Занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие по материкам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Задачи:

  • Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 их двух меньших чисел; Совершенствовать умения составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр; учить выделять в задаче условие, вопрос, решение и ответ;
  • Закрепить геометрические представления;
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант);
  • Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности;
  • Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Оборудование:

Демонстрационное: магнитная доска, глобус, физическая карта мира с цифрами на материках, схема из геометрических фигур с примерами, сундук, цифры от 1 до 10.

Раздаточное: планшеты “Логико-малыш”, карточки №4, тетради в клетку, простые карандаши, карточки с задачами-иллюстрациями, на каждого ребенка по две карточки с цифрами, наборы цветных счетных палочек Кюизенера.

Ход занятия

В. Отгадайте загадку: На столе передо мной

Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю… Глобус

В. Конечно, это глобус. Что вы знаете о глобусе?

Дети. Глобус – это уменьшенная модель Земли. На нем показаны материки, острова, моря и океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты.

В. А что еще составляют ученые, чтобы изобразить нашу планету?

Дети. Географические карты.

В. На карте очень хорошо видны все материки. Сколько всего материков?

Дети. 6.

В. Как называется самый большой материк?

Дети. Евразия (показывают).

В. Назовите самый маленький материк.

Дети. Австралия (показывают).

В. Как называется материк, где не живут люди? Весь континент предоставлен ученым для исследований.

Дети. Антарктида (показывают).

В. Как вы думаете, зачем люди путешествовали? (Дети отвечают.)

В. Да, человеку всегда хотелось узнать, что его окружает, что там за горизонтом? Какая она наша земля. Кто населяет Землю? Какие на ней растения и животные.

В. Сегодня к нам в группу пришло письмо от путешественника.

“Дорогие ребята, помогите мне найти материк, где находится книга великих открытий. Во время путешествия вас ждут испытания на каждом материке, которые вы должны обязательно преодолеть, чтобы продвигаться к следующему материку. В письме вложена схема вашего пути, состоящая из геометрических фигур с примером. Решив пример, вы будете знать куда держать путь. Желаю удачи!”.

В. Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие?

Это путешествие будет для вас очень интересным. Но на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, когда выполните задание.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои
И как хочешь поверни
И вот так и вот так
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять
Постучали,
Повертели, И работать захотели.

В. Откройте свои тетради. От верхнего края отступите 2 клетки и от левого края ─ 2 клетки и поставьте точку. Продолжаем: 2 клетки вправо, 6 – вправо, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 7 – вниз, 7 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 2 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 11 – влево, 1 – вверх,1 – влево, 1 – вверх, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх. Что получилось? На чем отправимся в путешествие?

Дети. На корабле

В. У всех получился кораблик?

В. Отправляемся с нашего материка, который называется?

Дети. Евразия.

В. К какому материку? Посмотрим на схему. Какая геометрическая фигура? (Ответ ребенка.)

Дети. В Африку, потому что 7-6=1, а 1 – это Африка.

В. Молодцы! Прошу всех занять свои места. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и в море (включается магнитофон “Звуки моря”).

В. Мы в Африке.

Работа с планшетом “Логико-малыш”.

Состав числа. Карточка № 4.

Дети. Пять – это один и четыре, …

В. Переверните карточки, проверьте себя. Поднимите руку те, у кого все правильно.

В. К какому материку мы отправляемся? Какая геометрическая фигура? (Ответ ребенка.)

Дети. В Северную Америку, потому что 5 – 3 = 2.

В. Прошу всех занять свои места, отправляемся в Северную Америку. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и в море (включается магнитофон “Звуки моря”). Приплыли.

В. На столе у вас лежат карточки с цифрами. Вы должны образовать пары из своих цифр, чтобы в сумме получилось 10.

Дети встают парами и объясняют свой выбор, после этого садятся на свои места.

В. К какому материку мы отправляемся? Какая геометрическая фигура? (Ответ ребенка).

В. Далее отправляемся на материк, который называется?

Дети. Южная Америка, потому что 2 + 1 = 3.

В. Прошу всех занять свои места, отправляемся. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и в море (включается магнитофон “Звуки моря”). Приплыли.

В. На столах у вас листы, на которых изображен рисунок. Составьте по этому рисунку задачу и запишите решение. Вы знаете, что задача состоит из 4 частей. Из каких? (Дети отвечают.)


Рис. 1

В. Давайте выслушаем ваши задачи и решения. (Дети отвечают.)

В. К какому материку мы отправляемся дальше? Какая геометрическая фигура? (Ответ ребенка.)

Дети. Наш путь лежит в Австралию, так как 8-4= 4.

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На 4 – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

В. Мы прибыли в Австралию. Смотрите ребята, сундук стоит, а чтобы его открыть, надо сложить математический коврик со стороной 8 из палочек Кюизенера (во время этого задания подходить к ребятам, которым требуется помощь).

В. Сложив коврики, открываем наш сундук. Здесь лежит энциклопедия. Нам надо возвращаться в детский сад, а помогут нам наши коврики. Глазки закрыли, вокруг себя покрутились и вот мы очутились в детском саду.

В. Вот мы снова в нашем детском саду. Ребята, что вам запомнилось сегодня? Где мы были? Какие испытания преодолели? (Ответы детей.)


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5