Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к нравственности человека.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с золотым правилом нравственности;
- создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к собственным поступкам.
Ожидаемые результаты урока:
- учащиеся узнают, почему появилось золотое правило нравственности; как формулируется золотое правило нравственности; как применять золотое правило нравственности;
- познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
- будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам;
- научатся применять золотое правило нравственности
Основные термины и понятия: золотое правило нравственности
1 этап. Организационный
1. Организация деятельности учащихся
2 этап. Проверка домашнего задания (беседа)
Оценить поступок литературного героя с точки зрения морали.
Каждый поступок героя, подлый или благородный, обязательно имеет свою нравственную цену, “оплачивает” которую герой и только он. Размер этой цены также будет зависеть от характера героя.
Например, благородный разбойник Робин Гуд грабил богачей, раздавая награбленное бедным – явно хороший поступок – но в то же время он забирал долю себе, а также не гнушался убийством – поступки, явно далёкие от благородных.
Следовательно, и нравственная цена поступка не может быть однозначной, хотя какова она будет – зависит только от героя и от его характера.
3 этап. Актуализация знаний.
Учитель зачитывает сказку:
“На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня “Счастливый Принц”. А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно...”
Вопрос: “Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
Вы правы, она совершила добрый поступок.
- А почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь.
На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Среди правил есть самое главное.(Золотое правило нравственности).
Тема урока: “Золотое правило нравственности” (слайд 1)
- Узнаем почему появилось З.П.Н. Чему учит З.П.Н.
- Как формулируется З.П.Н.
- Как применять З.П.Н. в жизни
Работа в парах.
- Подберите существительные к прилагательному золотой.
Что может быть золотым?
- Составьте словосочетания с этим словом в прямом и переносном значении.
- Как вы думаете, если речь идёт о З.П.Н., в прямом или переносном значении употреблено это слово?
Работа в группах.
- Ответить на вопрос: Как вы думаете, каким должно быть З.П.Н.?
(речь идет не о формулировке правила, а о его характеристике)Запишите предложения на листочках, отложите на время, позже мы к ним вернемся
Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветлённый”. Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Давайте познакомимся с добрыми поступками, которые совершали вы (Чтение записей из дневников)
(слайд2)
Будда учит нас: “не делай другим того, что сам считаешь злом”.
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”.
Конфуций говорил: “только добро ведёт к счастью”.
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”.
Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы боль тебе”. (слайд2)
В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей по которым должны жить люди.
Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: “Какая жизнь самая лучшая и справедливая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”.
Чему же учат эти правила, что их объединяет? (слайд2)
Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Работа с учебником
Чтение статьи из учебника с.42
Почему появилось З.П.Н?
Самостоятельная работа.
- Выпишите из учебника З.П.Н. в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее) (слайд3)
- Сопоставьте то что вы узнали, с теми предложениями относительно золотого правила нравственности, которые были у вас.
- В чем вы были близки к формулировке З.П.Н.? Согласны ли в с ним?
- Чему учит золотое правило нравственности?
Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: “Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?”
Работа с притчами
“Кто Осёл?”
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: “Осёл”. Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
- Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
- Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? – спросил приятель.
- Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.
-Как герой притчи догадался кто к нему приходил?
Притча “Мудрый Соломон”.
“Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок её. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только же не убивайте его”.
- Которая же из них была матерью?
- Почему вы так считаете?
Работа на страницах рабочей тетради по этике
Притча Мальчик и зеркало (коллективно)
- Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
(в жизни каждому нужно быть дружелюбным)
Мультфильм “Крошка Енот”
- Что понял герой мультфильма?
Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе.
Работа с пословицами и вопросами (самостоятельно)
Проверка на доске. Проверка.
(слайд6) Помни
- Попробуй не наступить, а уступить
- Не захватить, а отдать.
- Не кулак показывать, а протянуть ладонь.
- Не спрятать, а поделиться
- Не кричать, а выслушать.
- Не разорвать, а склеить.
(слайд7) Задание.
1.Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни.
Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего не хотел получить по отношению к себе.
Например, “Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось”
Работа на листочках. (Каждый пишет слово)
Ученик прикрепляет слово на доске.
Я НЕ БУДУ ......., ТАК КАК...........
Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
- Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
- Посеешь привычку – пожнёшь характер.
- Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Заключение общего Договора.
Вставьте слова (слова помощники)
Государственное Бюджетное
Образовательное Учреждение
средняя образовательная школа №536
Договор
Согласован и утверждён учащимися ____ класса
1. Помнить, что для всех главное занятие в школе – учёба!
2. Уметь слушать и слышать других, по закону все имеют равные права.
3. Каждому контролировать свое поведение, т. к. без дисциплины на уроке, невозможно получение знаний.
4. Помнить, что все люди разные, мыслят и чувствуют по-разному и это не может быть поводом для насмешек.
5. Золотое правило________________________
Подписи
Выполнение теста по теме “Золотое правило нравственности”.
Тест по теме “Золотое правило нравственности”
1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?
а) Потому что это закон государства.
б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.
в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
г) Все варианты верны.
3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
а) Задуматься о своих поступках.
в) Все варианты верны.
б) Любить самого себя.
г) любить людей как самого себя.
4) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности? а) Восторг. б) Страх. в) Уважение. г) Жалость.
5) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
а) Потому что даёт людям добро и радость
б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.
в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
6) Вставь пропущенное слово.
Как аукнется, так и ... .
Что ... , то и пожнешь.
7) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.
а) Играть на пианино.
б) Поддерживать товарища.
в) Бегать по дороге.
г) Делиться с другом.
д) Ходить на рыбалку.
е) Отзываться на чувства окружающиx
Так “золотое правило” вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет.
И сегодня остаётся главным правилом доброго человека.
- Почему?
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
- А что нужно ещё?
Нужно следовать трем основным правилам: Запишите в памятку.
Первое: делай добрые дела
Второе: накапливай опыт добрых дел
Третье: говори добрые слова и улыбайся
В заключение стихотворение Булата Окуджавы:
“Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову.
На любовь своё сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
(слайд 8)
По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.
Задание на дом: вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения З.П.Н.
Расспроси своих близких (маму, папу, брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни.
Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило З.П.Н.
Я__________________________________________________
Мама_______________________________________________
Папа________________________________________________
Брат/сестра___________________________________________
Бабушка/дедушка______________________________________