Семья и школа: взаимопонимание, взаимодействие и сотрудничество

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» Антон Семёнович Макаренко.

Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительскую воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, воспитывать вместе, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в начальной школе  предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  • родительские лектории;
  • конференции;
  • индивидуальные или тематические консультации;
  • родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс нам, учителям начальных классов, помогают дни творчества детей и их родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью участия родителей в работе родительского комитета и нетрадиционных форм работы – родительских вечеров, родительских  тренингов, презентаций семейного опыта.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.

Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

В последние годы   учителя начальной школы апробируют инновационные формы взаимодействия семьи и школы:

  • семейная гостиная;
  • мастер-классы (мастерские семейного опыта);
  • круглые столы для родителей;
  • вечера вопросов и ответов;
  • собрание-диспут;
  • психологические игры;
  • устные журналы для родителей.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач начальной школы. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Строить систему отношений с родителями необходимо с изучения запросов родителей. Для этого   используют следующие технологии:

  • анкетирование (анкета-желание, анкета-оценка);
  • беседа;
  • экспресс-прогноз;
  • деловые игры;
  • опросные листы для пожеланий родителей;
  • материалы детского творчества;
  • психологическое тестирование и его анализ.

Такую работу можно проводить в течение всего учебного года. В результате изучения родительских запросов определяются направления совместной работы школы, родителей и их детей.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка, его эмоциональных, интеллектуальных, духовных и нравственных качеств.

Изучение Всемирного природного культурного наследия способствует развитию личности ребенка, его социальной адаптации. Воспитывая юного петербуржца, родители активно включаются в образовательный процесс, что способствует интеллектуальному сближению семьи. В свободное время родители вместе с детьми могут поразмышлять над тем, что делает жизнь в городе лучше, красивее, радостнее, удобнее. Обсудить проблемы и поискать выход из них. Поделиться с ребенком своими воспоминаниями. Предметом для обсуждения могут быть тексты, познавательные задания, маршруты учебных прогулок, которые рекомендует петербургская тетрадь «Чудесный город». Рассказывая о символах нашего города в семейном кругу можно составить сообщение о памятнике, использую дополнительную литературу. Детям очень нравятся такие творческие задания. Они развивают любознательность, мышление, расширяют общекультурный кругозор. В воскресный день можно отправиться с ребенком на прогулку-исследование по историческому центру Санкт-Петербурга. Оформить отзыв рисунками, фотографиями, открытками. Можно придумать загадки, составить ребусы и кроссворды. Свои впечатления о прогулке можно выразить в стихах. Такие задания способствуют совершенствованию учебных умений учащихся. Этот материал послужил для создания коллективного проекта, итогом которого явилась творческая работа учащихся «Сказочный наряд Санкт-Петербурга». При изучении темы «Удивительный Санкт-Петербург» ребята участвовали в конкурсе «Визитная карточка нашего города». Совместно с родителями были подготовлены и представлены детские работы по этой теме.

Организуя свободное время учащихся путем привлечения их к изучению Всемирного природного и культурного наследия, родители создают атмосферу творчества, сотрудничества, взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения, как детей, так и взрослых.

«Счастлив тот, кто счастлив в семье» – говорил великий русский писатель  Лев Николаевич Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего родители, помогая детям стать увлечёнными, деятельными, гармонично  развитыми людьми. Очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.

Семья и школа – это посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности культурное наследие, накопленное прежними поколениями.
Проведение совместных мероприятий делают школу и семью союзниками в воспитании детей, воспитывают у учащихся чувство любви и уважения к родителям, развивают интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Родители младших школьников всегда вместе со своими детьми: на классных праздниках, развлекательных мероприятиях, на учебных экскурсиях. Родители – первые помощники  учителя. Классный руководитель направляет и организует работу родителей, но делает все это ненавязчиво, тактично.

«Союз трех сердец» учитель – ученик – родители взаимодействует в атмосфере сотрудничества.

Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с первого класса, когда учитель знакомит учащихся с традициями школы, событиями и праздниками, связанными с освоением культурного наследия города. В начальной школе родители с энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива, способствуя его сплочению.

К международному празднику Дню Учителя начинает работать творческая мастерская и создается фото-презентация – стенная газета, в которой отражены первые шаги детей в школе. Для подготовки к выпуску следующей родительской газеты, каждая семья готовит материалы о летнем отдыхе учащихся. Итогом работы стала газета-аппликация «Отдыхали мы прекрасно, и учиться будем классно».

Новый Год – любимый и долгожданный праздник, организовывается «Академия новогодних затей». Нарядно украшают класс, привлекая детей к этой работе. Каждый ребенок оформляет новогоднее украшение с добрыми новогодними пожеланиями. На праздник в  класс приглашают Деда Мороза, но родители, проявив инициативу, сами проводят для детей различные конкурсы.

При проведении очень важного в жизни учащихся праздника Азбуки участвуют все дети и родители. Совместно они готовят презентацию своей буквы и представляют ее в классе. Родители дарят детям памятные подарки – замечательные книги.
После изучения в курсе истории и культуры Санкт-Петербурга темы «Санкт-Петербург – город-труженик»  организовали совместную экскурсию на ЗАО «Охтинское» (производство хлебобулочных изделий) находящееся в Красногвардейском районе.

Полезная и вкусная экскурсия запомнилась детям и взрослым. Она проводилась в необычной форме. Перед началом экскурсии для детей устроили чаепитие со свежей выпечкой, а затем опытный экскурсовод провела доступную для детей экскурсию по производству.

В целях изучения культурного наследия нашего города, провели учебную прогулку по рекам и каналам нашего города «Санкт-Петербург – город рек и каналов». Свои  впечатления  дети отразили в творческих работах, приняли участие в выставке семейных поделок.

Огромную роль в сотрудничестве учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, как слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Четкая и хорошо отлаженная совместная работа родителей и учителя класса всегда приносит свои плоды.

Активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса становится хорошей традицией. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках.

Р. Киплинг говорил: «Воспитание – это высшее из благ, но только тогда, когда оно высшего сорта, иначе оно ни на что не годно».