойная музыка. Дети проходят на свои места.

Музыкальный руководитель: Ребята, что такое музыка? Из чего состоит музыка? Без чего не может быть музыки?

Ответы детей.

Логопед: На экране спрятана картинка. Экран разделен на 6 секторов. (Презентация 1)

Как вы думаете что нам предстоит сделать для того чтобы наша картинка открылась?

Дети: Мы должны выполнить задания.

Логопед: Выполнив все 6 заданий правильно, у нас откроется картинка, о которой мы поговорим позже. Тот, кто первым будет правильно отвечать, будет получать музыкальную медаль. И так, мы начинаем!

Предлагаю открыть сектор, который вы выберете.

Дети достают кубик с номером.

1 Сектор

Логопед: Что нам делать, как нам быть, чтобы ротик разбудить?

Дети: Гимнастику для язычка.

Логопед: Правильно! Давайте сделаем гимнастику для язычка под музыку. Возьмите каждый своё зеркало.

“Гимнастика для язычка”.

(Детям, правильно выполнявшим задание, даётся медаль)

Язычок у нас проснулся к подбородку потянуться…. (Упражнения: качели, часики, лошадка, самолетики Ы).

Логопед: А сейчас я вам усложню задания. Мы пропоем распевку по моей схеме.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса (трезвучия).

Логопед просит детей “попевать” гласные звуки по схеме:

“А – О – У – песенку пою,

А – Ы – О – как мне хорошо!

А – Ы – У – губки я тяну.

А – Ы – И – песенка замри!”.

Детям, правильно выполнявшим задание, даётся медаль.

Логопед: Предлагаю открыть сектор, который вы выберете. Дети достают кубик с номером.

2 Сектор

Скороговорка.

“Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала”

“Около кола колокола, вылиты колокола да не по-колоколовски”.

- Повторяйте за мной.

Задания выполняются со всей группой детей, индивидуально.

Логопед: Предлагаю открыть сектор, который вы выберете. Дети достают кубик с номером.

3 Сектор

Музыкальный руководитель: Предлагаю прослушать отрывок из музыкального произведения.

Слушание А. Вивальди “Зима”.

Музыкальный руководитель: Как называется музыкальное произведение? Кто написал музыку? О чём рассказывает эта музыка?

Ответы детей.

Ребята, покажите образно, какие музыкальные инструменты звучали?

Дети показывают.

А кто сочиняет и пишет музыку?

Ответы детей.

Дети, отвечавшие правильно, получают медаль.

Логопед: Предлагаю открыть сектор, который вы выберете. Дети достают кубик с номером.

4 Сектор

Музыкальная пауза.

Музыкальный руководитель: По вступлению назовите название песни, композитора, характер песни, о чём поётся?

Детям предлагается пропеть 2 куплета песни. Песня “Музыка зимы” муз. Э.Ханок, сл. М.Пляцковского.

Сегодня разучим третий куплет песни.

Музыкальный руководитель поёт третий куплет песни.

Логопед: Ребята, достаньте наши музыкальные перчатки, оденьте. С помощью перчаток разучим третий куплет.

Логопед, музыкальный руководитель и дети выполняют движения пальцами в перчатках “Пальчики здороваются”, проговаривая слова песни без музыкального сопровождения, ритмично. На куплет – “пальчики здороваются друг с другом, на припев – “хлопки” с притопом стоя, предложить детям спеть индивидуально.

Музыкальный руководитель: А теперь снимем перчатки и споём всю песню с музыкальным сопровождением.

Детям, правильно выполнявшим задание, даются медали.

Логопед: Предлагаю открыть сектор, который вы выберете. Дети достают кубик с номером.

5 Сектор

Музыкальный руководитель:

Громко музыку включает,
Дискотеку развлекает,
Ну, ответьте поскорей?
Всем понятно, он -…Ответы детей. (Диджей)

Логопед: Ребята, а вы знаете, кто такой Ди-джей? Это музыкальная профессия, которая появилась в 1935 году и пришла из Америки. В нашей стране эта новая профессия появилась совсем недавно. Это человек, который создает радостное настроение, зажигает народ, заставляет публику двигаться, танцевать.

Предлагаю вам устроить дискотеку, а ди-джеем будет (И.О.логопеда)

Весёлый танец.

Музыкальный руководитель предлагает детям встать в шахматном порядке по всему залу. Движения танца закрепить без музыкального сопровождения, под счёт, отработать ритм, синхронность. Затем, станцевать танец весело, задорно.

Музыкальный руководитель: Весело потанцевали, а теперь восстановим дыхание.

Дыхательное упражнение (поставить детей в круг). Встряхнуть кисти рук, и поднимая их плавно, пластично вверх – вниз, делать вдох носиком, выдох через рот “трубочкой”.

Логопед: Предлагаю открыть сектор, который вы выберете. Дети достают кубик с номером

6 Сектор

Логопед: А теперь скорей ребятки, отгадайте вы загадки:

Перед детьми выкладываются карточки – ответы с изображением музыкальных инструментов, тот, кто первым отгадал загадку, должен взять карточку, и показать всем детям, каточки с ответами вывешиваются на мольберте. После каждого правильного ответа играют фанфары. Логопед просит назвать профессию музыканта, который играет на том или ином инструменте: (балалайка) – балалаечник, (скрипка) – скрипач, (труба) - трубач, (барабан) – барабанщик

1. Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно… (Балалайка)

2. Кто в оркестре всем поможет? Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран! Кто же это? (Барабан)

3. Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека, поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив. Я называюсь… (Скрипка)

4. Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт! (Труба)

Как называют людей играющих на музыкальных инструментах - … (музыканты). Ответы детей.

Отрывается последний сектор, и дети на экране видят оркестр и дирижера.

Что мы видим на экране? Что такое оркестр? А кто играет в оркестре? Кто еще есть в оркестре кроме музыкантов? Ответы детей.

Оркестр – группа музыкантов, исполняющая одно музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах. Существуют оркестры симфонические, народных инструментов, духовые, эстрадные, камерные и другие.

Дирижёр – в переводе с французского означает “управлять”. Дирижёрами называют музыкантов – руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров. Дирижёров хора называют хормейстерами, а дирижёров военных оркестров – капельмейстерами.

Логопед и музыкальный руководитель: Ребята, предлагаем вам стать музыкантами в оркестре. Музыкальный руководитель дирижер.

Игра “Оркестр”

Цель: Развитие слухового внимания, музыкального слуха и упражнения в произнесении звука “Л” и “Р” в слогах (закрепление).

Ход игры. Одна группа детей – трубачи, другая – барабанщики, третья – скрипачи, четвертая – балалаечники. Музыкальный руководитель – дирижер. Дети выполняют имитационные движения игры на барабане, трубе, скрипке, балалайке под знакомый мотив без слов ++: ру-ру-ру (для трубачей), ра-ра-ра (для барабанщиков), лы-лы-лы (для скрипачей), ло-ло-ло (для балалаечников). Поупражняв каждую группу отдельно, дирижер начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую она указывает палочкой. Дети должны внимательно следить за ее указаниями. Когда дирижер взмахивает обеими руками, играют все вместе, стараясь не сбиться (песня “В траве сидел кузнечик).

Музыкальный руководитель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на нашей телепередаче? Какие бывают музыкальные профессии? Без чего не может быть музыки? Ответы детей.

Посчитайте свои медали, у кого больше? Победитель выходит в круг, и мы его одарим добрыми словами.

Время нашей телепередачи “Мир музыки и звуков” подошло к концу.

Музыкальный руководитель и логопед поют “До свидания!” В разных интонациях. Дети повторяют в ответ.

Под веселую музыку дети с педагогами выходят из зала.