Цель урока – расширение понятия об изобразительном свойстве музыки, отражения природы в музыке.
Задачи:
- образовательные: продолжить знакомить детей с элементами музыкальной речи, как о средстве музыкальной выразительности.
- коррекционные: корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи, помочь самовыражению, способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.
- Развивающие: развивать слуховое и эмоциональное восприятие (слушание музыки и исполнение песни), развивать двигательную и зрительную память, развивать общую и мелкую моторику.
- воспитательные: прививать детям любовь к Родине, к родной природе.
- познавательные: знакомство с произведениями русских композиторов, изображающих картину природы.
Оборудование и оформление класса
- ТСО (Технические средства охраны)- компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
- презентация.
- фортепиано, детские ударно- шумовые музыкальные инструменты.
- макет с элементами музыкальной речи( цветик- семицветик).
Материалы урока
- Музыка А. Л. Вивальди из цикла “Времена года”- “Весна”.
- Песня Г.Струве “Моя Россия”.
- Материал для слушания: М Мусоргский “Рассвет на Москве реке”, Римский-Корсаков “Полет шмеля”, М. Глинка “Песня жаворонка”, Т. Чудовой “Гром и дождь”.
Этапы урока
1. Организационный момент. Вход детей в класс под музыку (А.Л. Вивальди “Времена года” - “Весна”.
2 . Музыкальное приветствие и знакомство с темой урока с использованием ИКТ.
3. Исполнение песни “Моя Россия”. Анализ песни: содержание песни, средства музыкальной выразительности.
4. Музыкальная игра “Музыкальные ритмы”.
5. Физкультминутка: танец “Ах, ты березка”.
6. Слушание музыки: “Гармония рисунка и музыки”.
7. Итог урока. Оценки.
Ход урока
1. Вход под музыку А.Л. Вивальди “Весна”. Музыкальное приветствие.
Учитель – Здравствуйте ребята.
Ученики – Здравствуйте. Распевка - “Мы спокойные ребята”.
2. Учитель – Ребята, сегодня тема нашего урока “Природа и музыка”. Музыка звучит и в природе, и в душе человека. (Показ слайдов №2, 3).
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно стучится,
Повсюду музыка слышна.
Повстречалась Муза с поэтом, художником, композитором и спросила: “Что вам нужно, чтобы нарисовать картину природы?”.
Учитель - Как вы думаете, что ответил каждый из них?
Ответы учеников - Слова нужны поэту, краски нужны художнику, звуки нужны композитору, чтобы нарисовать картину природы.
Учитель - Правильно, вы сказали, звуки нужны композитору, чтобы музыку сочинить. Хорошо, вот я сыграю вам отдельные звуки. Как вы думаете, это есть музыка?
Ответы детей - Нет, отдельные звуки еще не музыка.
Учитель - А вот так музыка? Играет мелодию “Во поле береза стояла”.
Ответы детей - да, это мелодия (песня) “Во поле береза стояла”.
Учитель - Что изменилась ребята? Какой элемент музыкальной речи появился?
Ответы учеников - Появился главный элемент - мелодия.
Учитель - Правильно ребята, мелодия душа музыки, ее главная мысль. Музыка, как и природа, разная. Как природа меняется в течение года, в течение месяца, так же музыка может выражать разное настроение, разный характер. Научиться слушать и понимать музыку, ее характер, различать ее персонажей и правильно исполнять песню нам помогает музыкальный цветик – семицветик. Вспомните ребята, сколько лепестков у него (показывает на доске макет цветка).
Ответы детей - семь лепестков.
Учитель - Правильно, молодцы, каждый его лепесток это один элемент музыкальной речи. И первый его элемент вы уже назвали. А сейчас я предлагаю вам спеть песню “Моя Россия”, и не забудьте про остальные элементы волшебного цветка, которые нам нужны для выразительного исполнения песни: это темп, ритм, лад и динамика.
3. Дети поют под сопровождения фортепиано. На экране появляются картины с тематикой песни.
Учитель – Спасибо, дети, вы спели песню хорошо, с душой, проникновенно. А скажите, о чем она?
