Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Он помогает узнать и накопить знания о религиозных обычаях и традициях, о церковных святынях народов мира. Он послужит дополнительным стимулом посетить в будущем хотя бы некоторые из святынь, совершив паломничество.
На уроке используются такие виды деятельности, фронтальный опрос учащихся, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на заданную тему, работа в группах, самостоятельная работа, разгадывание кроссвордов, поисковая работа по подготовке заочной экскурсии “Паломнические места г. Москвы”, слайдовая презентация, включающая изображения святынь различных религий, мест паломничества г. Москвы.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.
- Введение новых понятий и терминов ,паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.
- Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации.
- Развитие устной речи.
- Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.
Оборудование урока:
- Учебное пособие для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур”. 4-5 классы. Авторы: А, Л, Беглов, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева (руководитель коллектива), А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение.2010.-80 с.
- Мультимедиа-проектор.
- Магнитная доска.
- Иллюстрации святынь.
- Разрезные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) приветствие учащихся.
б) проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания
а) Разгадывание кроссворда “Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.
2 | |||||||||
3 | к | ||||||||
м | о | 4 | |||||||
а | л | м | |||||||
г | д | о | |||||||
1 | р | и | т | у | а | л | ы | ||
н | и | ||||||||
ы | т | ||||||||
в | |||||||||
5 | н | а | м | а | з |
По вертикали:
2.Особые люди в древних племенах, которые знали лучше других обряды и как их нужно выполнять.
3.Самые уважаемые люди в племени, которые выполняли роль посредника между миром людей и миром духов.
4.Что является главным ежедневным обрядом во всех религиях?
По горизонтали:
1.Как называется поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром
5.Так называют ежедневную молитву у мусульман.
б) Фронтальный опрос.
- Как возникли обряды? Расскажи.
(Охота - главное занятие древних людей. Не всегда удачная. Древние люди рисовали рисунки животных на стенах пещер. Поражали эти изображения животных копьями и стрелами. Выполняя такие действия, они верили, что приманят к себе удачи.
Захоронения тоже делались по определенным правилам. Они клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни: оружие, иногда цветы.
Так уже в древности начали складываться ритуалы или обряды.)
- Расскажите об обрядах
а) в христианстве;
б) в исламе;
в) в иудаизме
г) в буддизме
III. Изучение нового материала.
а) Определение темы урока
- Ребята, я прочту вам стихотворение, а вы определите тему урока.
“Паломник, усердный путник
В кармане молитвослов.
И рядом - ангел заступник
И жажда прощенья грехов.
- О ком или о чем пойдет речь на уроке? (о паломнике и паломничестве)
б) Сообщение темы урока и запись ее на доске и в тетради.
Паломничества и святыни.
в) Вопросы для обсуждения темы урока.
- Как вы понимаете тему урока?
- Какие слова вам непонятны?
- На стр. 58 учебника прочитайте, о чем вы узнаете сегодня на уроке?
(ученики читают по книге)
Вы узнаете
- Что такое паломничества.
- Что такое реликвии и мощи.
- О главных святынях мировых религий.
Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова “паломничество” и “паломник”. Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам. На Руси традиции паломничества восходят к ХI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни.
Первым русским паломником считается игумен Даниил, оставивший описание Святой Земли. Хождение его относится к 1106-1107 году. Даниил был по всей вероятности южнорусс, так как в своих трудах упоминает южнорусских князей. Даниил является большим русским патриотом и глубоко верующим человеком.
г) Рассказ учителя (опираясь на Приложение 1).
Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.
Паломничество-это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
Паломничества в христианстве.
Главным объектом паломничества в христианстве является место захоронения Иисуса Христа-Гроб Господень в Иерусалиме.
Над этим местом был сооружен храм Гроба Господня. (Слайд 2)
Но понятие святыни распространялось и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому священным стал и сам город Иерусалим и Вифлеем, где родился Иисус. Вся эта территория носит название “Святой Земли” (Слайд 3)
Центрами паломничества христиан стали и другие места в мире, это те места, где находится какая-нибудь реликвия - особо хранимая и почитаемая верующими святыня. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, на котором был распят Иисус, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. (Слайд 4)
Кроме того святыми считаются мощи – останки тел умерших людей т.е. святых. (Слайд 5)
Паломничества могут совершаться и к иконам. (Слайд 6)
Паломничества в исламе.
Для мусульман важно паломничество в город Мекку – хадж. (Слайд 7)
Он считается одним из столпов мусульманской веры. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но только если он имеет возможность предпринять такое путешествие. Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – храм Кааба. Храм Кааба – почти кубическое здание, которое накрыто покрывалом с расшитым на нем изречениями из Корана. Внутри не проводится молитв, здесь только горят лампады. Кааба является начальным и конечным пунктом посещения во время хаджа. Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движение ангелов вокруг всевышнего.
