“Чтобы жить, нужны солнце,
свобода и маленький цветок”.
Х.К. Андерсен
Цель урока: познакомить учащихся со строением цветка, с многообразием цветов и основной ролью различных частей цветка.
Задачи урока:
1) образовательные:
- изучить особенности строения цветков;
- раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка;
- сформировать понятие о формуле цветка.
2) воспитательные:
- умение ценить эстетику и многообразие окружающего мира,
- прививать бережное отношение к природе,
- воспитывать стремление к знаниям, общей культуре и интерес к предмету.
3) развивающие:
- развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам;
- оценивать и сравнивать изученный материал;
- продолжить развить умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа рабочего материала;
- закрепление знаний тематических терминов и умение их применять при ответах;
- формировать умения учащихся определять типы цветов и по их внешнему виду составлять формулы.
Методы: рассказ, беседа, работа с учебником.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Цветок”, макеты цветков: персика, тюльпана, гороха и картофеля; живые цветы: герань, фиалка, эухарис, цикламен, фаленопсис и др.
Оформление доски: записанные дата, тема урока, домашнее задание; во время объяснения все термины и рисунки обозначаются на экране.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемый результат:
Учащиеся должны
знать:
- основные элементы цветка;
- функции всех частей цветка;
- строение цветковых растений;
- многообразие в строении цветка.
уметь:
- самостоятельно приходить к логическим выводам;
- сравнивать изученный материал;
- составлять схему строения (формулу) цветка.
Ход урока
Этапы урока (время) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (3 минуты) |
Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания. [Слайд 1] | Приветствие учителя. |
II. Изучение нового материала (30 минут) |
- Ребята, мы с вами приступаем к изучению новой темы. Вспомните, на какие 2 крупные группы делят органы цветковых растений? | Беседа с учителем Вегетативные (корень, стебель, лист) и генеративные (цветок, плод, семя) |
- Да, цветок – генеративный орган
растения, значит основная его функция –
размножение - образование плодов и семян. Сегодня мы будем говорить о цветке. [Слайд 2]Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки восхищают своей красотой, привлекая внимание человека. Каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, которые цветут поздней осенью. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка.[Слайд 3] |
||
Цветок – это видоизмененный
укороченный побег, служащий для семенного
размножения. Как и любой другой побег, он развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег. - Теперь, давайте зарисуем в тетрадях схему строения цветка (на каждом этапе произносится определение каждого из органов) Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Цветок бывает самой разной формы, но всегда можно выделить его основные части).[Слайд 4]Самая яркая часть цветка – это околоцветник. [Слайд 5]Он может быть простой и двойной. Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным. Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик. |
Записывают в тетрадь определение. | |
Околоцветник, в котором нельзя выделить
ни чашечку, ни венчик, называют простым. – В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые. Функция околоцветника - защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. [Слайд 6]- Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными. Если же через цветки можно провести только одну ось симметрии, то такие цветки называют неправильными |
Записывают в тетрадь определение. | |
– Рассмотрите представленные на
рисунке различные типы околоцветников, какие ещё
примеры вы можете привести? У большинства растений самая заметная часть цветка – венчик. [Слайд 7] - Посмотрите, какие удивительные по форме лепестки бывают у венчика, не говоря уже о цветовой палитре. Венчик состоит из лепестков. Лепестки могут срастаться по всей длине или только у основания. [Слайд 8]Если лепестки не срастаются, то венчик как бы состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным. Если лепестки венчика срастаются между собой, то такой венчик называется сростнолепестным. - Следующая составляющая часть цветка, о которой мы будем говорить это – чашечка. [Слайд 9]Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, окрашена в зелёный цвет. – Ребята, рассмотрите макеты цветов персика, картофеля, капусты и др. и определите, какие у них по строению чашечки? - Молодцы! Давайте зарисуем схемы двух цветов с различными типами чашечки и венчика. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. [Слайд 10]Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик. |
Беседа с учителем.
Записывают виды венчика, приводят примеры растений с подобными типами венчика. Называют типы венчика у представленных на слайде цветков. Находят сходства и различия чашечек представленных макетов, приводят примеры аналогичных растений. Зарисовывают схемы. |
|
Тычинка – мужская часть цветка. Она
состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором
развивается пыльца. В биологии тычинка обозначается символом “Копье и щит Марса” – Внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно. |
Записывают определение в тетради. | |
Пестик – женская часть цветка,
расположен в центральной его части. Верхняя
часть пестика – рыльце, его роль – удержание
пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя –
завязь, где расположены одна или несколько
семяпочек. В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” – Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. Из завязи образуется плод. Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики. Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок. Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. |
Записывают определение | |
– Итак, давайте повторим строение частей цветка. На моделях показывают основные элементы в строении цветка (еще раз проговариваются все части цветка).[Слайд 11] | Работа в группах | |
Для краткости обозначения
характеристик цветка их принято записывать в
виде формулы цветка. При ее составлении
используют сокращения.* - правильный цветок, ^ -
неправильный цветок, Р – простой околоцветник, Ч
– чашечка из чашелистиков, Л – венчик из
лепестков, Т – тычинки, П – пестик или пестики. Количество частей выражается цифрами, стоящими у букв внизу справа. Срастание частей цветка должно быть отражено в формуле скобками. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность”. - Давайте вместе с вами запишем формулу цветка вишни.[Слайд 12] Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика. |
Записывают в тетрадь все сокращения для формулы цветка
Записывают в тетрадь другим стержнем (красным, зелёным) формулу цветка вслед за пояснениями учителя |
|
III. Закрепление материала (10 минут) |
(Если есть возможность использовать
мультимедийное оборудование – электронную
доску и пр., предлагаю 1 задание на закрепление
строения цветка, если нет – продолжение по
материалам презентации): - Выполните модуль “Контроль. Строение цветка (детализированное представление)” |
Выполняют у доски |
[Слайд 13] - Рассмотрите представленные на слайде цветки, какими цифрами обозначены правильные цветки, а какими неправильные. Ответ поясните. |
1,2,3 – правильные (можно провести
несколько осей симметрии); 4 и 5 – неправильные (можно провести только 1 ось) |
|
[Слайд 14] - Какие признаки из перечисленных верны для цветка мака? Почему?
[Слайд 15] - Составьте формулу цветка лилии. |
Цветок правильный (несколько осей
симметрии) и двойной околоцветник (чашечка
состоит из 2 кожистых чашелистиков, опадающих при
раскрытии бутона - подсказка на слайде) *РЛ3+3Т3+3П1 цветок правильный; околоцветник простой, лепестки свободные, расположены в два круга по три лепестка; тычинки свободные, расположены в два круга по три тычинки; пестик один. |
|
IV. Домашнее задание (2 минуты) |
[Слайд 16] - Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание: стр.40-43, записи в тетради. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
V. Итог урока. Выставление оценок. |
Список литературы.
- А.А. Калинина “Поурочные разработки по биологии. 6 класс”, изд. “ВАКО” Москва 2012 год.
- Сонин Н.И. “Биология. Живой организм” 5-е изд. - М.: 2011. - 176 с.
- Ширяева М.М. “Цветок и соцветия”.
- ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/27072/kontrol-stroenie-cvetka-detalizirovannoe-predstavlenie.html