Актуализация: модернизация образования предполагает раскрытие творческого потенциала каждого ученика, который мог бы самостоятельно конструировать свои знания, ориентируясь в информационном пространстве, метод проектов - это новый уровень усвоения знаний, которого не может быть без использования информационных компьютерных технологий в соответствии с принципами информатизации общества.
Подготовительный этап:
1) Домашняя самостоятельная работа опережающего характера выполняется индивидуально и в творческих группах:
Цели подготовительного этапа:
- Образовательная: способствовать формированию представления об информационных источниках по теме урока, необходимых для разработки проекта.
- Развивающая: познакомить с различными источниками информации.
- Воспитательная: создать условия творческого межличностного общения в процессе познавательной деятельности.
2) Консультация
Дидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ее закрепление и применение в новой учебной ситуации
Тип урока: комбинированный, творческий.
Цели по содержанию:
- Образовательная: создать условия для формирования системы знаний о классе земноводных по материалам самостоятельной работы обучающихся.
- Развивающая: продолжить работу по обучению обучающихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности.
- Воспитательная: способствовать осознанию необходимости бережного отношения ко всему живому, что жизнь в любом ее проявлении наивысшая ценность.
Методы: частично-поисковый, исследовательский
Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация урока.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник, литература, Интернет.
Предлагаемые темы проектов:
- Лягушка в мифологии (презентация).
- Народные приметы и суеверия о лягушках (газета).
- Лягушачьи песни (презентация).
- Лягушки в медицине (буклет).
- Это интересно ... (музеи, памятники, скульптуры о лягушках) (презентация).
- Подарки и сувениры о лягушках (презентация).
- Удивительная жизнь лягушек (газета).
- Поздравительные открытки: День Святого Валентина, 8 Марта, Выпускнику, С Новым годом.
- Французская кухня (буклет).
ХОД УРОКА
Этапы урока | Этапы работы над проектом | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
1.Оргмомент | Подготовка рабочего места | Проверяет готовность к уроку | |
2 Целеполагание и мотивация |
цель | Руководители группы называют цель проекта | Делает вывод. акцентирует внимание на главном |
3.Первичное усвоение | Защита проекта | Защита проекта, ответы на вопросы | Слушает ,помогает делать выводы |
4.Осознание и осмысление учебного материала | Обмен информацией | Ведут записи. | |
5Закрепление учебного материала | Оформление результатов работы | ||
6Проверка, оценка результатов. | Экспертиза | Анализ работы | |
7Подведение итогов | рефлексия | самооценка | Подведение итогов урока |
Тема урока “Проектная деятельность на уроках биологии с использованием информационных компьютерных технологий”
Сегодня на уроке мы будем создавать мультимедийную энциклопедию “В мире лягушек” (Приложение 1)
Каждый видел лягушек или жаб, но далеко не все задавались вопросом: Так ли важны эти маленькие существа?
Поэтому основополагающий вопрос нашего урока – Так ли важны эти маленькие существа?
Перед собой мы поставим и попытаемся ответить на следующие проблемные вопросы:
- Какова роль лягушки в истории человечества?
- Достойна ли лягушка уважения и симпатии?
- Допустимо ли рассматривать лягушку лишь как подопытный организм или продукт для гурманов?
В конце нашего урока мы определим лучшие работы.
Сегодня наш проект должен охватить все предметные области, которые вы видите на экране.
Область первая – Биология.
Лягушка не так проста, как это кажется на первый взгляд. На самом деле это – одна из самых древних жительниц нашей планеты. В жизненном цикле превращения икринки через головастика в лягушку прослеживается целая философия, воплощение круговорота жизни. “Не гоже человеку в дела природы вмешиваться, в ней особыми цепями связано, так что и всякий зверь, цветок маленький в них особое звено важное”
1 группа:.
Доклад: “Удивительная жизнь лягушек и. жаб”.
Область вторая – Мифология
В жизни человека лягушка для многих не просто “бесхвостое земноводное”,а знакомые с детства герои сказок, мифов и легенд. Мудрые красавицы с грустными глазами, или заколдованные принцы. В японских мифах лягушки открывают людям клады, но не всем. а кто спасает их от явной гибели. Как следствие того, кто мечтает о богатстве должны знать, что судьба благосклонна лишь к тем, кто бескорыстно помогает другим.
