Мероприятие в рамках недели физики и математики в школе "Лабиринт Минотавра"

Разделы: Математика, Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Итак, вы попали в лабиринт.

Минотавр очень любит виноград, который спрятан в тайниках лабиринта. Проходя уровни, нужно собрать гроздь винограда. Минотавр согласен его взять в обмен на вашу жизнь.

Каждая команда должна пройти 8 уровней, выполнив на каждом задание из одного тайника. Вопросы задаются командам по очереди. На обсуждение вопроса у вас есть 30 секунд. Виноградинку вы получаете за правильный ответ.

Если, попав в тайник, вы ответите неправильно, то вопрос передается залу. Ответивший на вопрос может передать свою награду любой команде.

Выйти из лабиринта можно только с помощью нити, которую будут плести ваши товарищи, выполняя логические задания. После каждого выполненного задания нить удлиняется на один метр.

Пройдя все уровни лабиринта, подводим итог.

  • Если собрана гроздь и сплетена нить, то команда может выйти из лабиринта.
  • Если нить сплетена, но гроздь не собрана, или гроздь собрана, а нить не сплетена, то то вы остаетесь в плену и вам может помочь только зал.

Побеждает та команда, которая первой вышла из лабиринта.

Логические задания для плетения нити

1. В какую сторону будет вращаться последняя шестеренка "Б", если первая шестеренка "А" вращается по часовой стрелке?

2. На рисунке изображено неверное равенство, составленное из спичек. Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

3. Уберите 2 спички так, чтобы образовалось 2 квадрата.

4. Имеется квадратный пруд, по берегам которого растет четыре дерева. Со временем пруд понадобилось расширить, увеличив его в два раза, и, сохранив при этом его квадратную форму. Каким образом можно расширить пруд, чтобы деревья остались невредимыми, и, как и прежде оставались расти по берегам пруда?

5. Одному плотника предстояла задача заделать прямоугольную дыру в деревянном полу. Дыра была 12 футов в длину и 2 фута в ширину. У плотника в наличии был только один лист деревянной плиты размером 8 на 3 фута. Будучи искусным и находчивым плотником, он сумел распилить этот лист плиты на две части и заделать дыру. Как ему это удалось?

 

6. У дороги лежит тесаный гранитный камень в 30 см длины, 20 см высоты и такой же толщины . В точке А — жук, намеревающийся кратчайшим путем направиться к углу В. Как пролегает этот кратчайший путь и какой он длины?

7. Разгадай ребус

8. Как порезать арбуз на две части, чтобы при поедании осталось три корки?

9. Три спички положены рядом. Добавьте еще две спички так, чтобы получилось восемь.

10. С помощью математических действий представьте число 100 четырьмя девятками.

11. На трех ветках сидело 11 птиц. После того, как с первой перелетели на третью три птицы, со второй на первую одна птица, а с третьей ветки две птицы улетели совсем. На всех ветках птиц стало поровну. Сколько птиц было вначале на каждой ветке?

12. “Математическая шарада”

Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй, из слова “голубцы”.
А третьим лошадей вы погоните.
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой.

13. Разгадай ребус

14. Имеется число "двенадцать". Как его разделить пополам, чтобы получились две "семерки"?

15. Задача про гуся

Покупатель спрашивает у двоих мальчиков: сколько стоит гусь?
Вася ответил - 600 рублей.
Покупатель: очень дорого!
Петя говорит: “А Вася все увеличивает в 12 раз”.
Покупатель: “Значит цена гуся - 50 рублей?”
Вася: “Это вам сказал Петя? Так он же все уменьшает втрое...”
Сколько стоил гусь?

16. Необходимо переложить одну спичку из левой части уравнения в правую так, чтобы равенство стало верным :

17. Разгадай ребус

ОТВЕТЫ

1. Против часовой стрелки

6. Путь жука

Кратчайший путь легко определится, если мы мысленно повернем верхнюю грань камня так, чтобы она оказалась в одной плоскости с передней (рис. 317). Тогда станет очевидным, что кратчайший путь—прямая линия, соединяющая А и В. Какова длина этого пути? Мы имеем прямоугольный треугольник ABC, в котором АС = 40 см, СВ = 30 см. По Пифагору, третья сторона, АВ, должна равняться 50 см, потому что 302 + 402 = 502.

Итак, кратчайший путь АВ = 50 см.

7. Компьютер

8. Вот таким образом разрезается арбуз - вырезается цилиндр:

 

9. VIII

10. (99+9:9)

11. Ответ на головоломку   “ПТИЧКИ”.

На первой – 5 птиц, на второй – 4, на третьей – 2 птицы.

