Урок русского языка по теме "Различие предлогов и приставок"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Орг. Момент.

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

Учитель: В тетрадях записали число, классная работа.

2. Минутка красивого письма.

(Презентация)

У: Исследуйте эту строчку. (слайд 2)

н а о т д р у з ь я у к п о з н а ю т с я з а п о б е д е и з

У: Что можете сказать?

Д: - Это набор букв.

- Можно составить слова.

- В строчке спрятались слова.

У: Назови слова из известной пословицы.

Д: Друзья познаются беде.

У: Что можете сказать об оставшихся словах?

Д: Это предлоги.

У: Что такое предлог?

Д: Это служебная часть слова.

У: А пословица получилась?

Д: Нет. Не хватает предлога.

У: Для чего служат предлоги?

Д: Для связи слов в предложении.

У: Среди данных предлогов есть нужный?

Д: Нет. Нужен предлог- в.

У: На минутке красивого письма пропишем букву в.

У: Запишите пословицу. Докажите правильность написания. Как понимаете пословицу?

3. Изучение нового материала.

У: В одном лесу жила семья белочек.

Отрывок из мультфильма “ Лесные путешественники”.

(Приложение 1)

У: Какая беда с бельчонком приключилась? Отправимся с ним. Друзья должны помогать друг другу.

У: Наступило утро, когда бельчонок: (слайд 3)

  • выбежал ... дупла;
  • сбежал ... ели;
  • побежал ... дорожке;
  • забежал ... пенёк;
  • подбежал ... речке.

У: Какое задание вы можете предложить?

Д: Вставить нужные предлоги.

У: Объясните употребление предлогов.

У: Найти однокоренные слова. Докажите, что это однокоренные слова.

Д: Выбежал, сбежал, побежал, забежал, подбежал. У этих слов один корень и они близкие по смыслу.

У: Выделите корень слов.

У: А чем отличаются однокоренные слова?

Д: Разные приставки.

У: Чем является приставка?

Д: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У: Что происходит со словом после изменения приставки?

Д: В слове изменяется смысл слова.

У: А Белолобый продолжает свой путь.

Отрывок из мультфильма “ Лесные путешественники”.

(Приложение 2)

У: Чтобы дождь прекратился нужно правильно списать строчки стихотворения. (слайд 4)

(по) бежали (по) дорожке
Серебристых нитей ножки.

У: Что можете сказать по первой строчке?

Д: Слова одинаковые по произношению и написанию.

У: Определите части речи.

Д: В первом случае по – это приставка, а во втором – предлог.

У: Вернёмся к предыдущему заданию. Определите части речи. Что можете сказать?

Д: Перед глаголом не бывает предлога.

У: Дождик закончился. Солнышко заиграло своими лучами!

4. Физ. минутка.

5. Закрепление.

У: А бельчонок добрался до леса, где нашёл много вкусной еды!

Отрывок из мультфильма “Лесные путешественники”.

(Приложение 3)

У: Давайте и мы поможем бельчонку собрать вкусности. А что едят белочки?

Работа по группам.

(Приложение 5)

У: Каждая группа получает карточки. Ваша задача - найти предлоги.

С ИЗ ПОД НА В К ПЕРЕ Г ЗО Б

6. Работа с учебником.

У: Откройте учебник на странице 157. В упражнении № 367 найдите употребление предлогов. Докажите.

7. Закрепление материала.

У: Итак, давайте обобщим наши знания.

Для этого заполним таблицу (слайд 5-6).

  предлог приставка
Является частью речи частью слова
Служит для связи слов в предложении для образования новых слов
Пишется раздельно слитно

У: Что такое предлог? Что такое приставка?

8. Работа в тетрадях.

У: Эта таблица поможет вам выполнить следующее задание.

Но сначала давайте оценим себя по шкале успешности.

У: Текст с заданием у вас на столе. (Приложение 5)

Я предлагаю вам выбрать карточку самостоятельно:

  • 1 задание – лёгкий уровень,
  • 2 задание – сложный уровень.

1 задание

Списать. Выделить приставки, подчеркнуть предлоги.

Солнце зашло за тучу. По дорожкам сада побежали ручейки.

Бельчонок спрыгнул с ветки. Он нашёл на дороге грибок.

2 задание

Списать, раскрывая скобки.

Солнце (за)шло (за) тучу. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки. Бельчонок (с)прыгнул (с) ветки. Он (на)шёл (на)дороге грибок.

У: Ещё раз оцените свою работу после проверки.

И путешествие нашего героя закончилось благополучно!

Отрывок из мультфильма “Лесные путешественники”.

(Приложение 4)

У: Как хорошо, когда всё хорошо заканчивается! Можно ли нас назвать настоящими друзьями?

9. Итог урока.

У: Что вы можете сказать об уроке? (слайд 7)

10. Домашнее задание.

У: Заполнить таблицу, в этом вам поможет задание 4 в № 368, № 369 выполнить.