2 группа Презентация: “Лягушка в мифологии” (Приложение 2)
Следующая область – Фольклор.
Лягушка, как и другие земноводные , на протяжении многих веков, являлась персонажем фольклора у самых разных народов. Множество пословиц, поговорок. “ Как лягушка не дуйся, до вола далеко”. “Сидит тетюшечка-ни зверь, ни птушечка”.
3 группа Презентация: “Песни лягушек” (Приложение 3).
Учитель Лягушка – действительно интересный и желанный объект генерации идей для современных российских мастеров изобразительного искусства
Поэтому следующая область – народное творчество. Для живописцев, графиков, керамистов, кукольников, дизайнеров, ювелиров и многих других художников лягушка по истине стала счастливым талисманом.
4 группа
Презентация: “Подарки и сувениры о лягушках” (Приложение 4)
Поздравительные открытки: День Святого Валентина, 8 Марта, Выпускнику
Область 5 – В мире интересного...
Во многих странах, есть целые музеи, посвященные охране лягушек в живой природе. В ряде стран строят специальные тоннели под автострадами для прохода земноводных. А также лягушке , жабе созданы памятники. Человек изобрел ласты, ткань с комуфляжной окраской.
5 группа Презентация: “В мире интересного...” (Приложение 6)
Следующая область – Кулинария.
Большие грустные глаза
С надеждой смотрят на тебя.
Когда не станем презирать
Когда же будем охранять?
Её лапки в ресторанах поедают,
Тоннами во Францию с юга поставляют.
Индивидуальное задание
Буклет: “Французская кухня” (Приложение 7)
Область – Медицина.
Уже более сотни лет, с первых опытов Скалланцани, существуют гипотезы насчет “самозарождения” лягушек в человеческом теле с вредными последствиями:
- лягушка как источник болезни;
- прикосновение к жабе может вызвать бородавки на коже человека;
- выделения жаб можно использовать от бородавок.
Индивидуальное задание
Доклад: “Лягушка в медицине”
Учитель : Смешение понятий о реальной биологии земноводных и имитационной магии привело к тому, что жабы и лягушки повсеместно использовались в колдовстве, считались ведьмовским созданиями: без них не обходилось приготовление амулетов и любовных напитков.
Oбласть – Народные приметы и суеверия
Доклад: “Народные приметы и суеверия о лягушках”инд.задание
Учитель: Услышав все выше сказанное, какой же можно сделать вывод? (Вывод формулируют ребята.)
Роль лягушки в истории человечества оказывается далеко не маловажной, а иногда и решающей, но главное – вполне достойной уважения и симпатии.
Не случайно, зеленый цвет лягушки – цвет созидания и самой жизни!
А сейчас вернемся к нашей лягушке, изображение в тетради. на экране Последний спецэффект – с помощью одной выбранной пословицы вы должны охарактеризовать свою лягушку. Зачитайте пожеланию.
Пословицы:
- В своем болоте и лягушка поет.
- Лягушек бояться – в реке не купаться.
- Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить.
- Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!”
- Лягушечка курлычет, свой животик веселит.
- Лягушке волом не быть, сколько воды не пить.
- Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.
- Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.
- Холодный как лягушка.
- Не страшны лягушке пушки
(Ребята выбирают пословицу наиболее подходящую к своей лягушке, записывают и зачитывают)
Земноводные-живые существа, такие же как мы с вами, они наши друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту
Учитель: Вот урок наш близится к концу, проведем рефлексию. Согласно лозунгу “Лягушки всех болот, объединяйтесь!” вы должны оценить свое состояние сегодня на уроке и занять соответствующую лилию.
(Все участники подходят к плакату и помещают лягушку на ту лилию, которая им более подходит)
Учитель : Нам нужно заполнить последнюю страницу нашей мультимедийной энциклопедии. А сейчас каждый присутствующий на уроке должен оценить увиденные работы и помочь выбрать лучшую. Для этого у вас у каждого есть жетон, подойдите к наиболее понравившейся вам теме и отдайте свой голос.
(Проводится подсчет жетонов и награждение победителей)
Учитель вручает победителям в качестве призов лягушек разного цвета:
- красный – за храбрость и мужество при защите своей работы;
- желтый – за богатый собранный материал;
- зеленый – за надежду и изобилие информации.
“Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве” А.Платонов