Ответы детей – Песня о России, о любви к родной природе.
Учитель – С кем сравнивает поэт Россию?
Ответы учеников – С девочкой с голубыми глазами и с длинной косичкой.
Учитель - А как вы считаете, почему для каждого человека Родина дорога, как мама?
Ответы детей - Родина дорога как мама, потому что мы родились и выросли в России.
Учитель - Правильно, потому что они заботятся о вас с самого рождения и дарят вам беззаботное и счастливое детство. Посмотрите ребята на эти картины, на них изображена русская природа. Обратите, какая она красивая, и на всех картинах мы видим березу, без которой невозможно представить русскую природу. Да, ребята, слова песни передают всю красоту природы русской земли. А какие чувства передает мелодия песни, какой у нее характер?
Ответы детей - Она добрая, нежная, ласковая.
Учитель - А, какой лад передает такой душевный характер песни, мажор или минор?
Ответы учеников - Минорный лад у песни.
Учитель - А, какие окраски мы давали при исполнении песни, как меняли силу звука в куплете и в припеве? Вспомните про динамику.
Ответы учеников - В начале песни пели тихо, потом громко. (Пиано и форте).
Учитель – Да, вы меняли силу звучания, которая является одним из средств музыкальной выразительности. Молодцы, ребята, вы хорошо поняли песню.
4. Игра “Музыкальные ритмы”. Цель – развитие ритмических способностей у детей, мелкую моторику и музыкальную память.
Учитель - А теперь я предлагаю вам поиграть “Музыкальные ритмы”. Я сыграю мелодию песни, а вы должны эту мелодию сначала прохлопывать, затем поиграть на любом инструменте с ритмическими слогами, которые вы уже знаете; короткие звуки на слог “ти”, а долгие длительности на слог “та”. Учитель играет короткие русские народные песни “Солнышка”, “Скок, скок, поскок”, “Сорока”, “Дождик”, “Зайчик ты, зайчик”, а дети на ударных инструментах.
5. Учитель - Ребята, нам пора поразмяться. В качестве физкульт - минутки я предлагаю потанцевать русский народный танец “Ах, ты береза” (цель – развитие координации движения рук и ног).
6. Слушание музыки. Цель - Развитие музыкального восприятия, воображение, умение сопоставить музыкальное произведение с картиной.
Учитель - Ребята, скажите, пожалуйста, а какие перемены с приходом весны происходят в природе? Ответы детей.
Учитель - Совершенно верно, после холодной и суровой зимы наступает красавица Весна. В этом году она затерялась по дороге, но очень скоро мы услышим ее радостный смех. Вот – вот зажурчат повсюду ручейки, и весело будут петь птицы, солнышко нам улыбнется и зацветет все вокруг. Весна в наш класс сегодня уже зашла. Вспомните, ребята, под какую музыку вы зашли в класс?
Ответы детей – Под музыку “Весна” А. Вивальди.
Учитель - А теперь, вы послушаете небольшие произведения русских композиторов. В этих сочинениях они изображали природу, используя разные средства музыкальной выразительности. Прослушав каждое произведение, вы должны рассказать о своих впечатлениях от услышанной музыки. Что вы почувствовали, какая картина природы вам представилась, когда вы слушали музыку? Затем, посмотрев на экран,- выбрать картину, которая созвучна к этой музыке. Звучат пьесы:
1) “Жаворонок” М. Глинки (Слайд № 11),
2) “Полет шмеля” Римского-Корсакова (Слайд № 12),
3) “Гром и дождь” Т. Чудовой (Слайд № 13),
4) “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского (Слайд № 14).
7. Итог урока.
Учитель - Дети, давайте вспомним, какую песню мы сегодня пели, о каких средствах музыкальной выразительности мы говорили и что слушали?
Ответы учеников – Мы пели песню “Моя Россия”, говорили об элементах музыкальной речи, и слушали пьесы о природе.
Учитель - Молодцы ребята, вы очень хорошо поняли тему нашего урока. Вы все старались и заслужили высоких оценок. До свидания, ребята.