“Лучезарная Медина” - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад. Гробница Мухаммада располагается в Мечети Пророка в Медине (Слайд 8).
Третья по значимости святыня ислама находится в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает в себя Величественный храм, который называется “Купол скалы” (Куббат ас-Сахра) и “Отдаленную мечеть” (ал-Масджид ал-Акса) (Слайд 9).
Паломничества в иудаизме.
Иудеи считают главной своей святыней город Иерусалим, где ранее находился Иерусалимский храм. Тысячи верующих евреев стекаются к сохранившемуся фрагменту Храма, который получил название “Стена Плача”. (Слайд 10)
Здесь иудеи совершают личные и совместные молитвы, проводят обряды вступления в иудейскую общину.
В окрестностях Иерусалима находятся и могилы библейских праотцев, которые почитаются не только иудеями, но и христианами и мусульманами.
Паломничества в буддизме.
Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды. Они могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны, накопить “заслуги” на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного места или предмета. Наиболее священными в буддизме являются четыре места, где произошли основные события жизни Будды: место, где он родился, где к нему пришло просветление, где он произнес первую проповедь и, наконец, место, где он умер. Но в целом в буддизме паломничества играют меньшую роль, чем в других религиях.
IV. Работа с учебником (чтение статьи с комментированием).
V. Работа в тетради. Составление словаря терминов и понятий по уроку:
- Паломник - человек, совершающий паломничество;
- Паломничество – путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным.;
- Реликвия - особо хранимая и почитаемая верующими святыня;
- Мощи – это останки тел умерших людей – праведников;
- Хадж – (в переводе с арабского) паломничество, связанное с посещением Мекки.
- Накхор – паломничества в буддизме.
VI. Закрепление материала.
Работа по группам. Самостоятельная работа по материалу учебника.
Задание: заполнить таблицу (заранее начертить на доске) названиями святынь и мест паломничества различных религий. ( Заранее прикрепить таблички на магнитной доске) Каждая группа подбирает свои.
Паломничества в религиях мира.
Христианская культура Исламская культура. Буддистская культура Иудейская культура
“Таблички”:
Храм Гроба Господня Святая Земля Мощи Святых
Иконы Хадж в город Мекку Храм Кааба
“Лучезарная Медина” Купол Скалы Мощи Будды
Стена плача Могилы библейских праотцев
Для того чтобы стать паломником, не обязательно отправляться в заморские страны, бросая надолго работу или учебу. Места паломничества есть почти в каждом городе. Мы живет в столице нашей Родины городе Москве. Здесь много православных церквей и хранящихся в них святынь и, при желании, мы тоже можем совершать паломничества.
Одна из главных святынь христианства находится в московском Зачатьевском монастыре. Это частица Животворящего Креста Господня. Частица крестного древа вделана в крест-распятие, он у стены впереди справа. Рядом с ним икона “Плач при кресте Господнем”, изображающая Божию Матерь, позади которой ее распятый Сын (Слайд 11).
В Успенском соборе Московского Кремля хранится ценнейшая реликвия христианства - один из тех самых гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту. В наше время гвоздь является музейным экспонатом(Слайд 12).
Там же хранится и часть Ризы Богородицы. И ее, в отличие от Гвоздя, выносят для поклонения верующим (Слайд 13).
Мы говорили о том, что паломничество совершается и к мощам святых людей. Святой Матроне Московской поклоняются как “Бабушке земли русской”. Её мощи хранятся в Покровском монастыре (Слайд 14, 15).
Люди во многих странах относятся с уважением к паломникам. И даже ставят им памятники. Например, эти памятники стоят на пути Святого Иакова в Испании: В городе Бургосе и Асторге ( Слайд 16). Есть памятник богомольцу российскому и недалеко от Москвы в городе Дмитрове (Слайд 17).
VII. Объяснение домашнего задания:
Подготовить заочную экскурсию “Московские святыни” по местам паломничества г. Москвы (разделить детей на 4 группы):
I. Успенский собор Кремля (гвоздь из креста).
II. Успенский собор Кремля (Часть Ризы Богородицы).
III. Зачатьевский монастырь (частица Животворящего креста).
IV. Покровский монастырь (мощи Матроны Московской).
VIII. Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке?
- О каких местах паломничества вы расскажете членам семьи и друзьям?
- Какие святыни показались вам наиболее интересными?
IX. Итог урока:
Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия. Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ. Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон.
Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское.