Учебник (УМК): А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до 16 века. 6 класс.
Тип урока: интегрированный урок
Оборудование: образцы рисунков в русском и удмуртском стиле, проектор, компьютер, презентация
Цель: познакомить с одеждой удмуртов и русских.
Планируемые результаты:
- Предметные: научаться определять разницу между русской и удмуртской одеждой
- Метапредметные:участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя
- Личностные: договаривать и приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать, делать выводы; оценивать свои результаты
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, которые приведут к достижению запланированных результатов. |
Деятельность ученика |
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
Орг. момент 2 мин. |
Настраиваю на урок | Здравствуйте, ребята. Садитесь. – Что
хотите получить от урока? |
Готовят и проверяют рабочее место. – Сидеть тихо, слушать учителя |
организовывать своё рабочее место
|
Актуализация знаний, проверка домашнего задания 5 мин. |
У каждого на столе листочки с тестовыми заданиями, а на доске уже записаны число. затем для проверки д.з. Использую взаимопроверку. | – Откройте тетрадь, запишите число – Выполните тест – Проверьте и оцените друг у друга |
Записывают Выполняют тест Проверяют Оценивают |
Сотрудничать с
одноклассниками при выполнении учебной задачи. Оценивать результаты своей работы и товарища |
Определение темы 3 мин. |
«Одежда»
|
Слайды 1-2 – Дети, а какие народы проживают в Удмуртии? – А в чем различие? – Сегодня мы поговорим об этих народах, которые населяют нашу малую родину – Удмуртию, а именно затронем вопрос, связанный с одеждой (карта Удмуртии). – Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? Слайд 1 |
Отвечают на вопрос учителя Записывают тему урока и план в тетради. |
Принимать учебную задачу
урока. Определять тему урока Ориентироваться в учебнике |
Объяснение нового. По учебнику 17 мин. |
Показываю Рассказываю
|
– Давайте расселим эти народы на
территории Удмуртии (дети по очереди берут
карточки с названием народа и прикрепляю на
карту). Много народностей проживает в
Удмуртии. – Как вы думаете, людей, каких народностей у нас больше? Давайте посмотрим и сравним правильно ли вы думали (слайд 2 таблица процентного проживания народностей) – Как вы думаете, об одежде каких народов мы с вами сегодня будем говорить? (Русском и удмуртском, так как их больше) – Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? А это узоры какого народа? Слайд 3 – А теперь посмотрите следующий слайд и скажите узоры какого народа изображены на этом слайде? Слайд 4 Давайте в тетради заполним таблицу «Сходство и различие в узорах удмуртов и русских» Слайд 5 – Какие различия вы нашли? А в чем сходство? Узоры русского народа – это плавные линии без единого угла. А в удмуртском орнаменте присутствуют геометрические формы. Общее – изображены узоры растительного и животного мира. – А как вы думаете, почему люди изображали растения и животных? (Учитель одетый в одежду русского народа рассказывает о ней) – В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счет использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим. По-прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметной в женском костюме. Все чаще поверх рубахи одевали сарафан с пуговицами во всю длину. На сарафан надевали душегрею – короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинную шубу, которая почти ничем не отличалась от мужской. Всю свою одежду женщины шили сами. На ногах были лапти. Н а голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шелка – волосник, а поверх одевали платок. Слайд 6 – Сейчас об одежде удмуртов вам расскажет краевед (учитель одет в одежду удмуртского народа). Одежда удмуртов состояла из рубахи (дерэм), в южных районах с широкими оборками, передника (айшет), вязаных узорных чулков или носков (пыдвыл), лаптей (кут) или башмаков (ката) и валенок( гын сапег) . в качестве летней верхней одежды в северных районах надевали распашной холщовый халат (шордэрэм) с короткими ложными рукавами, в южных – камзол или безрукавку (саестэм). Теплой одеждой служили полушерстяной красный или красный в черную полоску кафтан (зыбын), суконный кафтан (дукес) и шуба ( пасъ). Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные – не отрезными и без сборок, но приталенные. Головные уборы были разнообразыми: в прошлом женщины носили высокую берестяную шапку (айшон), обшитую холстом и украшенную лентами, бисером, с покрывалом ( сюлык), головное полотенце, налобник. Пожилые женщины носили платок( кышет), девичьи головные уборы – платок, праздничная налобная повязка, шапочка (такъя). Большим разнообразием по форме и материалу отличались такьи северных нижнечепецких удмурток. Слайд 7 |
Выбирают карточки и приклеивают на карту | Ориентироваться в учебнике |
Слушают, смотрят, сравнивают | Уметь работать в тетради, анализировать, сравнивать | |||
Закрепление 3 мин. |
Прошу раскрасить шаблон | – Найдите на столах шаблоны одежды. – Определите шаблон одежды какого народа у вас на столе, нарисуйте узор народа, чей шаблон у вас и раскрасьте его. (Выставка работ) |
Находят шаблон, рисуют и раскрашивают | Ориентируются в материале |
Рефлексия 2 мин. |
– Оцените себя как вы сегодня работали
на уроке, для этого у вас на столах лежат фигурки
разных цветов Желтый цвет – все понял, могу идти дальше. Зеленый цвет – еще ошибаюсь. Красный цвет – стоп! Мне нужна помощь. Слайд 8 |
Оценивают себя | Оценивать результаты своей работы на уроке. | |
Подведение итогов 3 мин. |
Выставляем оценки в дневники | Отвечают на вопросы учителя | Подводить итог и делать выводы | |
Д/З | п.28 , стр. 255 |