Материал может быть использован как открытый урок музыки с элементами немецкого языка, так и как внеурочное мероприятие в 4 классе, 1 четверть (осень).
Тема: Определяют дети. Например, “Разные краски осени”.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, литературное чтение, изобразительное искусство). Воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
Задачи:
Oбразовательные:
- учить “слышать” музыку, обращая особое внимание на средства музыкальной выразительности;
- обогатить словарный запас учащихся (эстетический словарь);
- показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;
- учить детей рассматривать репродукции картин.
Задачи развивающие:
- продолжать развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков и умений;
- развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
- развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
Задачи воспитательные:
- побуждать интерес к изучаемому иностранному языку;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование и материал:
- П.И. Чайковский из цикла “Времена года” - “Октябрь. Осенняя песня”; (Р.Шуман. “Первая утрата”).
- Песни на немецком языке: "Времена года", “Осенние листья”, “Песня Осени”.
- Репродукции: Остроухов И.С. “Золотая осень”, Поленов В.Д. “Золотая осень”, Шишкин И. “Золотая осень”.
- А.С. Пушкин “Унылая пора, очей очарованье…” ;Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”
Оборудование: магнитофон, фонохрестоматия; мультимедийный проектор, слайды; ноты немецких песен, шумовые коробочки, треугольник, металлофон.
ХОД УРОКА
Дети входят под вступление немецкой песни “Времена года”, которую разучили на предыдущих занятиях. Вспоминаем автора песни, о чем она, вспоминаем перевод, а затем исполняем её (текст - слайд 1). (Приложение 1)
Учитель: Беседа с ребятами о том, как широко представлена тема времен года в музыке. Вспоминаем Чайковского, Вивальди... сегодня мы обобщим наши знания, а также подумаем : только ли в музыке представлено прекрасное время года - осень. Где еще?
Дети : - и в поэзии, и в живописи...
У. : Попробуем с вами не только “услышать” и “увидеть” это время года? Как обозначим тему нашего урока : “???”.
Д. : - “Осень в искусстве”, “Краски осени”....
(слайд 2 - тема)
У. : Итак, “Осень в музыке”. (слайд 3). Кого мы видим?
Д. : - П.И. Чайковский – великий русский композитор. Он написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил любовь к родной природе. В этом произведении представлены все времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам.
У. : Т.к. За окном месяц октябрь, давайте мы откроем альбом “Времена года” на осенней страничке: “ Октябрь. Осенняя песнь”. Мы будем изучать это произведение в старших классах, а сегодня послушаем и обсудим его 1-ю часть. Помните, что пока мы только учимся анализировать произведение. Нам помогает в этом “Цветик-семицветик”. (слайд 4), а так же словарик со-словами-характеристиками музыки. Слушаем … (Приложение 2)
Исполнила ученица из класса, которая посещает музыкальную школу.Заранее была проведена работа над качественным исполнением.Апплодисменты.
Беседа с ребятами о музыке... Какой музыкальный образ? ребята говорят об интонации, элементах муз.речи , передавая слово друг другу... Рассказ о музыкальном фрагменте по плану: 1. характер, настроение; 2. какие элементы выразительности использовал композитор?
У. : Октябрь – середина осени. У Чайковского это не ранняя, нарядная осень, а какая?
Д. : - с опадающей листвой, унылая, с тихим плачем осеннего дождя...Дети делают вывод:
1. Вывод: автор печалится с задумчивой осенней природой. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на увядающую осеннюю природу.
У. : Если бы вы были художниками, то какими красками нарисовали бы музыку?(перечисляют..)
Я не случайно задала вам такой вопрос. Осень как время года привлекала русских художников.
(слайды 5-10)
1. Остроухов, 2. Поленов, 3. Шишкин. Обратите внимание : что обего мы увидели?
Д. : - одинаковое название – “Золотая осень”.
У. : Ко всем репродукциям вопросы: Какие цвета использовал художник? "Музыкальна" ли картина? Какие звуки мы "слышим"? Ответы детей..
У. : После того, как посмотрели все три репродукции, вопрос:
Д. : - Чем картины похожи? Что в них общего? - Обратить внимание на общность темы (один образ, одинаковое название ) , НО в то же время на разное образное решение, на различие в эмоциональном содержании.
С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художники передают самые разнообразные чувства и настроения - радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
У. : Осень…“Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Красива ли осень у художников? В чем её красота?
Д. : - “Золотая осень” приносит с собой осенние дары, тёплые дни. “Поздняя осень” напоминает слякотью, грязью, сыростью, наступившими холодными днями о том, что скоро наступит зима. Ребята делают вывод:
2. Вывод: художники по-своему увидели природу осени.
У. : Художники писали картины о родной природе..., так и русские поэты горячо любили родную природу, посвящали ей прекрасные стихи.
Например, Федора Ивановича Тютчева принято называть "певцом природы". Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени: Стихотворение Ф. Тютчева. (Читает ученик) (слайд 11).
У. : Кто главный герой стихотворения? Чем привлекает Осень поэта?
(Слайд 12) это...
Д. : - А.С. Пушкин. Самый известный русский поэт любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы” ... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива. Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина.
“Унылая пора, очей очарованье…” - читает ученик.
У. : Кто главный герой стихотворения? Чем привлекает Осень поэта?
Предлагаю вспомнить нашу игру “Я – композитор” (такая форма детям знакома). (На стихотворение положить мелодию. Какая динамика, регистр, темп, какие инструменты будут исполнять вашу музыку? Напеть мелодию.)
Распевка.
У. : Ребята, а теперь исполним песни на немецком языке.
Д. : 1. “ Разноцветные листья”.( исполнение, перевод на русский язык ). (Приложение 3)
2.“Осенняя песня” - (исполняем, начало - с движения рук…, перевод на русский.)
У. :Какая осень в наших песнях? Начнём с 1-ой, передавая друг другу по плану с эстетическими словариками.
Учителю немецкого просьба прокомментировать (произношение, всё ли ребята выполнили , над чем работали на уроке?..)
Если позволяет время: Р.Шуберт “Первая утрата” - вспомнить, охарактеризовать элементы музыкальной речи, передают слово друг другу - "непрерывная цепочка".
Завершение урока.
У. : Ребята, я предлагаю вам поработать с табличкой “Краски осени”. (Три колонки: музыка, живопись, литература). Дело ребят вписать фамилии авторов и название произведений. (Чайковский, Пушкин, Тютчев, Поленов, Шишкин, Остроухов( Шуберт))
У. : Какой художественный образ объединяет все эти произведения?(Осень) Одинаковой ли была осень? Какой вывод можете сделать ? (Поэты, художники и музыканты по-разному рассказывали нам об осени, о разных её периодах. Разные выразительные средства использовали.) Какая осень вам больше всего понравилась?
Домашнее задание. На выбор:
- стихотворение об осени по типу “сочинить мелодию”;
- создать рисунок в цвете.