31 декабря 1989 года ясли-сад № 230 был сдан в эксплуатацию. Учреждение построено в непосредственной близости от проезжей части. Отмечено, что в ближайшем окружении отсутствует искусственная экосистема (парковая зона), природная среда в микрорайоне используется неэффективно и поэтому уже весной 1990 года сотрудники учреждения совместно с работниками ГПП «ЗИМ», в ведомстве которого находился детский сад, начали работу по озеленению территории учреждения. В тот период было высажено более 800 кустарников, около 300 деревьев разных видов. Прогулочные участки для детей были оформлены живыми изгородями. К началу летнего периода 1990 года на территории учреждения было разбито 6 клумб, оформлен газон общей площадью 850 кв. м.
Осенью 1990 года уже были разбиты
участки под уголок леса, луга, огород. Комитет по
экологии, Горзеленхоз, Ботанический сад
оказали помощь детскому саду – поделились
посадочным материалом, удобрениями, давали
необходимые консультации.
Сотрудники детского сада уверены, что
микроклимат участка создается специальным
озеленением: зеленая стена из деревьев и
кустарников по всему периметру территории
уменьшит попадание на нее выхлопных газов от
машин, увеличит содержание кислорода в воздухе,
сделает его умеренно влажным. Потому созданию
эколого-развивающего комплекса в детском саду с
первых лет его существования уделялось большое
внимание.
В 1993 году в детском саду появляется живой уголок: морские свинки, кролики, черепахи, канарейки, попугаи, аквариумные рыбки становятся обитателями детского сада. Воспитатели организуют наблюдения и совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье – вот задача взрослых. Еще одно направление — привлечение родителей воспитанников в уголок природы. Иногда родители отдавали свое домашнее животное на время в детский сад, брали обитателей уголка к себе домой на лето, помогали приобретать животных, создавать для них условия.
С ноября 1999 года МДОУ детский сад № 230 реализует приоритетное направление – интеллектуальное развитие детей через различные формы экологического образования дошкольников. В каждой группе углубленно началась работа по:
– знакомству с технологиями экологического
воспитания дошкольников;
– освоению технологий работы с детьми разного
возраста, творческому поиску в их приспособлении
к местным условиям работы ДОУ;
– оборудованию экологической комнаты, уголка
природы, мини-лаборатории, библиотеки;
– организации экологических наблюдений в
повседневной жизни, проведению опытов, работе с
календарями, обобщающим беседам на занятиях,
использованию моделей, правильной организация
труда детей в уголке природы и др.
– сбору коллекций природных материалов, марок,
открыток, календарей, значков для экологической
комнаты, экспонатов для музея природы.
В этот период были усовершенствованы ландшафтные участки на территории детского сада, создана «Экологическая тропа», реализованы экологические проекты «В царстве лекарственных трав», «Друг мой – лес», «Красная книга», «Цветик-семицветик» и др.
С 2000 года в детском саду:
1. Открыта экспериментальная площадка по программе «Звучание природной красоты»
2. Функционирует экологическая комната, в которой собраны дидактические игры, пособия, гербарии, материал для консультаций.
3. Становятся регулярными акции:
– «Птичья столовая»;
– «Капелька»;
– «Росточек»;
– «Зеленая елочка – живая иголочка»;
– выпуск экологических газет.
и конкурсы:
– плакатов «Спасем Землю от экологической катастрофы»;
– детско-родительских проектов «Удивительный мир птиц»;
– детских рисунков «Земля – наш общий дом»;
– «На лучшее оформление участков»
В этот период многие группы детского сада получают новые названия в связи с углубленной работой по отдельным направлениям:
– группа № 4 – «Земляне»;
– группа № 5 – «Малая оранжерея»;
– группа № 9 – «Океанариум».
К 2003 году воспитателями данных групп обобщен опыт по работе с дошкольниками. Воспитателем Федюкиной В.А. оборудована экологическая лаборатория, где дети проводят опыты с растениями и отдельными их частями, выращивают цветы и рассаду, готовят овощные блюда. Воспитателем Румянцевой Л.Н. разработан цикл занятий для старших дошкольников по ознакомлению детей с Солнечной системой. Воспитателями Яшковой Л.Н. и Воробьевой И.А. в рамках «Фестиваля открытых занятий» показаны открытые мероприятия с детьми и родителями по теме «Экосистема – море».
