Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание букв о-ё после шипящих". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: повторение и систематизация знаний по теме.

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Цель: проверить степень освоённости материала из раздела орфоэпия, отработать орфографическую грамотность.

Задачи:

  • Учебная: формировать навыки употребления правил правописания
  • Познавательная: создать условия , способствующие продуктивной работе на уроке
  • Воспитательная: способствовать развитию творческих и индивидуальных возможностей учащихся, чувства локтя.

Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Вместе с героями сказки мы повторим одно из правил русского языка. Итак, сказка называется «Что Шёпот Шороху шептал?». Кто догадался: о каком правиле пойдёт речь?
Обратите внимание на слайд. (Приложение 1)

Слайды 1-2

Учитель: «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень разражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться, почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному», – прошептал Шёпот».

Слайд 3

Просмотр диалога Шёпота и Шороха.

Шёпот: «Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?»
Шорох: «Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне...»
Шёпот: «Может быть, родственники нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?»
Шорох: «А у меня нет никого. Вот в чём дело!»

По щёлчку появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод».
Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.

Слайд 4

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами):

После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог:

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?»

Шорох: «Спасибо, я очень рад!!!»

После завершения диалога дети хором читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте и ещё раз хором.

Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.

Слайд 5

Появляется графический объект с заданием:

После этого появляются на экране и сказочные герои:

Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания – самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ).

Учитель: «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка – четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я».

После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:

Слайд 6

Шорох: «Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно...» (на экране появляется анимация с огнём)
Шёпот: «Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит...»
Шорох: «Неужели кто-то совершил поджог?»
Шёпот: «А почему ты у меня слово забрал? «Поджог» проверяется словом «поджечь»!
Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!»

Диалог регулируется щелчком для удобства учителя. После диалога появляется графический объект:

По щелчку выводится на экран задание:

Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!»

Слайд 7

Шорох говорит:

Появляется дядюшка со словами:

На экран выводится список слов:

Шорох:

Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).
Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):

Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот»

Слайд 8

На экране Шёпот произносит условие задания: «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё». В столбик появляются объекты со словами (второй столбик – по ходу объяснения учениками):

зажжём (глагол)
ночёвка (от ночевать )
лишённый (от лишить)
пресечём (от пресечь)
отражённый (от отразить)
тушёнка (от тушить)
запряжённый (от запрячь)

Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. (После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик)

Учитель: «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие»

Слайд 9

После появления шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст: «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу».
Чтение текста, выполнение задания, которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило (работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал).
При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.

Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ».

Слайд 10

Шёпот: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:
ШОРОХ…

(выводятся объекты)

Шорох обращается к ребятам: «Как я рад!Только помогите мне напоследок, ребята!»

Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).

Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).

Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!»

Слайд 11

На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:

У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).

(На экране получается без пропусков между объектами)

Учитель: «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с помощью двух друзей мы стали знатоками русского языка».

Слайды 12-14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет – по желанию; хорошо, если попробуют слабые ребята, т.к. есть возможность исправить ошибку сразу же)

Рефлексия

Учитель:«Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии... Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе».

Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель.