Цели урока
- Образовательные: учащиеся должны получить знания о дате начала Великой Отечественной войны, об отечественном характере войны, об отступлении Советской Армии на первом этапе войны, о причинах срыва плана Барбаросса;
- Развивающие: учащиеся должны суметь сформулировать проблему и решить её, проанализировать исторические документы, найти решение спорных вопросов в исторической науке (значение договора о ненападении с Германией) и подобрать аргументы в защиту своей точки зрения;
- Воспитательные: на примере подвига героев Брестской крепости показать патриотизм советских людей, уверенность их в победе; плакаты и песни июня 1941 года должны явить учащимся единство народа перед лицом врага.
План урока:
1. Повторение. СССР накануне Второй Мировой войны. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Пакт о ненападении с фашистской Германией. Значение соглашения. Разные точки зрения на пакт Молотова-Риббентропа. Изменение границ СССР накануне войны.
2. Начало Великой Отечественной войны:
- Выступление В.Молотова по радио 22 июня 1941 года. Оценка события советским руководством.
- Кукрыниксы. Плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”. Читаем смысл происходящего по рисунку плаката.
- Песня А.Александрова и В.Лебедева-Кумача “Священная война”.
- Плакат Ираклия Тоидзе “Родина-мать зовёт!”.
- Уверенность советских людей в победе.
- План “Барбаросса”. Наступление агрессора на первом этапе войны. Интерактивная карта “Начало Великой Отечественной войны”. Отвечаем на вопросы. Постановка проблемы: причины неудач Советской Армии, причины срыва плана Барбаросса.
- Моральное состояние советских солдат в период отступления. Л.Леонов. Отрывок из книги “Русский лес”.
- Легенда о Брестской крепости. Книга С.Смирнова “Брестская крепость”. Подвиг майора Петра Гаврилова.
3. Причины отступления Советской Армии на первом этапе войны.
4. Причины срыва плана “Барбаросса”.
5. Рефлексия.
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. | Презентация. Слайд №1. Карта
Европы в 1939-1941 гг. Вопросы учащимся. Презентация. Слайд №2. Мюнхенский сговор, его содержание Презентация. Слайд №1 Ввод советских войск в сферу влияния СССР, образование новых союзных республик. Презентация. Слайд №3 Смысл соглашения и две точки зрения на пакт. |
Назовите страны Европы, захваченные
Германией и Италией ещё до начала II мировой
войны. Почему это могло случиться? (политика
попустительства) В чем смысл Мюнхенского соглашения? (не сложилась система коллективной безопасности) Что означают синяя и красная линии на карте? (изменение границ СССР в соответствии с секретными протоколами пакта Молотова-Риббентропа, в т.ч. финской) Какие новые союзные республики появились в СССР? Какое значение для СССР имело заключение договора о ненападении? Какие аргументы можно привести тем, кто считает СССР пособником Гитлера и виновником развязывания войны? |
|
Значение договора о ненападении
с Германией для СССР: СССР после Мюнхена оказался в международной изоляции. Система коллективной безопасности не создана. Европейские державы ведут политику попустительства и рассчитывают натравить Германию на СССР. В интересах собственной безопасности СССР заключает договор с возможным агрессором. Договор позволил СССР избежать войны на два фронта, т.к. Германия теперь не может поддерживать Японию. Договор позволил отсрочить войну на 1 год и 10 месяцев, перевооружить и организовать армию. Договор дал возможность стратегически подготовиться к войне: отодвинуть границы на запад на 200-250 км. |
|||
2. | Выступление В.Молотова по радио 22 июня
1941 года. Аудиозапись. Презентация. Слайды №5, 6 Последняя фраза: “Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!” Плакат “Беспощадно...” Слайд №7 Песня “Священная война”. Аудиозапись Плакат “Родина-мать зовёт!” Слайд №8 Интерактивная анимированная карта “Начало Великой Отечественной войны” http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/659a08b7-55b9-41fd-9788-432e249fb07d/%5BIS9IR_4-34%5D_%5BMA_01%5D.swf Вопросы по карте
Постановка проблемы:
Л.Леонов. Русский лес. Отрывок из повести. Текст №I Легенда о Брестской крепости. Слайд №9. Текст № II Подвиг майора Гаврилова. Слайд №10. Текст № III |
Назовите тему урока Назовите дату вторжения фашистских войск на территорию СССР Какую оценку даёт Молотов агрессору (вероломство, разбойничье нападение) Как можно определить характер войны со стороны СССР? (отечественная) Прочитайте по рисунку плаката позицию советского руководства по отношению к агрессору Какие чувства родились в советских людях благодаря обращению правительства, плакатам и песне? (уверенность в победе и единство) Как назывался план Гитлера по захвату Советского Союза? В чём он заключался? (план “Барбаросса”: за три месяца достичь линии Архангельск – Астрахань) Чей военный план напоминает план “Барбаросса”? (Наполеона) Что характерно для первого этапа войны? (отступление Советской Армии) Назовите неудачи и успехи этого периода войны (взяты Прибалтика, Белоруссия, Украина, окружения под Минском, Киевом, сдан Крым; Смоленское сражение, Московская битва, срыв плана молниеносной войны) Что чувствовали солдаты и командиры Красной Армии при отступлении? Какое значение для советских солдат и командиров имела эта легенда? (вселяла уверенность в победе и заставляла не терять надежду) Оцените подвиг майора. Каково отношение врага к пленному? |
|
3. | Причины отступления Красной Армии. Учебник, стр.14.Таблица |
Какие причины отступления вы уже
можете назвать? Можно ли назвать причиной отступления преимущество Германии в военной силе и технике? Какие причины называет С.Смирнов в книге? Как И.В. Сталин объясняет неготовность армии к внезапному нападению? |
|
4. | Причины срыва плана “Барбаросса” | В чём автор книги “Брестская крепость” видит причину срыва плана молниеносной войны? (В героическом сопротивлении врагу защитников крепости) | |
5. | Рефлексия Продолжить фразу |
Великая Отечественная война
началась... Первым перед народом выступил ... С первых дней война приобрела ... характер Агрессор действовал по плану ..., который был ... На первом этапе войны Красная армия по преимуществу... Но были и удачи и контрнаступления: ... Героический подвиг в тылу врага совершил гарнизон... Мы знаем имя защитника форта ... Патриотизм – это ... (любовь к родине, а не к политическому режиму) |