12. тригонометрия

13. поверхность

14. Если написать число двенадцать римскими, то получим: XII. Теперь половиним это в прямом смысле  и получаем VII и VII, что равно 7

15. Цена гуся - 100 рублей, так как Вася все увеличивает в 6 раз, а Петя в 2 раза.

16.

Первый вариант:

Второй вариант:

17. диаграмма

ВОПРОСЫ ДЛЯ УРОВНЕЙ

  1. Образующиеся белые клубы при выдохе на морозе иногда называют паром. Правильно ли это? (нет, т.к. это не пар, а конденсат)
  2. Можно ли с помощью льда добыть огонь? (да, если льдинку использовать, как линзу)
  3. Как погасить свечу, не дуя и не дотрагиваясь до нее? (ограничить доступ воздуха с помощью какой-нибудь емкости, т.е. накрыть сверху)
  4. Иногда тонущий человек, взывая о помощи, поднимает руки из воды. Правильно ли он поступает? (нет, т.к.уменьшается сила Архимеда)
  5. Какой из этих двух мальчиков сможет принести в своей лейке больше воды для полива огорода? (Несмотря на то, что у одного мальчика лейка больше по размерам, оба мальчика принесут одинаковое количество воды, так как носики у обеих леек находятся на одном уровне, и по закону физики о сообщающихся сосудах — уровень воды в лейках не превысит уровня, на котором располагаются края носиков леек. То есть лишняя вода просто вытечет).
  6. Какая почва прогревается солнцем быстрее: влажная или сухая? (влажная, теплопроводность)
  7. Может ли одно и тоже тело, например, эбонитовая палочка, при трении электризоваться то положительно, то отрицательно? (да, о разные тела)
  8. Металлическому шарику сообщают положительный заряд . Как при этом изменяется его масса? (уменьшается, отдает электроны)
  9. При очередном посещении душа обратите внимание на то, что при включенном душе занавеску втягивает вовнутрь. Интересно, в чем причина этого явления? (что поток воды вызывает миниатюрный воздушный ураган, в центре которого, как обычно, образуется зона низкого давления. Из-за разности давлений снаружи и внутри кабинки душа занавеска втягивается внутрь)
  10. В открытую бочку налита вода, на взгляд как будто до половины. Но вы хотите знать точно, половина ли в ней налита, больше половины или меньше половины. У вас нет под рукой ни палки, ни вообще какого бы то ни было инструмента для обмера бочки.
  11. Каким образом могли бы вы убедиться, налита ли в бочке вода ровно до половины? (Самый простой способ — наклонить бочку так, чтобы вся да дошла до края. Если при этом хоть немного обнаружится дно бочки, значит, вода стояла ниже половины).
  12. На обыкновенных весах лежат: на одной чашке — кирпич, весящий ровно 2 кг, на другой— железная гиря в 2 кг. Осторожно опустили эти весы под воду.
  13. Остались ли чашки в равновесии? (нет, гиря опустилась ниже, т.к. объем меньше и сила Архимеда меньше)
  14. 100 кг железных гвоздей уравновешены на десятичных весах железными гирями. Весы затопило водой. Сохранили ли они равновесие и под водой?( плотность и масса одинаковые, т.е. оббьем одинаковый при разной форме, поэтому сила Архимеда равная и весы в равновесии)
  15. Дайте физическое объяснение пословице: “Коси, коса, пока роса...” (вода уменьшает силу трения)
  16. Лодочник, стоя одной ногой на пристани, другую ногу ставит в лодку и отталкивается от пристани. В каком случае ему удобнее сесть в лодку: когда она пустая или когда в лодке сидят люди? (когда люди, (по закону сохранению импульса) чем больше масса, тем меньше тело меняет свою скорость)
  17. На одну чашку весов положен брусок мыла, на другую ? такого же бруска и еще ? кг. Весы в равновесии. Сколько весит брусок? (3 кг; ? кг составляют ? бруска)
  18. Представьте себе деревянный куб со стороной 3 дм. Этот куб разрезаем на маленькие кубики со стороной 1 дм. Сколько получится кубиков по 1 дм? (27)
  19. Почему, вставая со стула, мы либо подаемся туловищем вперед, либо пододвигаем под стул ноги? (Вставая, мы подаемся туловищем вперед, перемещая этим центр тяжести, а пододвигаем ноги назад для того, чтобы подвести опору под центр тяжести).
  20. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает? (Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и звёзд)
  21. В тонкостенный стакан помещается смесь снега с водой и добавляется поваренная соль. Стакан ставится на смоченный водой стол. Через некоторое время он намертво примерзает к столу. Почему? (Растворение соли сопровождается поглощением энергии. Смесь охлаждается. Вода под стаканом замерзает.)
  22. Два тела одинаковой массы поставлены на стол так, как показано на рис. (слева). Одинаковое ли давление они производят на стол? Если эти тела поставить на чашки весов, то нарушится ли равновесие весов? (давление не одинаковое, площадь опоры разная. Если эти тела поставить на чашки весов, то равновесие не нарушится, масса тел одинакова).
  23. Во время ледохода на реках образуются заторы. Для их устранения лёд взрывают. Куда следует класть взрывчатое вещество? (в воду под лёд. В этом случае давление от взрыва слоем воды наилучшим способом передаётся по всем направлениям толще льда, благодаря большой подвижности частиц воды. (Это соответствует закону Паскаля.))
  24. Когда скрепляют болтом деревянные бруски, под гайку и головку болта подкладывают широкие металлические плоские кольца - шайбы (см. рис.). Для чего это делают? ( шайба служит для уменьшения давления на скрепляемые поверхности за счёт большей площади по сравнению с гайкой или головкой болта)
  25. На наклонной плоскости стоит равномерно нагруженный вагон, который удерживается в покое силами трения. Какие колёса сильнее давят на рельсы? (ОтветДавление будет чуть больше со стороны нижних колёс. Это связано с тем, что сила притяжения Р (см. рис.) тел Землёй зависит от их расстояния до центра Земли. Нижняя часть вагона ближе к центру Земли и потому притягивается сильнее, чем верхняя).
  26. На гладкую доску положили 2 кирпича — один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску? (одинаково, т.к.силы равны (сила трения не зависит от площади поверхности)

