Современный этап развития дошкольного образования характеризуется становлением гуманистической парадигмы образования, обновлением его целей и ценностей, развитием содержания и технологий образовательной деятельности. В центр управления дошкольным образованием поставлено достижение двух главных социально-педагогических ориентиров: развитие образовательных систем и обеспечение качества дошкольного образования, повышение профессионального уровня педагога.
Прежние подходы и принципы, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы дошкольного учреждения, сегодня уже не позволяют достичь желаемых показателей. Все ярче проявляется несоответствие системы управления новым особенностям управляемого объекта. Основополагающие требование к развивающему и развивающемуся дошкольному учреждению – это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме; гуманные отношения партнерского взаимосотрудничества; уважение и доверие становится нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную образовательную и воспитательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья ребенка.
Среди многочисленных проблем дошкольного образования в новых социокультурных условиях одна из главных – проблема его качества. В настоящее время состояние качества ДОУ отражает усиливающиеся противоречия между возрастающими требованиями общества к нравственности, развитию познавательных, творческих и интеллектуальных способностей, формированию базиса личностной культуры, с одной стороны, и фактическим уровнем образования и развития выпускников ДОУ – с другой. Под качеством образования понимается “степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса”. Угроза качеству современного дошкольного образования существует на всех уровнях:
- целеполагания, когда инновации в цели не только не приближают результат, но и затрудняют достижение промежуточных задач;
- процесса управления инновациями, когда происходит метание из одной крайности в другую;
- результативности деятельности, когда корректирующие действия преобладают над возникновением причин их возникновения.
К сожалению, дидактическая система дошкольного образования не имеет сегодня необходимых основ, которые были зафиксированы в нормативных документах, что лишает дошкольное образование системного качества.
Оценка качества образования – некоторая мера, выражающая собой соотнесенность результатов измерений с базовыми данными, фиксирующими эталонный уровень. В этом смысле существует три разновидности требований, предъявляемых качеству образования:
- требования государства определяются как эффективное освоение его гражданами соответствующих образовательных и профессиональных программ, проведение необходимых квалификационных процедур;
- требования общества определяются как оценка социумом каждого выпускника, как успешность его вхождения в профессию и самостоятельную жизнь;
- требования личности к качеству образования определяются отсутствием существенных противоречий между целями и результатами образования, а также соответствующим состоянием ее внутренней комфортности.
Для обеспечения качества образования мониторинг является необходимыми условием организации деятельности дошкольного учреждения.
Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на педагогических советах или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании педагогического совета ДОУ. Часть вопросов может решаться родительским комитетом ДОУ или Общим советом ДОУ.
Основной целью управленческой деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Поэтому были определены следующие задачи:
- Формирование системы информационно-аналитической деятельности – как базовой основы управления ДОУ.
- Формирование положительного отношения и потребности педагогов в инновационной деятельности.
- Комплексное прогнозирование и планирование с целью осуществления Миссии ДОУ и удовлетворения социального заказа общества.
- Создание условий для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
- Создание единой системы мониторинга.
- Создание программы по развитию познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования.
Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации, и как следствие постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении данного периода. Создание коллектива единомышленников – результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОУ.
Деятельность руководителя ДОУ, направленная на совершенствование педагогического процесса. Само понятие “качество образовательного процесса” с позиции каждого его участника трактуется по-разному и в тоже время взаимосвязано друг с другом:
- Дети - Воспитание и обучение в соответствии с федеральным государственным стандартом
- Родители - Взаимодействие с педагогами при подготовке детей к школе
- Педагоги - Положительная оценка их деятельности, качества образовательного процесса руководителями ДОУ и родителями
- Заведующий - Высокая оценка деятельности ДОУ, качества образовательного процесса руководителями управления образования, родителями, повышение престижа ДОУ, успешное выполнение программ, сохранение здоровья детей, успешность деятельности детей и педагогов
Вопрос качества ресурсообеспечения является одним из важных в экономике и теории менеджмента. Существует так называемый “закон редкости”, исходя из которого, вопросы что, как и для кого производить услугу или товар были бы неактуальны. Однако продуктивность любой деятельности зависит именно от рационального использования ресурсов. Современное дошкольное образовательное учреждение обладает следующими ресурсами:
- знание;
- бюджетные средства;
- образовательная деятельность детей и рабочее время сотрудников.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность, и в этом случае определяется перспектива развития учреждения с учетом правовых аспектов, социального заказа общества и четко сформулированной цели деятельности. Тестовый анализ запросов родителей нашего детского сада выявил ряд проблем, которым уделяется особое внимание:
- создание предметно-развивающей среды;
- стиль общения педагогов и детей;
- использование инновационных программ и технологий, эффективных форм и методов по подготовке детей к школе;
- здоровьесберегающая деятельность.
Последние две проблемы тесно переплетаются с планом взаимосотрудничества дошкольного учреждения и школы. Возникающие противоречия 1) между готовностью ребенка к школе и желанием применять полученные в ДОУ знания, использовать свой умственный потенциал, вкладывать его в познание нового; 2) между возможностями ребенка и желанием родителей видеть в каждом ребенке будущего Архимеда ставят дошкольное общеобразовательное учреждение перед проблемой возрастающих запросов родителей и школы. Именно от решения этих противоречий зависит мотивационная готовность ребенка к школе. Поэтому качество образовательной деятельности в настоящее время является наиболее актуальной проблемой как для дошкольного образования в целом, так и для конкретного учреждения. Введение в действие ФГОС и ФГТ предполагают взаимодействие первоначальных ступеней образовательного процесса ребенка между собой, а значит определение объединяющих задач.
