Класс: 4.
УМК: «Система развивающего обучения Л. В. Занкова».
Учебник: Полякова А.В. «Русский язык 4 класс» 1 часть.
Цели урока:
- Развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, речи, способствовать повышению интеллекта
- Обучающие: создать условия для актуализации теоретических знаний учащихся о сложных предложениях, совершенствовать умение пользоваться пунктуацией при записи сложных предложений, умение работать в парах, совершенствовать навыки контроля и самоконтроля.
- Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к родной природе.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Необходимое оборудование: Мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор, доска, учебник А.В. Поляковой «Русский язык 4 класс» 1 часть, раздаточный материал для урока в виде индивидуальных карточек по предмету, альбомы-запоминалочки по предмету.
Смена слайдов и отдельных объектов в презентации происходит во время демонстрации, как по щелчку, так и автоматически. При желании каждый учитель может задать свой алгоритм показа презентации.
Ход урока
Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название ЭОР, гиперссылка |
1. Организационный момент (2 мин.) | |||
Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к уроку. | Настраиваются на урок. | Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | Используется материал, созданный автором. Слайд 2. |
2. Актуализация опорных знаний (15 мин.) | |||
Развивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме. |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. | Организует беседу по вопросам, побуждает к высказыванию своего мнения. – Прочитайте слово, зашифрованное на доске. – Что вы знаете о предложении? – Какие бывают предложения по цели высказывания? – Какие бывают предложения по интонации? – Какие вы знаете члены предложения? – Назовите их. – Что значит распространённое и нераспространённое предложение? |
Слайды 3–10. |
Развивать умение самостоятельно выделять, определять и формулировать тему и цели урока. | Формулируют тему урока. | Уточняет понимание учащимися темы и цели урока. – Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён наш урок? |
|
Развивать умение определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль. | Работают в парах, выполняя задания учителя. Проверка умения давать характеристику предложению. |
Организует работу в парах. – А теперь работаем в парах. Возьмите 1 карточку на парте. – Дайте характеристику предложениям. Организует проверку. – Проверка (сверяют результаты своей работы с учителем на доске). |
Приложение 1 Слайды 11-12. |
Проверка умения находить и обозначать графически главные члены предложения. | Организует работу в парах. – Возьмите 2 карточку. – Определите и подчеркните главные члены предложения. Организует проверку. – Проверка (сверяют результаты своей работы с учителем на доске). |
Приложение 2 Слайды 13-14. |
|
Развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Развивать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, корректировать свою деятельность, вносить свои изменения. |
Самостоятельно работают над заданиями теста. | Организует тестирование по теме «Предложение». – Возьмите карточку под №3. – Самостоятельно ответьте на вопросы теста. Сбор работ учителем. |
Приложение 3 Слайд 15. |
Работа в тетрадях. Проверка умения чтения и понимания знаково-символических средств представления информации. |
– Записываем число в тетрадь. Минутка чистописания. – Определите, какую букву мы будем писать сегодня. В слове «предложение» она обозначает два звука. (Буква Е в слове стоит после гласной и обозначает два звука). – А теперь найдите буквы, которые обозначают в слове парные звонкие твёрдые согласные звуки. (Это буквы Д и Ж). – Прочитайте предложение: Ёж под ёлочкой поёт, Всё зверьё туда идёт. – Спишите его. – Подчеркните буквы, которые обозначают два звука. |
Слайды 16-19. | |
Самостоятельно работают со словарными словами, изученными в начальной школе. | Словарная работа. Картинный диктант. Космонавт, герой, ракета, учитель, ученик, карандаш, одежда, ботинки, Россия, Москва, деревня, город. (Рассчитан на детей с разным уровнем знаний словарных слов. Есть картинки и схемы слов на слайдах. Поэтому справиться с диктантом может ребёнок, даже не изучавший данные слова). |
Слайды 20-32. | |
Работают в парах. Осуществляют взаимопроверку, анализируют её, высказывают своё мнение о работе. |
Организует работу в парах. – Проверьте работу своего соседа, оцените её. – Выскажите своё мнение о работе одноклассника. (Выслушивает 2-3 мнения учащихся). |
||
3. Изучение нового материала (формирование ЗУН) (10 мин.) | |||
Развивать умение извлекать необходимую информацию из презентации и вопросов учителя. Дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о предложении. Овладение навыками формулирования ответа на вопросы учителя. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на них, высказывают свои предположения, что подводит детей к самостоятельному решению проблемы урока. |
Показывает и комментирует слайды презентации. Наблюдение над простыми предложениями: Подул ветер. Зашелестели листья. Наступила осень. Улетели птицы. Проводит беседу по вопросам: – Назовите одним словом, что написано на доске? (Предложения). – Что вы можете сказать о данных предложениях. (Учащиеся дают им краткую характеристику). |
Слайд 33. |
– На какие две группы по смыслу их можно разделить? 1 группа: Подул ветер. Зашелестели листья. 2 группа: Наступила осень. Улетели птицы. |
Слайд 34. | ||
– У каждого на парте есть карточки с группами предложений. Запишите каждый свою группу. – Подчеркните основы предложений. – Можно ли объединить предложения каждой группы в одно? – Запишите, что у вас получилось. – Подчеркните в нём основы. – Что особенного в данных предложениях? (В этих предложениях по две основы. Они состоят из двух простых предложений). – Как вы думаете, как можно назвать такое предложение? (Сложное). – А как на письме отделить одно простое предложение от другого? (Запятой). |
Приложение 4 Слайд 35. |
||
Знакомство с правилом. | Приложение 5 Слайды 36-38. |
||
4. Первичное закрепление. (10 мин.) | |||
Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель, ориентироваться в учебнике и в рабочей тетради. Развитие умения обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения. |
Слушают учителя и выполняют задания в рабочих тетрадях. Осуществляют взаимопроверку, анализируют её, высказывают своё мнение о работе. |
Организует самостоятельную работу учащихся в рабочих тетрадях. Поясняет задания. Контролирует выполнение работы. Работа с учебником. Стр. 3-4. Упражнение 2. Организует взаимопроверку работ. Оценивает результаты проверки. |
Слайды 39-41. |
5. Итог урока (5 мин.) | |||
Развивать умение самостоятельно прогнозировать уровень усвоения материала. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют конечный результат своей работы на уроке, определяют эмоциональное состояние на уроке. | Проводит беседу по вопросам: – Назовите тему сегодняшнего урока. – Что же нового мы узнали на уроке о предложении? – На минутке чистописания мы записали предложение про ёжика. Прочитайте его ещё раз. Что теперь вы можете сказать об этом предложении? – Почему его можно считать сложным? – Докажите. – Назовите основы предложения. Игра «Итог»: Учащиеся выполняют задания, тем самым каждый самостоятельно может определить уровень своих знаний на данном уроке. – Что вам удалось сегодня на уроке? – Что получилось? – Что вызвало затруднение? – Над чем ещё необходимо поработать? |
Слайды 42-53. |
6. Домашнее задание (3 мин.) | |||
Развивать умение находить, понимать и различать простые и сложные предложения. | Записывают домашнее задание. | Объясняет сущность домашнего задания. | Слайд 54. |