Организация работы детско-родительского клуба в МБДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Одной из проблем в диаде “родитель – ребенок” является проблема эмоциональной близости, поэтому с целью формирования более тесного эмоционального контакта между родителем и ребенком в нашем МБДОУ № 20 было принято решение о создании в 2006–2007 учебном году в первой младшей группе клуба “Дружная семейка”. Совместно с музыкальным руководителем определили приоритетные направления работы клуба, модифицировали программы Картушиной М.Ю. Логоритмические занятия и Роньжиной А.С. Занятия психолога 2–4 лет. (Пр. № 2 от 20.09.07) Встречи в клубе проходят ежемесячно в форме совместных игровых занятий. Такая инновационная форма работы повышает интерес родителей к вопросам воспитания своих детей. Благодаря занятиям у малышей интенсивно развиваются психические процессы, активизируется речь, а у родителей совершенствуются практические навыки и умения взаимодействия со своим ребенком.

Цель работы клуба: помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в жизни ребёнка.

Задачи:

  • наладить тесный эмоциональный контакт между родителем и ребенком;
  • обучить родителей практическим приемам и методам воспитания и обучения детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • адаптация ребенка к условиям детского сада;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие мелкой и общей моторики, координации речи и движений;
  • развитие игровых навыков, произвольности поведения;
  • развитие творческих способностей.

Встречи в клубе по согласованию с родителями проводятся с частотой 1 раз в месяц.

 

 

Участники клуба:

Формы общения:

  • Совместные игровые занятия.
  • Консультации музыкального руководителя.
  • Информационно-практические занятия.
  • Консультации психолога.
  • Совместные театрализованные представления.
  • Анкетирование, опрос родителей.

Базовыми средствами на совместных игровых занятиях служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, “ладушки”, “догонялки”, пальчиковые игры, подвижные игры. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют их, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Востребованность данной программы и ее эффективность подтверждается положительными отзывами родителей, увеличением посещаемости совместных занятий и запросами на проведение данной программы родителями будущих воспитанников ДОУ.

год 2006–2007 2007–2008 2008–2009 2009–2010 2010–2011 2011–2012 2012–2013
% удовлетворенности 85% 90% 90% 93% 93% 97% 98%

Эффективность работы родительского клуба мы решили проверить, используя анкетирование родителей (разработана Чернецкой Л.В.). Цель анкетирования: выявить степень участия родителей в воспитательном процессе.

По результатам изучения родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа – со средним уровнем образованности и культуры родителей. Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности.

Завершил работу контрольный срез. Был предложен та же самая анкета, что и вначале занятий. Результаты повторного анкетирования превзошли все ожидания. Они показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались новыми формами общения с детьми, новыми методами проведения досуга; возросла их активность.

Приложение 1: Перспективный план работы клуба (первый год).

Приложение 2: Перспективный план работы клуба (второй год).

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Список литературы

  1. Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей Занятия в 1-й младшей группе.
  2. Железнов С. Железнова Е. Музыка с мамой.
  3. Воронина С.В. Кухаренко Р.Ю. Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок.
  4. Картушина М.Ю. Забавы для малышей.
  5. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет.
  6. Луговская А Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением.
  7. Луговская А Шевнина О. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться.
  8. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком период раннего детства.
  9. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для детей 3 лет.
  10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
  11. Севостьянова Е.О. Дружная семейка Программа адаптации детей к ДОУ.
  12. Шелопухо О. А. Шпаргалки для родителей. Советы психолога.
  13. Шелопухо О. Популярная психология для родителей. Какой у вас ребенок?