Цели:
- Развитие творческого подхода суворовцев к выполнению заданий, умение рассуждать, делать выводы с использованием понятийного аппарата, формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности.
- Развитие умения работать с картой, схемами, историческими источниками.
- Воспитание патриотизма на примере мужества и стойкости воинов Дмитрия Ивановича; формирование гражданской позиции.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: учебник А. Сахарова «История России с древнейших времен до ХVII века», презентация, детская военная энциклопедия, историческая энциклопедия, видеосюжет «Куликовская битва».
Форма проведения урока: групповая.
Ход урока
Слово преподавателя:
– Лейтмотивом к сегодняшнему занятию – обращение С. Радонежского к русскому воинству во главе с Дмитрием Ивановичем, князем московским. Вопрос 1, сл. 2.
? – Определит ли данное обращение основную цель урока?
Сл.3: даны основные понятия темы, прошу ознакомиться с ними и использовать в дальнейшей работе.
Сл.5 : прошу ознакомиться с проблемой, которую нам необходимо будет решить к концу занятия.
Слово преподавателя: данная проблема напрямую связана с историей организации армии; в данном случае рассмотрим организацию и вооружение русской рати и монгольской Орды. Фактически, анализируя различные источники информации, мы «прикасаемся к истокам организации вооруженных сил России, которая прошла множество этапов, каждый из которых соответствует определенному уровню общественного развития и культуры» сл.6.
Попросим археологов познакомить всех присутствующих с вооружением противостоящих армий; сл. 7, 8.
Слово преподавателя: чтобы лучше понять значимость Куликовской битвы, необходимо познакомиться с основными историческими персоналиями. Сл. 10, вопрос 2 «биографы».
Слово преподавателя: действительно, в Орде считалось, что тот, кто владеет Русью, тот крепко стоит в улусе Джучи. Сл.12
Слово преподавателя: отказавшись от выплаты ордынского выхода в 1374 г. Дмитрий Иванович бросил вызов Орде, которая в лице темника Мамая решила наказать строптивых, отправив войска. Результаты битв на р. Пьяне, Воже (анализ схем – военные аналитики) Сл. 13, 14.
Сл. 15, вопрос 3 опросного листа.
Видеосюжет, вопрос 4 стр. 157 учебника
Военные аналитики – разбор схемы Куликовского сражения 3 этапа.
Вопрос 5 стр. 160 учебника – ответ групп.
Решение основной проблемы занятия.
Закрепление – тестирование, взаимопроверка по ключу.
Рефлексия – Я узнал… Я научился …
Задание на сампо – пар. 15