Введение
Это интегрировано-познавательное занятие для детей 3-4 лет, оно формирует знания в игровой форме, как правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми – запрещено. На занятии дети закрепляют знания через литературные произведения (загадки, стихи). На протяжении организованной деятельности дети совершают путешествие, в процессе которого демонстрируют приобретённые правила об опасных предметах, делают собственные умозаключения, о том, что они могут нанести вред своему организму. Во время занятия активизируется и расширяется словарный запас детей.
Программное содержание:
- Развивать способность анализировать загадки на основе сравнения двух предметов с большими внешними признаками.
- Формировать умение сосредотачивать внимание детей на опасных предметах.
- Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению.
- Упражнять в использовании простых форм объяснительной речи.
Цель:
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать желание помочь другу в затруднительной ситуации.
- Воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения.
Наглядный материал: кукла, мыло, зубная щётка, зубная паста, полотенце, шкатулка в ней: иголка с игольницей, ножницы, шило, булавки, таблетки, градусник, микстура от кашля, баночка с витамины. Картинки к игре “Загадки – отгадки”, сундучок с красными листами, на которых нарисованы опасные предметы.
Методические приёмы:
1. Показ воспитателя в сопровождении стихов.
Самостоятельная работа детей с разъяснением.
2. Обыгрывание сложных ситуаций
Предварительная работа:
- Экскурсия в кабинет швеи: знакомство с правилами хранения иголок, ножниц.
- Экскурсия в кабинет медсестры: знакомство с правилами хранения медикаментов.
- Экскурсия в швейную комнату, беседа со специалистом на тему: “Порядок на рабочем месте”.
- Беседа с плотником о хранении рабочих инструментов.
- Беседы о людях профессий, которые нас защищают (полицейские, пожарные, врачи).
- Чтение произведений А. Барто “Девочка чумазая”, “Мойдодыр”, заучивание ярких фрагментов из текста.
Физкультминутка.
- Разучивание игры “Можно - нельзя”, “Топаем – хлопаем”
- Разучивание песен; “Лошадка”, “Паровоз”, “Машина”
Ход занятия
Дети вышли на улицу (построились парами перед зданием сада), вдруг раздается телефонный звонок (воспитатель после разговора приглашает детей отправиться в страну “Ребёнок один дома или опасные предметы”.
Воспитатель: Хотите дети поехать?
Дети: Мы поедем в гости. Нам интересно.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся в путешествие на машине (появляется чумазая кукла и просит её тоже взять с собой).
Воспитатель: Ах ты девочка чумазая, где ты ручки так измазала?
Чёрные ладошки, на локтях дорожки
Воспитатель (за куклу): Я на солнышке лежала, ручки к верху держала
Вот они и загорели.
Дети: Возьмём с собой в путешествие девочку Катю (едут под музыку парами, заходят на территорию своей игровой площадки и садятся на скамейки, перед скамейкой на столике лежат мыло, расчёска, зубная щётка, полотенца и тазик с водой.
Воспитатель (в роли куклы, увидев воду и все туалетные принадлежности, начинает возмущаться): Я не хочу мыться, это я загорела, это вредные предметы. Мыло в глаза попадет- мне будет больно.
Воспитатель: Катя, ты любишь слушать интересные истории
Вот послушай, что случилось с мальчиком Колей, который не любил умываться (включается запись, после прослушивания записи, кукла становится спокойной и принимает решение).
Воспитатель (в роли куклы): Теперь я хочу умыться, почистить зубки, ушки, чтобы солнышко от меня никогда не спряталось (моет куклу, при этом декламируется вместе с детьми громко вслух стихотворение “Водичка умой мое личико”). Воспитатель (показывая на все предметы на столе, спрашивает): Как эти предметы называются? Дети: Это предметы личной гигиены, они очень полезные и без них никак не обойтись в нашей жизни, они нужны нам каждый день.
Воспитатель: А ещё есть предметы, “опасные”, которые брать в руки детям нельзя, когда вы дома одни.
У меня есть сундучок и в нём лежат картинки с опасными предметами, пришло время мне показать первую (на красном листе нарисованы: дезодорант, лак для волос, сода и стиральный порошок).
Воспитатель: Дезодорант, лак для волос от удара может взорваться; при попадании соды в глаза может получиться ожёг; от стирального порошка может появиться сильная аллергия (зуд по всему телу). Трогать эти предметы нельзя, они могут причинить вред вашему здоровью.
Воспитатель: Ой, кукла Катя, у тебя пуговица вот-вот упадет, это не порядок. Мы хотим помочь тебе, познакомим тебя с иголочкой. Едем на поезде в “Мастерскую добрых дел” (дети выстраиваются в колонну по одному, имитируя движения поезда, двигаются, исполняя песню “Поезд” и останавливаются около следующего пункта назначения, где лежит шкатулка).
Воспитатель (в роли куклы): Ой, я не хочу в гости к иголочке, я ее боюсь - она колючая. Не волнуйся, я с тобой. Давайте проверим, что там лежит в шкатулке.
Воспитатель: (хочет проверить, что лежит в коробке на скамье, но кукла её опережает). Давайте проверим порядок в этой коробке. Воспитатель (в роли куклы): Ай-ай, я кажется укололась! Чем это я укололась?
Дети: Иголкой, ножницами, шилом, булавкой!
Воспитатель (в роли куклы): Это я бросила иголку, забыла воткнуть её в игольницу, хотела себе пуговицу пришить, оказывается я не умею этого делать.
Воспитатель: А почему, как вы думаете у неё ничего не получилось?
Дети: Потому что она маленькая. Надо кукле сказать, что эти опасные предметы такими как: иголки, ножницы, шило, булавки брать в руки опасно, если дети дома одни.
