УМК: «Начальная школа ХХI века»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель, задачи:
- познакомиться с новой орфограммой;
- научиться писать буквы парных согласных в корне слова
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, лазерная указка
Дидактическое обеспечение: правило подбора проверочных слов для проверки парных согласных.
Планируемые результаты урока:
- Личностные:
- знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
- Предметные:
- познакомить с новой орфограммой, закреплять правило обозначения парных по звонкости-глухости в конце корня (слова) закрепление понятия парные согласные по звонкости- глухости, развитие умения находить парные согласные в словах в слабой и сильной позиции, учиться подбирать проверочные слова.
- Метапредметные (регулятивные УУД,
познавательные УУД, коммуникативные УУД)
- обеспечить условия для формирования учебной деятельности;
- учить планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля;
- развивать умения договариваться и слушать друг друга.
ХОД УРОКА
1. Настрой на урок
– Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте повернёмся и поприветствуем их!
Повернулись!
Посмотрели друг на друга с приветствием!
Тихо сели!
– Сегодня у нас необычный урок, потому что к нам
пришли гости, и все они женщины. Вы наверно
заметили какие они красивые, современные а
я уверенна, что они ещё и мудрые предприимчивые,
заботливые … А любая женщина любит
комплименты … Помогите мне…
– А вечером все эти женщины вернутся домой и
будут нежными, любимыми, ласковыми мамами. А вы
знаете, что в последнее воскресенье ноября
отмечается – ДЕНЬ МАТЕРИ!
– А что дарят в праздник ? (Подарки,
сувениры или цветы)
– Давайте сделаем чудо! Вырастим свой
необычный грамматический сад для наших мам и
гостей! У каждого из вас на парте семечко, из
которого вы будете выращивать свой цветок!
2. Минутка чистописания
– Сначала посадим травку! Будем писать
буквы! Напишите какими буквами обозначены
первые звуки в словах забор, сад, цветы (С, З, Ц)
– Что вы можете сказать об этих буквах?
– Вы узнаете тему нашего урока, ели отгадаете
какая из этих букв может быть лишняя?
3. Письмо по памяти пословицы
Терпение и труд всё перетрут. (Лазерная указка)
– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
(Даже в самом простом деле нужно приложить
усилия, терпение и труд.)
– Назовите опасные места.
Письмо по памяти. Взаимопроверка.
– В каких случаях написание не совпадает с
произношением.
– А хотите научиться писать буквы парных
согласных. А зачем нам грамотно писать?
– Где это может пригодиться? (SMS, поздравления,
объявления, заявление на работу, сообщения в
Дневнике. Ru)
– Какую мы цель себе поставим на урок? Как
добиться цели? (План)
– Чтобы её достичь, что мы должны вспомнить и
знать?
Цель урока: я научусь писать буквы парных согласных в корне слова
– Проговорите в ладошки и расскажите соседу. (Проговаривают в ладошки, рассказывают соседу – показывают готовность поднятием рук, соединённых вместе – «домиком».
4. Работа по теме урока
№1 Вспомните парные согласные по звонкости-глухости (2 человека у доски)
Звонкие | б |
|
|
д |
|
з |
Глухие |
|
ф |
к |
|
ш |
|
– Вот и первые всходы показались в нашем
грамматическом саду! Самопроверка.
– У кого всё так – нарисуйте красный сигнал.
– А что надо делать, чтобы цветы выросли
красивыми, душистыми, крепкими? (Ухаживать и
поливать)
5. Мы цветы в саду сажаем
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!
– А люди, как и цветы, требуют внимания, благодарности, сочувствия, помощи. А наши мамы – особенно. Иногда им даже некогда глаза и брови покрасить, сделать укладку, а им так хочется надеть новую шубку, сапожки, шляпку ,юбку, серёжки и пойти на прогулку. А им надо варить супы, печь пироги, читать сказки своим детям. Давайте им поможем!
6. Продолжение работы
№2 Сравните транскрипции и написание слов
глаза – глаза глас – глаз
бров, и – брови броф' – бровь
супы – супы суп – суп
пироги – пироги пирок – пирог
– Всегда ли можно доверять звукам? Сейчас вы в паре подумаете и решите, когда им можно доверять, а когда нет? (1 ряд, 2-3 ряды)
Парным по звонкости-глухости согласным звукам при письме доверять |
|
Можно |
Нельзя |
Перед гласными | В конце слова |
Перед сонорными | В конце корня |
Перед глухими согласными |
№3 А хотите узнать, как проверять парные согласные? Кто уже знает?
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй – рядом гласный подставляй! (Один – много, есть – нет, большой – маленький)сат _________________________________________________________________________
трут ________________________________________________________________________
– А сейчас вы сами будете учиться применять правило проверки. Рядовые подойдите ко мне.
7. Работа в паре
№4 Выбери проверочное слово.
остро. островки островок
ду. дубки дубок
холо. холодок холодный
тетра. тетрадка тетради
лебе. лебеди лебёдка
голу. голубок голубка
сосе . соседи соседка
лоша. лошади лошадка
гла. глазки глазок
ду. дубок дубки
сторо. сторожить сторожка
Проверка задания с интерактивной доски.
– Молодцы! Как же проверить парный согласный? (Повторяют рифмовку хором)
Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй – рядом гласный подставляй!
№5 Игра «Выбери нужную букву»
– А вот и последняя пятая ступенька!
4 человека выходят к интерактивной доске, а 1 эксперт с указкой следит за классом.
– А теперь проконтролируйте себя. Выберите нужную букву.
Серё ж /ш ки , уш /ж ки, шу б/п ка, шля п/ б ка, сапо ж/ш ки, гла з/с ки, улыб /п ка, конфе т/д ки, заря д/т ка, ска з/с ка.
8. Рефлексия
– Продолжите предложения:
Я научился…
Я понял…
Если …, то …
– Если вам всё понятно, нарисуйте улыбающееся
солнышко.
– Кому наш урок помог подняться по лесенке
знаний, раскрасьте красные сиглалы под каждой
ступенькой.
– Какую цель мы с вами ставили на уроке?
– Чему учились?
– За что вы можете себя похвалить?
– Кому надо ещё поработать над этой темой?
9. Итог урока
– Какой грамматический сад у нас получился!
Встаньте и покажите нашим гостям! Сколько знаний
в нашем саду!
– Давайте украсим доску! Приятно, что у всех
светит солнышко! Как они могут их
использовать? (Красивая шпаргалка, сувенир,
открытка, веер, шляпка)
– Подарите эти выращенные цветы нашим гостям!