Урок русского языка по теме "Обособленные члены предложения". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели:

  • повторение, обобщение и углубление сведений о случаях обособления оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными;
  • формирование умения находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • отработка орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
  • формирование этимологической компетенции.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение учителем темы, цели урока и информирование учащихся о том, что решать орфографические и пунктуационные задачи на этом уроке им предстоит на основе текста о Великой Отечественной войне, отсюда обращение в орфоэпической и этимологической разминках (пятиминутках) к военной лексике.

II. Орфоэпическая и этимологическая пятиминутки

А. Орфоэпическая пятиминутка (переписать с доски слова, расставить в них ударение)
УкрепИт (воинский дух), (удостоиться) пОчестей, поднЯв знамя, окружИт (неприятеля), повторИт (атаку), углубИть (окопы);
занялА оборону – зАняли (оборону),
начатА бомбардировка – нАчали бомбардировАть,
сорвалА планы – сОрвано наступление.
(Сравнив последние пары словосочетаний, учащиеся формулируют правило: при образовании форм прошедшего времени у многих односложных и двусложных глаголов действует модель, характерная для односложных и двусложных кратких прилагательных: при образовании формы женского рода ударение падает на окончание, в остальных случаях – на основу (http://www.licey.net/russian/culture))

Б. Этимологическая пятиминутка (слово учителя или учащегося, подготовившего выступление с помощью этимологических словарей и Интернет-источников).

  • Слово «Отечество», давшее название Великой Отечественной войне, употребляется в значении «земля отцов».
  • Слово «война» – общеславянское. Образовано  от корня «вои» –  "воин". Родственно слову «вина». Не случайно русским воинам в течение последующих пяти лет после войны запрещалось причащаться в церкви. Они считались виновными в смерти других людей, хотя и врагов.
  • Слово «гнев» имеет общеславянский корень (о-с gniti – гнить, гной), а «гной», в свою очередь, в некоторых диалектах, например, архангельском, означает – «дурь», «дурость». Так русский язык высказывает своё отношение к этому понятию – «гнев».
  • В слове «оружие» первоначально корень был тот же, что в словах «ругать, ругань». То есть оружие – непременный спутник ссор, конфликтов.
  • Слово «оккупация» – в переводе с латинского языка (Occupation) означает «захват». Отсюда, оккупанты – захватчики.
    Эти слова напоминают нам о самой страшной войне 20 века – Великой Отечественной. Но есть ещё одно слово, которое мы обязаны сегодня вспомнить. Потому что оно стало символом мужества и стойкости ленинградцев:

Меж жизнью и смертью сотрутся ограды
из ныне живущих и павших когда-то.
И повести русских побед и парадов
ошпарит нерусское слово – блокада. 
(«Ретроспектива. Ленинград» М.Гофайзен)

  • Слово «блокада» заимствовано из немецкого языка, где Blockade передаёт англ. blockade, суф. производное от to block "закрывать, заграждать".

Почти 900 дней длилась блокада Ленинграда. И закончилась победой. Иначе и быть не могло. Потому что за русскими было Отечество – земля отцов. Родина – место, где ты родился, где жил твой род, где тебя воспитали твои родственники и родные по духу люди. Где тебя окружала природа и бил из земли родник.
Наши отцы и деды сражались за родину, поэтому и победили.

  • Макс Фасмер в этимологическом словаре дает следующее толкование слова «победа» – (по – беда), после беды. Это значит, что победители, радуясь исходу битвы, не забывают оплакивать погибших, вспоминая, как тяжело досталась победа, то есть состояние после беды. 
    Любопытно выражение «одержать победу». Здесь «одержать» – это удержать на время. Обратите внимание: русский язык сохранил и передал потомкам самую деликатную и скромную возможность победы, убрав такие варианты, как «наслаждаться, упиваться, восхищаться, праздновать, гордиться»... Такие варианты возможны, но наиболее часто встречающееся сочетание – «одержать победу».
    И ещё. В древнерусском языке слова «век» в значении «жизнь, время, вечность» и «увечье» в значении «следы применения силы на теле человека, следы боли» были однокоренными. 21 век не должен оставить нам следов боли войны. Память о Великой Отечественной войне – достойный залог этому.

III. Повторение теоретического материала по теме урока

Учащиеся перечитывают темы урока, выделяют в ней ключевые слова («знаки препинания», «обособление», «распространённые определения») и поясняют значение этих терминов.
(«Пунктуация» (лат. пунктум – точка) – раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. «Обособление» – выделение или уточнение части высказывания, в разговорной речи осуществляется с помощью интонации, в письменной – запятыми).

Учащиеся отвечают на теоретический вопрос (первая часть предшествующего уроку домашнего задания): «В каких случаях обособляются определения?»

(1. Определения, относящиеся к личному местоимению;
2. Причастные обороты после определяемого слова;
3. Прилагательные с зависимыми словами после определяемого слова;
4. Несколько нераспространённых определений;
5. Перед определяемым словом, если имеют добавочное значение причины или  уступки.)

IV. Закрепление и обобщение темы урока (практическая часть урока)

Слово учителя:

Тему нашего урока мы будем усваивать, используя текст произведения о Великой Отечественной войне – повести фронтовика и писателя Виктора Петровича Астафьева «Пастух и пастушка».