Воспитатель (в роли куклы): А почему взрослым можно всё брать в руки, а нам нельзя?
Воспитатель: Тебе сейчас ответят дети.
Дети: Наши ручки ещё не могут шить, резать. Мы маленькие, поэтому мы можем уколоться, порезаться, пораниться. Брать эти предметы можно только тогда, когда дома родители и они сидят с нами рядом.
Воспитатель: А где они должны лежать дома?
Дети: Все эти предметы должны лежать в шкатулке, их нельзя разбрасывать.
Воспитатель: Как нужно обращаться с иголкой?
Дети: Её сразу после шитья надо убрать в игольницу, она маленькая и может потеряться, если на неё кто-то сядет, это может быть опасно для жизни.
Воспитатель: Пришло время заглянуть в волшебный сундучок (показ иллюстрации на красном листе). Давайте дружно вместе назовём опасные предметы, которые можно трогать только с разрешения взрослых.
Дети: Это такие предметы: иголки, ножницы, шило, булавки- их брать в руки опасно, если мы дома одни.
Воспитатель (в роли куклы): Я больше не буду трогать опасные предметы. Воспитатель (телефонный звонок): К нам спешит Андрюша, он только чем-то расстроен, давайте вернёмся на скамейки- на лошадках (поют песню “Лошадка”, спокойным шагом с высоким подъемом ног возвращаются на скамейки, кукла тоже продолжает путешествие).
Андрюша: Мне мама подарила набор картинок с загадками, я их нечаянно уронил и они перепутались. Я сильно расстроился и у меня разболелась голова. Я взял из аптечки градусник и кучу лекарств, но не стал их пить, потому что я не знаю какие полезные, какие опасные.
Воспитатель: Мы с ребятами можем тебе помочь.
Дети:
1. Все лекарства должны находиться в аптечке.
2. Они помогают больным быстро выздоравливать.
3. Если заболели, надо подойти к маме, папе, врачу.
4. Детям нельзя пробовать лекарства, можно ими отравиться.
5. Не бери в руки медицинский термометр, внутри него находится опасная жидкость – ртуть (это яд).
6. Чтобы вызвать врача по телефону надо набрать номер 03.
Воспитатель: А что надо делать по утрам, чтобы у вас было бодрое, хорошее настроение?
Дети: Надо делать зарядку.
Физкультминутка:
Раз подняться, подтянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
И на скамейку сесть опять
Андрюша: Я хорошо запомнил все правила. Лекарство - это опасные предметы и трогать из нельзя, когда дома один.
Воспитатель: В моем сундучке осталась ещё одна картинка красного цвета.
Воспитатель (в роли куклы): Я хочу запомнить, какие предметы опасные, покажите их быстрее.
Дети (смотрят на красный лист и самостоятельно перечисляют): Это таблетки, градусник, микстура и даже витамины, если их съесть в большом количестве - это опасные для нашего здоровья предметы.
Андрюша: А теперь помогите мне ребята найти правильную картинку - отгадку.
Воспитатель: Читай загадку Андрюша, а ребята будут внимательно слушать и постараются найти отгадки.
Андрюша: Есть у моего Антошки шляпка, да железная ножка.
Дети: Гвоздь.
Воспитатель: Почему вы так решили? Может быть это гриб, ведь у него тоже есть шляпка и ножка.
Дети: Это гвоздь, потому что в загадке говорится, что у него ножка железная.
Андрюша: Эти дружные сестрички весь день добывают огонёк
Дети: Это - спички.
Воспитатель: А может быть, матрёшки, ведь они тоже дружные и живут все вместе?
Дети: Нет, матрёшки не добывают огонь, только спички могут зажечь его.
Андрюша:
Тут-тук-тук-тук
Раздаётся громкий стук
Что же папа в руки взял?
Чем он гвоздик забивал?
Дети: Молоток.
Воспитатель: Может быть. Это барабанные палочки? Они тоже громко стучат: тут-тук.
Дети: Палочки стучат по барабану, гвозди ими не забивают.
Андрюша: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.
Дети: Ножницы.
Воспитатель: А по-моему, это очки. У них тоже есть два кольца и два конца (показывает на душки).
Дети: А гвоздика посередине нет!
Воспитатель: Видишь, Андрюша, ребята помогли тебе - подобрали к твоим загадкам правильные картинки-отгадки. На них изображены опасные предметы.
Андрюша: А я не знаю какие предметы опасные, и какими предметами маленьким детям пользоваться запрещено, а какими можно, но только осторожно.
Дети: А мы теперь всё знаем. Давайте подарим Андрюше волшебный сундучок с красными листами.
Воспитатель (в роли куклы): Андрюша, можно мне с тобой поехать к тебе в гости.
Дети: Только долго в гостях не задерживайся и возвращайся к нам.
Воспитатель: Правильно ребята вы решили. Повесь Андрюша эти красные листы из сундучка у себя дома на стене, изучай и запомни, какие предметы опасные. И пусть у тебя будет всё хорошо.
Андрюша: Большое спасибо, ребята! До свидания!
Воспитатель (в роли куклы): Хорошо, я приду завтра.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы совершили интересное путешествие в страну “Ребёнок дома один, или Oпасные предметы”.
На этом наше занятие заканчивается, пожалуйста, вечером, расскажите своим родителям какие гости приходили к нам на занятие и что вы нового узнали.
Используемая литература:
- “Программа воспитания и обучения в детском саду” Отв. Ред. Васильева М.А.
- “Дошкольное воспитание” №3 1997 г.
- “Безопасность” Авдеева Н.Н., Князева О.Л.
- “Осторожные сказки” Шорыгина Т.А.
- “Если всё не так” опасные ситуации. Гербова В.В.
- “Твоё здоровье” Зайцев Г.К.
- “Школа безопасности” Усачёв А.А.