Цель: Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
- Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
- Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Презентация (Приложение 1)
- Карточки для групповой работы (Приложение 2)
- Карточки для работы в малых группах (Приложение 3)
- Оценочный лист (Приложение 4)
- Карточки для дифференцированной домашней работы (Приложение 5)
Структура урока:
- Самоопределение к учебной деятельности
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Построение проекта выхода из затруднения
- Первичное закрепление во внешней речи
- Физкультминутка
- Работа в группах с проверкой по эталону
- Дифференцированное домашнее задание
- Рефлексия учебной деятельности
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
(Приложение 1. Слайд 1)
Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.
Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.
(Слайд 2)
Сегодня 15 февраля. Запишите в тетрадь дату и вид работы.
– Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)
– От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
Цель:
- Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам).
- Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
- Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных во множественном числе по падежам.
– Какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)
– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)
(Слайд 3)
Групповая работа. (Приложение 2)
На листах просклоняйте имена прилагательные.
I группа | II группа | III группа | |
И. п. | Интересный урок | Веселый урок | Содержательный урок |
Р. п. | Интересного урока | Веселого урока | Содержательного урока |
Д. п. | Интересному уроку | Веселому уроку | Содержательному уроку |
В. п. | Интересный урок | Веселый урок | Содержательный урок |
Т. п. | Интересным уроком | Веселым уроком | Содержательным уроком |
П. п. | Об интересном уроке | О веселом уроке | О содержательном уроке |
– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)
– А какие окончания? (Одинаковые)
(Слайд 4)
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.
– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)
Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
3. Постановка учебной задачи
Цель:
Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.
Согласовать цель и тему урока.
– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
(Слайд 5)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
- Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.
- Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.
(Слайд 6)
Просклоняем теперь
I вариант – Интересные уроки
II вариант – Веселые перемены
И. п. (какие?) | Интересные уроки | Веселые перемены |
Р. п. (каких?) | Интересных уроков | Веселых перемен |
Д. п. (каким?) | Интересным урокам | Веселым переменам |
В. п. (какие?) | Интересные уроки | Веселые перемены |
Т. п. (какими?) | Интересными уроками | Веселыми переменами |
П. п. (о каких?) | Об интересных уроках | О веселых переменах |
Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.
– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
(Слайд 7)
– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
И. п., В. п. ые, ие |
Р. п., П. п. ых, их |
Д. п. ым, им |
Т. п. ыми, ими |
– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)
– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
- Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.
– Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
– Прочитайте правила про себя и вслух.
– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
6. Физкультминутка
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.
Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек (Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).
7. Работа в группах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
Цель:
- Тренировать способность к самопроверке и самоконтролю.
- Проверить умение определять падеж имен прилагательных во множественном числе.
- Воспитывать чувства коллективизма.
1. Работа в группах. (Приложение 3)
Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)
За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п
– Достаточно. Проверим по эталону.
(Слайд 8)
– Какая группа выполнила точно так же?
Если вы принимали активное участие в работе группы, в оценочном листе поставьте 3 балла, если не совсем довольны своей работой в группе – 2 балла и если совсем не довольны своей работой, то ставьте 1 балл. (Приложение 4).– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
2. Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.
(Слайд 9)
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
– Составьте предложение, используя слова на слайде.
(Слайд 10)
Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.
Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.
Запишите предложение.
– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.
– Проверьте, у вас также.
Если вы не допустили ни одной ошибки, в оценочный лист поставьте 3 балла, если вы допустили хотя бы одну ошибку, то ставьте 2 балла, у кого больше двух ошибок – поставьте 1 балл.
(Слайд 11)
– Восстановите запись разбора слова как части речи.
(Слайд 12)
Проверьте у товарища.
Если вы все сделали правильно, то поставьте в оценочный лист 3 балла, если у вас 1 ошибка, то вы поставьте 2 балла и если у вас больше двух ошибок, то у вас 1 балл.
8. Дифференцированное домашнее задание
Перед вами текст.
(Слайд 13)
Прочитайте его.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
– Какая часть речи пропущена?
– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Желтая карточка
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.
Синяя карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
3. Прочитайте текст упражнения 343.
– Какое задание нам предлагают выполнить авторы учебника.
Приступаем к самостоятельной работе.
9. Рефлексия учебной деятельности
Цель:
- Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных во множественном числе.
- Оценить результаты учебной деятельности.
- Согласовать домашнее задание.
Вспомните тему нашего урока.
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
Посмотрите оценочный лист. Если вы набрали 9 или 8 баллов, то поставьте в графе оценка – 5, если 7, 6, баллов, то поставьте – 4, если меньше 5, то ставьте тройку. Завтра на уроке я скажу, согласна ли я с вашими оценками.
Сегодня я могу поставить оценки….
(Слайд 14)
А теперь небольшой сюрприз. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.