Одной из проблем в диаде “родитель – ребенок” является проблема эмоциональной близости, поэтому с целью формирования более тесного эмоционального контакта между родителем и ребенком в нашем МБДОУ № 20 было принято решение о создании в 2006–2007 учебном году в первой младшей группе клуба “Дружная семейка”. Совместно с музыкальным руководителем определили приоритетные направления работы клуба, модифицировали программы Картушиной М.Ю. Логоритмические занятия и Роньжиной А.С. Занятия психолога 2–4 лет. (Пр. № 2 от 20.09.07) Встречи в клубе проходят ежемесячно в форме совместных игровых занятий. Такая инновационная форма работы повышает интерес родителей к вопросам воспитания своих детей. Благодаря занятиям у малышей интенсивно развиваются психические процессы, активизируется речь, а у родителей совершенствуются практические навыки и умения взаимодействия со своим ребенком.
Цель работы клуба: помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в жизни ребёнка.
Задачи:
- наладить тесный эмоциональный контакт между родителем и ребенком;
- обучить родителей практическим приемам и методам воспитания и обучения детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- адаптация ребенка к условиям детского сада;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие мелкой и общей моторики, координации речи и движений;
- развитие игровых навыков, произвольности поведения;
- развитие творческих способностей.
Встречи в клубе по согласованию с родителями проводятся с частотой 1 раз в месяц.
Участники клуба:
Формы общения:
- Совместные игровые занятия.
- Консультации музыкального руководителя.
- Информационно-практические занятия.
- Консультации психолога.
- Совместные театрализованные представления.
- Анкетирование, опрос родителей.
Базовыми средствами на совместных игровых занятиях служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, “ладушки”, “догонялки”, пальчиковые игры, подвижные игры. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют их, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Востребованность данной программы и ее эффективность подтверждается положительными отзывами родителей, увеличением посещаемости совместных занятий и запросами на проведение данной программы родителями будущих воспитанников ДОУ.
год | 2006–2007 | 2007–2008 | 2008–2009 | 2009–2010 | 2010–2011 | 2011–2012 | 2012–2013 |
% удовлетворенности | 85% | 90% | 90% | 93% | 93% | 97% | 98% |
Эффективность работы родительского клуба мы решили проверить, используя анкетирование родителей (разработана Чернецкой Л.В.). Цель анкетирования: выявить степень участия родителей в воспитательном процессе.
По результатам изучения родители поделились на три группы. Первую группу отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры, проявляющийся в общении родителей с детьми; серьезное отношение к воспитанию детей. Вторая группа – со средним уровнем образованности и культуры родителей. Третью группу можно отнести к группе риска. В этой группе каждый член семьи живет своей жизнью, у каждого свой круг интересов; родителей отличает низкий уровень психолого-педагогической осведомленности.
Завершил работу контрольный срез. Был предложен та же самая анкета, что и вначале занятий. Результаты повторного анкетирования превзошли все ожидания. Они показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос. Родители заинтересовались новыми формами общения с детьми, новыми методами проведения досуга; возросла их активность.
Приложение 1: Перспективный план работы клуба (первый год).
Приложение 2: Перспективный план работы клуба (второй год).
Список литературы
- Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей Занятия в 1-й младшей группе.
- Железнов С. Железнова Е. Музыка с мамой.
- Воронина С.В. Кухаренко Р.Ю. Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей.
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет.
- Луговская А Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением.
- Луговская А Шевнина О. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться.
- Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком период раннего детства.
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для детей 3 лет.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка Программа адаптации детей к ДОУ.
- Шелопухо О. А. Шпаргалки для родителей. Советы психолога.
- Шелопухо О. Популярная психология для родителей. Какой у вас ребенок?