Интеллектуальная игра "Битва краеведов"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Учебные предметы: краеведение (Забайкаловедение)

Форма учебной работы: внеклассная.

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одной сферы знаний на другую. Повышается уровень знаний о своём крае.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников команд. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Юный краевед», карточки с числами 100-500 для подсчета баллов, вопросы игры с ответами для ведущего, призы.

Организация подготовки к игре. Для игры подготовлены по 5 вопросов в категориях «Литература», «Природа», «Смекалка», «История», «Калейдоскоп». Вопросы разделены на разные уровни сложности: стоимостью 100-500 баллов. Составленные вопросы внесены в компьютерную презентацию. Участники игры являются все учащиеся класса, которые делятся на 2-3 группы. Для проведения игры необходим ведущий, который управляет компьютерной презентацией и задает вопросы, жюри – два человека для подсчета баллов игроков.

Цели игры:

  • Способствовать формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала.
  • Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
  • Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

ХОД ИГРЫ

— Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас на игре «Юный краевед»!

(Выступление детей)

1-й ученик:

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

2-й ученик:

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

Учитель: Родина наша велика, но есть у каждого из нас и Малая родина. Край, где мы родились и выросли. Мы с вами уже многое знаем о нашем Забайкалье. И вот сегодня мы с вами увидим кто же у нас самый эрудированный.

Здесь собрались великие умы,
Они, наверное, все учат, изучают,
Сидят за книжками, читают все подряд,
И в «Битве краеведов» выступают!

Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания все умные ребята,
А остальным у них учиться надо.

Мы вам желаем творческих успехов.
Заданья трудные не будут пусть помехой.
Ну что ж, желаем всем «Ни пуха – ни пера!»
Ведь «Битва краеведов» сложная игра.

— Начинаем игру. Суть игры заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из одного тура. Тур содержит 25 вопросов — 5 тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — она варьируется от 100 до 500 очков. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Основная цель игроков — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. Представление команд (если сочтет нужным учитель).
Право выбирать категорию и вопрос принадлежит … команде.

Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любой из игроков может дать ответ на него. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды игрока. В случае неверного ответа игрок другой команды имеет право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение 5 секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, и происходит переход хода к другой команде.

Тур продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.
Победителем является та команда, которая набрала большее количество очков. В каждой команде выделяется лучший игрок.

Вопросы для проведения игры

Литература Природа Архитектура История Загадочные места
100 100 100 100 100
200 200 200 200 200
300 300 300 300 300
400 400 400 400 400
500 500 500 500 500

Литература

100 Кто является автором книги «Четырехэтажная тайга» ?
200 Кто автор повести-сказки «Громобой-перо» (Евг. Куренной)
300 Чьё имя недавно присвоили краевой детской библиотеке. (Граубина )
400 У кого из поэтов есть цикл стихов на школьную тему «Говорящие каракули» (Граубин)
500 В какой библиотеке Читы, детское отделение носит название «Золотое яблоко» (Б-ка им Чехова)

Природа

100 Назовите геологический памятник в долине р. Кадала («Дворцы»)
200 Недалеко от Читы, за Яблоновым хребтом есть цепочка озер. Назовите их. (Арахлей, Иван, Шакша, Тасей. Ундугун?)
300 Назовите растение, которое является обувью для прекрасной греческой богини? (Венерин башмачок)
400 Назовите реку, образованную слиянием других, на территории Забайкалья, которая входит в десятку крупнейших рек мира. (Амур – слияние Шилки и Аргуни, Шилка от слияния Ингоды и Онона)
500 Где на территории Забайкальского края расположены пустыни? (Чара)

Архитектура

100 В южной части Атамановской площади было построено здание, которое и в наше время выполняет своё назначение. Что это за здание? (Вокзал)
200 На улице Бабушкина находится дом Михаила Тимофеевича Лукина, который читинцы называют … ? (теремок)
300 На смотровой площадке близ Титовской сопки построена часовня. Кого напоминают её очертания? (Богатыря, вар. – Александра Невского, в честь которого она построена)
400 Единственный исторический памятник, дошедший до наших времен построен (срублен) в 1776 году – известен нам под именем…? (Церковь Декабристов или Михайло-Архангельский собор)
500 К первой планировке её улиц причастны сосланные сюда декабристы– назовите их (Дмитрий Завалишин и Петр Фаленберг)

История

100 Кто изображён на современном гербе области? (В золотом поле летящий одноглавый червлёный орел с серебряными лапами и клювом, держащий в когтях лук тетивою вниз и стрелу с серебряным оперением и наконечником)
200 Назовите здание на фото. Чье имя оно носит и почему? (Краеведческий музей им. Кузнецова)
300 Назовите дату возведения Читы в статус города (11 июля, 1851 год)
400 Назовите дату образования Забайкальского Края (1 марта 2008г.)
500 Чингисхан родился на территории современного Забайкалья, а точнее в ононских степях. Назовите этот населенный пункт. (Близ нынешнего Нижнего Цасучея.)

Загадочные места

100 Памятник природы Камень-Котёл более известен под другим названием. Каким? (Чаша Чингисхана)
200 Назовите самый известный памятник на территории национального парка «Алханай» (Храм-Ворота или гора Кольцо)
300 Название какой пещеры в переводе означает «Узорчатая»? (Хээтэй)
400 Высшая точка Забайкалья – пик БАМ, находится на хребте…? (Кодар)
500 Уникальность края (мировой водораздел)

Приложение 1