Работа с текстом

(Текст был распечатан и выдан учащимся на предыдущем уроке. О первой (теоретической) части домашнего задания, предшествующего уроку, говорилось в пункте III. Вторая часть домашнего задания заключалась в работе с орфограммами этого текста: необходимо было вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы)

А. Решение орфографических задач

(Правильность решения орфографических задач определяется самопроверкой: учащиеся обмениваются карточками с домашней работой, читают по очереди по предложению, комментируя орфограммы. Учитель проверяет правильность выполнения задания, оценивает работу учащихся)

1. И брела она по дикому полю, (не)паха_ому, (не)хоже_ому, косы (не)знавшему. 2. В сандалии её сыпались сем_на трав, колючки цеплялись за пальто (старо)модного покроя, отдела_ого сереньким мехом на рукавах.
3. Оступаясь (1) соскальзывая (2) будто по наледи (3) она поднялась на (железно)дорожную   линию (4)  зач_стила  по шпалам (5) шаг её был суетливый (6) _бивающийся.
4. (На)сколько охватывал взгляд – степь кругом немая, предзимно взявшаяся рыжеватой ш_рсткой. 5. Солончаки пятнали степную даль, добавляя немоты в её бе_гласное пространство, да у самого неба тенью проступал хребет Урала, то(же) немой, то(же) недвижно усталый. 6. Людей (не)было. 7. Птиц (не)слышно.
8. (Н_)что н_ тревожило пусты_ой тишины.
9. В глазах её стояли слезы, и (от)того всё плыло перед нею, качалось, как в море,  и  где  нач_налось  небо,  где кончалось  море – она  не  разл_чала. 10. Хвостатыми водор_слями  шев_лились рельсы. 11. Волнами накатывали шпалы. 12. Дышать ей  становилось всё труднее, будто  подн_малась она по бе_конечной шаткой лес_нице.
13. У кило_етрового  столба она выт_рла глаза рукой. 14. Полосатый  столбик    утвердился перед нею. 15. Она спустилась к линии  и на сигнальном кургане сдела_ом пожарными или в древнюю пору к_чевниками от_скала могилу. 16. Может, была  когда(то)  на пирамидке звёздочка, но, видно, отопрела.
17. Она опустилась на колени перед могилой.
18. – Как долго я тебя искала!
19. Ветер шев_лил полынь на могиле сыпучие семена чернобыла и зам_ршая сухая трава лежали в бурых щелях старчески потрескавш_йся  земли.  20. Пепельным тленом  (1) отливала предзимняя степь, (2) угрюмо нав_сал над нею древний хребет, (3) глубоко вдавшийся грудью в р_внину, (4) так глубоко, (5) так грузно, (6) что выдавилась из глубин земли горькая соль.
21. Она разв_зала платок, прижалась лицом к могиле.
22. – Почему ты лежиш_ один (по)среди России?
23. И больше (н_)чего н_ спрашивала. 24. Думала. 25. Вспоминала.

(В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»)

Б. Решение пунктуационных задач.

1. Объясните правила постановки знаков препинания в 1 в 2 предложениях (знаки препинания поставлены).
2. На месте каких цифр необходимо поставить запятые в 3 предложении?
3. Среди предложений 4 – 12 (знаки препинания поставлены) найдите:

А. Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Б. Предложение, осложнённое оборотом с распространённым определением, выраженным причастным оборотом.
В. Сложноподчинённое предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.
Г. Сложное предложение, сочетающее в себе сочинительную и подчинительную связь.

4. Среди предложений 13, 15, 17, 19 укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не поставлены).
5. Как объяснить постановку знаков препинания в предложении 16?
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении 20 должны стоять запятые?

А. 2, 5, 6         Б. 1, 2,  4, 5, 6                        В. 2, 3, 4, 5, 6             Г. 1, 2, 3, 4. 5, 6

7. Укажите предложения, которые помогли нам сегодня повторить и обобщить сведения о случаях обособления оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными;

V. Выводы учащихся, обобщающие теорию по теме урока. Заключительное слово учителя: итоги урока, оценка деятельности учащихся.

VI. Домашняя работа

Повторение и закрепление темы урока на литературном материале. Учащиеся списывают из раздаточного материала текст, расставляют пропущенные буквы и знаки препинания, обозначают орфограммы и пунктограммы. Определяют, из каких произведений взяты данные предложения.
1. Мне пришло в голову что Гагин (в)течени_ разговора нам_кнул мне на какие(то) затруднения пр_пятствующие его воз_ращению в Россию. 2. Угрюм и одинок грозой оторва_ый листок я выр_с в сумрач_ых стенах. 3. Швабрин и народ толпящийся около нас помешал_ мне высказать всё чем исполне_о было моё сердце. 4. Городничий уже постаревший на службе был (по)своему очень (не)глупым человеком. 5. В найде_ом нумере (М,м)осковских ведомостей генералы прочитали (О,о)сетра внесли на гр_мадном деревя_ом блюде обложе_ого огурчиками и держащего в пасти кусок зелени.

Приложения