Игра с залом

  1. Назовите среднее арифметическое женщины и рыбы? (русалка)
  2. Назовите среднее арифметическое ежа и змеи (колючая проволока)
  3. Назовите среднее арифметическое мужчины и коня (кентавр)
  4. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (корень)
  5. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (вода)
  6. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)
  7. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)
  8. Ты за ней – она от тебя,
    Ты от неё – она за тобой. (тень)
  9. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (весы)
  10. 2.На спине язык, что скажет - люди верят. (динамометр)
  11. Хоть я не снег, но таю, не птица, а летаю. (Дым.)
  12. Бабушка спрашивает внука: “Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?” (Возраст)
  13. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
  14. О каком явлении идет речь "Что видно, если ничего не видно?" (Туман)
  15. Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков-вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет? (Жучки имеют чёрный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают).
  16. Справедлива ли пословица: “Не услышишь выстрела, которым будешь убит”? (Да, скорость пули больше, чем скорость звука).
  17. Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра? (по инерции)
  18. Пассажир скорого поезда смотрит в окно на вагоны встречного поезда. В момент, когда последний вагон встречного поезда прошёл мимо его окна, пассажир ощутил, что его движение резко замедлилось. Почему? (Относительная скорость взаимного движения поездов равна сумме скоростей движений обоих поездов относительно земли. Эта скорость больше скорости движения одного поезда относительно неподвижных предметов).
  19. Почему у гоночных велосипедов руль опущен низко? (Низко опущенный руль обеспечивает согнутое положение гонщика, что значительно уменьшает сопротивление встречного потока воздуха).
  20. У Вас в руках находятся два абсолютно одинаковых на вид металлических цилиндра, один из которых является магнитом. Каким образом, без взаимодействия с другими предметами, можно определить - какой из цилиндров является магнитом? (Магнит имеет у своих полюсов максимальное значение магнитного напряжения. В нашем случае максимальное значение магнитного напряжения будет наблюдаться на торцевых поверхностях цилиндра. По мере приближения к середине магнита магнетизм ослабевает, в самой же середине величина его равна нулю. Следовательно, если при "Т" образном соединении цилиндры слипаются между собой, то магнитом будет являться цилиндр, соприкасающийся своей торцевой частью).
  21. Где пароход погружается глубже: в реке или в море? Почему? (В реке, т.к. плотность пресной воды меньше плотности соленой воды, и, следовательно, в пресной воде меньше выталкивающая сила).
  22. На столике вагона лежит книга и мяч. Почему, когда поезд трогается с места, мяч катится, а книга остаётся в покое? (Сила трения скольжения книги больше силы трения качения мяча.)
  23. Тебе по болоту ходить довелось, легко тебе было? Вот то-то!
  24. Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту? (Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка, поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало.)
  25. Из какого источника нельзя напиться? (источник тока)
  26. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек; расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы? (0, вместе с водой поднимутся и корабль, и лестница, и поэтому вода не покроет третьей ступеньки)

Финал

Зал, внимание! У нас появился победитель. Первой вышла из лабиринта команда 9... класса. Поздравим победителей. Приглашаем команды на сцену. Команду 9... поздравляем с победой. Команды 9... и 9... благодарим за участие.

Приложение