Цели:
- Рассказать детям о пионерах-героях, познакомить с судьбами некоторых из них;
- Познакомить с историей создания памятников пионеров- героев в нашем посёлке.
- Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.
- Воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.
Оборудование: В качестве сопровождения используется компьютерная презентация, аудиозаписи, манометр, раздаточный материал (на отдельных листах отпечатаны биографии пионеров-героев, стихи, индивидуальные карточки для рефлексии, жетоны в виде звёздочек).
ХОД УРОКА
Учитель: Дорогие ребята, этот классный час я посвящаю самому главному событию нашей страны. Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? (Высказывают своё мнение учащиеся)
Да, вы правы! Отвечая на эти же вопросы, русский писатель Константин Ушинский писал:
“ Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.”
Учитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.
Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы и страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч,
Врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает.
И д?ши пламенем отчаянья сжигает.
Учитель: Нашему народу выпало тяжкое испытание, он принял его! Сегодня мы вспомним Дни воинской славы России из календаря Великой Отечественной войны. Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа.
- Может быть, вы знаете, где во время войны воевали прадедушки?
- Чем занимались ваши прабабушки?
Учитель: Разговаривайте с ними о днях их молодости почаще, ведь ветераны не вечны, они уйдут, а с ними уйдет живая память о Великой Отечественной войне. Примеры их неподдельного мужества должны навсегда оставаться в наших сердцах, ибо благодаря нему живёт и наша Россия.
Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.
Чем могли помочь обычные дети во время войны?
Учитель: Дети быстро взрослели во время войны. Они наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Дети работали на заводах и фабриках, вставали за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Они знали, что своей работой помогают отцам на фронте. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Запалы к гранатам, дымовые шашки, сигнальные ракеты изготавливали на заводах. Школьницы вязали теплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты – красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак для курева. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях. Помогали школьники почтальонам.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу с взрослыми воевали на фронтах и в партизанских отрядах. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
Просмотр видеофрагмента о пионерах-героях
Учитель: Так уж принято, что живые воздвигают памятники и обелиски в честь погибших, чтобы увековечить память о них. В нашем посёлке насчитывается 14 памятников. Половина из них посвящены героям гражданской и Великой Отечественной войнам. Воевали не только взрослые, но и дети. В посёлке Голышманово в честь их подвигов установлено два памятника. Памятник пионеру-герою Володе Дубинину находится на территории школы №2. Идея его создания возникла у одноимённой пионерской дружины в 1968 году. А памятник – Вале Котику находится на территории школы №1. (запись)
Учитель: Давайте проведём викторину. У вас на столах лежат листочки с автобиографиями пионеров-героев. Я буду зачитывать вопросы, а вы должны найти ответ и назвать только имя и фамилию героя.
Назовите имена четырех пионеров-героев, удостоенных звания Героя Советского Союза. ( Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова и Леня Голиков)
Кого из пионеров-героев фашисты заставили пробраться в Брестскую крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен? Этот пионер остался там помогать нашим бойцам, сообщив ценную информацию о враге. (Валя Зенкина)
Назовите имя пионера-героя, сумевшего стать военным лётчиком и награждённого двумя орденами Красной Звезды за участие в бою и спасение жизни Советского летчика. (Аркадий Каманин)
На счету этого пионера-героя 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Им убит гитлеровский офицер, возглавлявший карательную операцию. Этот пионер-герой удостоен звания героя Советского Союза посмертно. (Валя Котик)
Попав в плен, эта пионерка во время допроса застрелила двух гитлеровских офицеров и была впоследствии зверски замучена фашистами. За стойкость и героизм девочка посмертно отмечена высшим званием - Герой Советского Союза. (Зина Портнова)
Назовите пионера-героя, разведчика в штабе партизанской бригады на белорусской земле, погибшего в бою. Он взорвал врагов и себя последней гранатой. За мужество и героизм посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. (Марат Казей)
Учитель: Эти дети и многие-многие другие любили свою Родину, были настоящими героями-патриотами. И сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины.
Война, война...кому – то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин...
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.
Минута молчанья...
Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал. (минута молчания, манометр)
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Во время прослушивания песни закончите письменно предложения. (Карточки, Песня последние слайды)
Итог
- Кому мы посвятили свой классный час?
- А теперь постарайтесь высказать свои чувства к детям – героям войны.
- Можно ли в наше время совершить подвиг?
Рефлексия (зачитайте, что у вас получилось)
- Классный час был ...(какой, 2-3 прилагательных)- Больше всего мне понравилось ... (что)