Оценка качества образования – некоторая мера, выражающая собой соотнесенность результатов измерений с базовыми данными, фиксирующими эталонный уровень. Основными ориентирами в разработке критериев качества дошкольного образования являются:
- пространство развития родителей, преемственности и единство требований ДОУ и семьи;
- пространство развития ребенка (предметно-развивающая среда, образовательное пространство, социальная ситуация развития, детское сообщество);
- пространство развития педагогов (система стимулирования, мастерство и профессионализм, сотрудничество и сообщество).
Мы остановились на последнем из предложенных критериев – это пространство развития педагога. В настоящее время используются различные формы совершенствования профессионального уровня педагога: систематические, эпизодические, коллективные, индивидуальные. В этот перечень входят аттестация педагогов, педсовет, семинар, консультации, педагогические гостиные, проекты, участие в конкурсах различного уровня, мастер-класс. Эффективна и такая форма как творческие группы. Работа в них предполагает наставничество и исследовательские микрогруппы. Надо признать, что не каждый педагог способен подняться до вершин исследования, изобретения, но каждый из них способен к творчеству. Важно обеспечить условия для повышения профессионального мастерства педагогов:
- отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний, заданных норм;
- активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений;
- ориентация педагогов на кооперацию, а не на конкуренцию, формирование отношений, предполагающих доступность педагогического опыта;
- атмосфера профессионального успеха.
Наиболее ценным сотрудником для любого учреждения является педагог, находящийся на стадии профессионализации, который умеет решать простые и сложные задачи, имеет неповторимый стиль деятельности.
Требования к педагогическому коллективу и руководителю, планирующих организацию инновационной деятельности
Требования к руководителю | Требованию к коллективу |
Стратег: анализ качества
образования, выявление проблемы, мотивационный
интерес, создание условий для внедрения
инновации, коммуникативная компетентность,
реальная способность и готовность коллектива к
новому проекту и его реализации. Теоретик: формирование в коллективе чувства неудовлетворенности достигнутыми результатами, положительного общественного мнения о нововведениях, актуальность идеи. Инноватор: разработчик новой модели, программы преобразований; определение показателей, эффективности используемых форм и методов; гибкость и корректировка в реализации программных преобразований; определение качества результатов; введение инновации с учетом положительных и отрицательных моментов. Практик: поддержка новаторов, стимулирование педагогов, их творческой подготовки к инновационной деятельности; использование различных форм и методов управления инновационным процессом; системность, последовательность, контроль, взаимодействие с родителями. Демократический стиль отношения в педколлективе. Финансист: создание условий для реализации инновационных задач, материально-техническое обеспечение. Аналитик: результативность, адаптивность. |
Неудовлетворенность качеством
образовательного процесса. Творческий потенциал педагогов не менее 45-50%. Потребность в использовании информационно-коммуникационных технологий. Положительная оценка собственных возможностей и возможностей коллег. Постоянное совершенствование образовательного ценза педагога. Наличие собственных идей, авторских разработок, применимых в инновационном процессе. Информированность о достижениях педагогической науки, педагогическом опыте. Организация творческих групп. Творческий подход к организации предметно-развивающей среды и образовательного процесса. Демократический стиль общения. Преобладание таких качеств личности как ответственность, целеустремленность, коммуникабельность, эрудированность. Определение проблемы и поиск наиболее эффективных путей ее решения. Умение отстаивать и доказывать эффективность собственного нововведения, признавать и корректировать ошибки. |
Модель управления качеством образования в ДОУ включает ряд новых преобразований. Прежде всего, это:
- усиление диагностической деятельности начал в управлении, реализации при этом исследовательских методов (проблемно-ориентированный и экспертный анализ деятельности ДОУ в целом, самоанализ деятельности педагогов, педагогический мониторинг);
- использование методов концептуализации и моделирования образовательной и управленческой деятельности;
- реализация методов нормативно-правового регулирования деятельности ДОУ (разработка локальных актов, договоров);
- переход на обновленные технологии управления (программно-целевой подход, мониторинг, лицензирование и аккредитация);
- отработка технологий реализации государственных образовательных стандартов в практике управления качеством образования.
Поэтому прежде чем провести то или иное мероприятие, рекомендуется провести анализ проблемы – первый этап, далее в практической деятельности с педагогами отрабатываются необходимые и эффективные средства достижения цели – второй этап, и последний этап – самооценка продуктивной деятельности и результативность. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную познавательно-исследователькую деятельность, с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Методы активного обучения – совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию познавательно-исследовательской деятельности педагогов и создающих специальными средствами условия, мотивирующие их к самостоятельному, инициативному и творческому решению проблемных задач, ситуаций.
Целью активных методов обучения является развитие их внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
В работе используются следующие методы активизации деятельности педагогов: брейнсторминг, совет пиратов, проблемная ситуация, опрос по цепочке, резюме, рефлексия, анкетирование, тестирование, которые направлены на решение тех или иных вопросов и предполагают отбор наиболее эффективных средств. Не менее интересна форма “Портфолио педагога” – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога за определенный период. Данный способ имеет особое значение для профессиональной поддержки и оценки деятельности педагогов, признания из значимости и профессиональной компетентности. А такие формы как кружок качества и стажировка позволяют педагогу проявить себя как в роли подчиненного, так и в роли руководителя, расширяется спектр решаемых задач, а значит, усиливается ответственность. Предложенные формы позволяют расширять образовательное пространство педагога, его профессиональный и общеобразовательный уровень, решаются проблемы из разных областей: юрисдикции, экономики, культуры, этики, развития общества, педагогики, психологии. Профилактика профессионального застоя, снижающегося эффективность педагогической деятельности на сегодня одна из актуальных задач и ее решение во многом зависит от позиции руководителя, старшего воспитателя, его умения поддержать и активизировать деятельность педагога.
Учитель – игла, ученик – нить. И ты должен практиковаться непрерывно. (Миямото Мусаси)