Цели урока:
- Закрепить знания состава чисел 2,3,4,5.
- Совершенствовать умения:
- выполнять задания, требующие знания состава чисел 2, 3, 4, 5;
- развивать умение решать задачи на увеличение числа и уменьшение его на несколько единиц;
- выполнять группировку;
- выявлять закономерность.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь.
- Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: карточки с числами, карта путешествия, рисунки героев, рабочие тетради, карточки с числовыми записями, шаблон воздушного шарика для каждого ученика.
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся на работу
Готовность к уроку, гимнастика для глаз, упражнение «мозговой гимнастики».
У: Мы сегодня с вами на уроке математики отправимся в увлекательное путешествие в сказочный лес. Путешествовать со мной смогут только внимательные, сообразительные и смышлённые дети. Отправимся в дорогу мы на необычном поезде по железной дороге. (Приложение 1. Рисунок 1)
У: Чтобы наш поезд мог тронуться и набрать скорость, нам нужно проложить маршрут нашего путешествия.
2. Чистописание
У: В своих тетрадях от красной точки выполняем чётко мои задания:
– 1 клетка вправо
– 1 клетка вверх
– 1 клетка вправо
– 1 клетка вниз
– 1 клетка вправо
– 2 клетки вверх
– 1 клетка вправо
– 2 клетки вниз
У: Какую дорогу мы с вами проложили?
Д: Ломанную.
У: Найдите закономерность и продолжите
самостоятельно в тетрадях. (Приложение
1. Рисунок 2)
У: Наш поезд тронулся . А пока он
набирает скорость мы займёмся устным счётом.
3. Устный счёт
1) На доске даны карточки с числами 1-5. Я говорю задание, вы должны подумать и выбрать карточку с нужным ответом.
– Какое число наименьшее в ряду этих чисел?
– Какое число меньше на 1, чем 5?
– Назовите соседей числа 4?
– Назовите предыдущее число числа 3?
– Назовите последующее число числа 2?
– Какое число на 2 больше, чем 3?
Д: 1, 4, 3, 5, 2, 3, 5 (фронтальная проверка)
2) У: Вставьте вместо точек числа, чтобы получились верные записи. Использовать только числа, полученные в первом задании.
… + … = … – …
… – … = … – …
… + … = … + …
Задание выполняется в парах в тетрадях, затем проверяется у доски. Рассматриваются все варианты ответов.
4. Выведение темы и цели урока
У: Попробуйте сформулировать тему
нашего урока?
Д: Числа от 1 до 5.
У: Какова цель нашего урока?
Д: Закреплять знания об этих числах.
Повторять пройденный материал, чтобы легко и
быстро выполнять сложение и вычитание.
5. Повторение
1.У: Нам по дороге встретился первый лесной житель. Это волк. Он очень добрый и любит цветы. Мы вместе с ним на лужайке будем собирать букеты красивых цветов. (Приложение 1. Рисунок 3)
Примеры записаны на доске на цветах. Дети ищут ответы примеров, двигаясь по классу и прикрепляя их на доску, составляют букеты.
2. У: На следующей остановке нас встречает проворная, рыжая белочка. Она заготавливает себе на зиму шишки и грибы. Мы поможем ей заготовить корм. (Приложение 1. Рисунок 4)
Дети делятся на 3 группы и после обсуждения записывают на листочках решения задач числовыми записями . Задачи читаются учителем по очереди для каждой колонки.
а) Я нашла в дупле у белки 3 лесных орешка мелких. Да ещё 1 лежит Мхом заботливо прикрыт. Ну и белка ! Вот хозяйка. Все орешки сосчитайка! Д: 3 + 1 = 4 |
б) Белка по грибы пошла 5 рыжиков нашла. 3 положила в корзинку, А остальные за спинку. Сколько грибов у белки за спиной? Д: 5 – 3 = 2 |
в) Белка сушит на верёвке
2 гриба и 3 морковки.
Прибежал хорёк,
Утащил 1 грибок.
Сколько грибов осталось на верёвке?
Д: 2 + 3 – 1 = 4
При повторном прочтении задач учителем, ученик из каждой группы зачитывает числовую запись и объясняет ход решения задачи.
У: Скажите как нужно собирать грибы, чтобы на следующий год на этом же месте они опять выросли?
Д: Нужно аккуратно срезать грибы ножичком, а не вырывать их с корнем.
6. Физкультминутка
Учитель показывает карточки с числовыми записями и проговаривает задания. Дети молча считают и выполняют задания педагога.
2 + 1 столько раз ногами стукнем,
2 + 2 столько раз в ладоши хлопнем,
4 – 2 мы присядем столько раз,
5 – 1 мы наклонимся сейчас .
1 + 1 мы подпрыгнем столько!
Д: (хором) Ай, да счёт, играй – и только !
3. У: Ребята, мы с вами
подъехали к новой остановке, но нас тут почему-то
никто не встречает.
У: Что это? (Приложение
1. Рисунок 5)
Д: Следы какого-то зверя !
У: Чьи же это следы?
Д: Зайчика.
У: Сидели на лужайке
Сколько серых, зайцев ?
Лисичка – цап! Попался, зайка!
Осталось сколько, угадайка?
Д: 4 – 1 = 3
Из карточек с разными числовыми записями, развешанными по классу, дети находят правильное решение и прикрепляют на доску, объясняя свой выбор.
7. Работа по учебнику Моро М. И. Страница 33 (нижний рисунок).
У: Поехали дальше, проезжаем мимо болота. Кто нас здесь встречает? Разгадайте загадку?
Вот по жёлтой дорожке
скачет, вытянувши ножки,
этот толстый Тарас
кричать громко горазд.
Д: Лягушка. (Приложение
1. Рисунок 6)
У: Какое время года наступит после
осени?
Д: Зима.
У: Наступит зима, болото замёрзнет и
лягушке негде будет жить. Давайте поможем ей
достроить домики в учебнике, вспомнив состав
чисел 4, 5, 3.
Дети работают фронтально, вспоминают состав чисел и объясняют.
8. Итог
У: Вот и закончилось наше путеществие. Нас на последней станции радостно приветствует медведь. Он весело улыбается и машет нам воздушными шариками, которые приготовил каждому из вас в подарок. (Приложение 1. Рисунок 7)
– Что повторили на уроке?
– Какие задания больше понравились?
На столе у каждого ученика бумажный воздушный
шарик с мордочкой, но без «ротика» Взяв красный
карандаш, дети рисуют шарику «ротик».
Кому было на уроке интересно, кто правильно
справлялся с заданиями, кому понравился урок
рисуют «улыбку» шарику.
Кто скучал, испытывал какие-то затруднения на
уроке рисуют шарику «ротик» прямой.
Дети показывают свои шарики учителю. В подарок каждому ребёнку учитель от медведя раздаёт настоящие воздушные шарики за работу на уроке. (Приложение 1. Рисунок 8)
Список литературы:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С.В.
Математика. Учебник для 1 кл. В 2 ч.– М.:
Просвещение. 2009.
2. Савина С.В. Математика. 1 кл. Поурочные
планы. Волгоград : Учитель, 2010.