С 2004 года стали традиционными поездки детей старших и подготовительных групп в Ботанический сад, на Станцию юннатов, организация обзорных экскурсий по паркам и скверам города Самары.
В 2006 году организован и проведен педагогический совет «Оптимизация экологического воспитания в ДОУ», общее родительское собрание «Экология и здоровье». По итогам проведенных мероприятий, выявлено, что проблемы экологически правильного отношения к объектам природы в работе с детьми дошкольного возраста необходимо решать постоянно, так как воспитанники продолжают проявлять интерес к объектам живой и неживой природы, предметно-развивающая среда требует постоянного обновления и пополнения, а педагогические кадры нуждаются в повышении квалификации.
В 2008-2009 учебном году в каждой возрастной группе создан «Экологический букварь», на педагогическом совете «Эколого-развивающая среда в ДОУ» воспитатели детского сада представили дизайнерские проекты по оптимизации развивающего пространства. Воспитанники стали участниками конкурсов «Какие краски у осени?», «Овощ с грядки», «Природа родного края», «Наш дом – Земля», с удовольствием осуществили прогулку к Воронежским озерам, в Березовую аллею.
В декабре 2009 года опыт работы учреждения был представлен на городском семинаре для педагогических работников «Развитие познавательной активности дошкольников в рамках детского экспериментирования».
В 2010 году на общегородском
родительском собрании «Родительское собрание –
2010», организованном Министерством образования
Самарской области и Департаментом образования
администрации городского округа Самара, МДОУ
детский сад № 230 представлял семь направлений
работы, в числе которых презентация
научно-методической работы музыкального
руководителя Князевой Е.В. « Воспитание у
дошкольников нравственно- эстетического
отношения к природе средствами интеграции
разных видов искусства».
Данный материал отправлен на Международную
конференцию.
В 2011 году воспитанница МДОУ детского сада № 230 Путилова Ира приняла участие в городском фестивале детских творческих проектов «Я познаю мир» и со своей работой «Симметрия в живой природе» стала призером данного фестиваля.
В 2012-2013 учебном году педагоги, воспитанники и родительская общественность активно участвовали во всех мероприятиях, организованных в ДОУ, районе, городе:
– в августе – выставка «Чудо-урожай»;
– в сентябре-октябре – смотр-конкурс поделок из
природного материала;
– в октябре – высадка многолетних цветов на
клумбах учреждения;
– в ноябре-декабре – смотр-конкурс поделок из
бросового материала;
– с ноября по март – воспитанники пьют фиточай;
– с ноября по май – воспитателем Комиссаровой
Л.Ю. с детьми подготовительной к школе группы
реализуется проект «Вода – источник жизни»;
– в декабре – экскурсия в детскую библиотеку
(дети посетили лекцию «Наш край», подарили
рисунки);
– в январе – акция «Накормим птиц»;
– в феврале – совместно с младшими школьниками
МОУ СОШ № 108 провели конкурс рисунков «Мы хотим
жить на чистой планете»;
– в феврале – родители воспитанников стали
участниками конкурса «Экология в быту»;
– с февраля по май – воспитателем Воробьевой
И.А.. с детьми подготовительной к школе группы
реализуется проект «Путешествие в подводное
царство»;
– в марте – воспитатель Кощеева Н.Н. представила
опыт работы на городской конференции
«Политехнологичность современной
образовательной среды как условие реализации
ФГОС»;
– в апреле – в каждой группе высажена рассада
однолетних цветов для высадки на клумбах,
овощных культур для огорода;
– с 06 апреля все сотрудники учреждения принимают
участие в общегородском субботнике;
– в мае – организован завоз экологически чистой
почвы и песка на территорию детского сада;
– в июне – участие в ежегодном региональном
конкурсе «Эколидер»;
– в июле – участие в районном и городском
смотре – конкурсе «На лучшее озеленение и
благоустройство территории».
Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду создана система работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, которая является интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.