Цель:
- формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
- формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
- обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение способов образования слов в русском языке. Но прежде вспомним изученное. Ответьте на вопросы(фронтальная работа):
- На какие две группы по способам образования делятся слова? (Морфемный и неморфемный).
- Назовите морфемные способы образования слов вместе с примерами.
(На интерактивной доске в результате ответов учащихся должен появиться слайд№2,приложение 1, с морфемными способами образования слов в виде схемы, рядом предварительно записана схема неморфемных способов образования слов, которую необходимо расшифровать во время беседы с учениками).
Слайд №2
- Какие способы образования слов зашифрованы в правом столбике? (Сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса).
- Приведите примеры слов, образованных неморфемным способом. (Например,сбербанк, спецкурс, плащ-палатка;сухофрукты,сталелитейщик; соковыжималка,черноморец).
III. Целеполагание.
- Вы многое знаете,но тема “Словообразование” полностью нами ещё не изучена. Предположите дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели урока. (Дети выступают с ответами)
- Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.
IV. Изучение нового.
1. - Прочитаем стихотворение на слайде №3
Слайд №3
- Ребята, вы улыбались при чтении данного текста.
- Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-,полу-).
- Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
2. -Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
- А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).
- Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).
- А какие звуки обозначают названные буквы? (Согласные).
- Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука)
3. - А теперь выпишите из стихотворения слова с ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).
- Проанализируем теперь эти примеры, подумаем, почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис? (Находится перед гласной, перед согласной -л-, перед заглавной буквой).
- Молодцы, ребята. Вы совершили открытие
4. - Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой”? (полу-пишется слитно). Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ-(После ответов следует слайд №4со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.
5. Предлагаем в сильном классе 1-2 ученикам самостоятельно составить схему или алгоритм написания ПОЛ-, ПОЛУ- со словами на доске, а классу -в тетрадях. В слабом классе ученикам предлагается готовый алгоритм /схема.
6. Проверка схем. Ученики выбирают наиболее удачную.
7. - Ребята, а как вы думаете, чем должно завершаться наше стихотворение? (Подсказкой). Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения(один ученик читает)
- Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения? (Да).
8. - Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ),пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры. (Один ученик рассказывает правило. Класс слушает, оценивает. Оценку выставляем в журнал). А теперь запишем их по памяти(один ученик у доски).
V. Закрепление.
1. - Как можно закрепить изученное правило? (Следуют ответы учеников). Правильно, у нас будет целая мозаика упражнений. Напишем зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде №6, Вы должны будете записать то, что видите.
- А теперь сверьтесь со слайдом №7(Полгитары, пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля, пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы).
- Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.
2. А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде №8записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), которые Вы должны будете заменить одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно объяснить написание (один ученик работает у доски).
3. А сейчас, ребята, в роли учителя выступят артисты,которые споют весёлый диктант, а Вы должны будете записать называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-(на переносных досках работают два ученика с последующей проверкой выполненного задания). Звучит аудиозапись (открывать с помощью WindowsMediaPlayer) песни из уроков “Радионяни” (смотри приложение №2). Ребята на слух воспринимают текст, выбирают слова с новой орфограммой. У ребят должна появиться следующая запись: полдня, пол-леща, пол-облачка, пол-лица, к полудню, полуживой.
- Какой морфемой является в этих словах ПОЛ-/ПОЛУ-?(Приставкой).
4. - Я назову Вам сейчас ингридиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.
Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом,уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).
- Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).
VI. Итоги урока.
- Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?
- Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно? (Следуют ответы)
- Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?
- Достигли ли мы целей урока?
- Весело ли Вам было?
- Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?
- Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают...
VII. Домашнее задание.
Составьте текст о приготовлении любимого блюда по аналогии с классной работой, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.
Список использованной литературы:
- Г.Александрова. Занимательный русский язык (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”,1997.
- Интернет-ресурсы, использованные для подготовки урока:
- http://muzofon. com/search/