Цели урока:
- Формировать представления о далеком прошлом Земли; познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, какие ученые изучают этих животных.
- Развивать мышление (умение сравнивать, строить аналоги, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия), память, внимание, речь.
- Формировать отношение к окружающей природе, воспитывать умение беречь и охранять природный мир; воспитывать любознательность, прививать интерес к природе.
Оборудование:
- учебник “Мир вокруг нас” 1 класс (автор А.А. Плешаков);
- рабочая тетрадь к учебнику 1 класса;
- выставка книг по теме;
- игрушки – динозавры; картинки с динозаврами; пластилин;
- презентация, выполненная в PowerPoint;
- видеофильм.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, карандаш, тетрадка.
2. Повторение изученного материала.
1)
- Ребята, давайте проверим, как вы усвоили материл по теме “Где зимуют птицы”.
- Куда улетают некоторые птицы на зиму?
- Когда они вновь к нам возвращаются?
- Как называют этих птиц?
- Почему их так называют?
- Назовите перелетных птиц.
- Каких птиц называют оседлыми?
- Назовите зимующих птиц.
- Как помочь птицам зимой?
Молодцы!
2)
- Назовите “лишнюю” птицу: ласточка, скворец, рябчик. Почему?
3) Отгадайте загадки.
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить
И кормиться? (Грач)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он является опять. (Снегирь)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд – приятель!”
И ставит подпись ... (Дятел)
В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой,
На песни он просто певец голосистый:
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик)
Молодцы! (Дети отгадывают загадки и вставляют в таблицу определенную букву каждого слова – отгадки).
1 2 3 4 5 6 7 8 д и н о з а в р
- Ребята, прочитайте, какое слово получилось?
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно повернулась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
3. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы с вами выясним, кто такие динозавры, когда они жили на Земле и какие ученые изучают этих животных.
Слайд №1
4. Формирование знаний.
- Кто такие динозавры? Когда они жили?
Название “динозавр” обозначает “ужасный ящер”. Динозавры жили на земле давным – давно, когда еще не было зверей, птиц, и тем более – людей. Даже растения были другими. Это был фантастический мир. На планете стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот. Некоторые ученые утверждают, что динозавры жили на нашей планете примерно 150 миллионов лет. За это время появилось множество различных видов динозавров: некоторые умели летать и больше походили на птиц, чем на ящериц; одни ходили на двух ногах, другие на четырех, а многие жили в море. Питались динозавры тоже по-разному: одни были растительноядными, другие – хищниками. Таким образом, всех динозавров можно разделить на 2 группы.
Слайд №2
- Давайте поближе познакомимся с хищными динозаврами. Большинство хищных ящеров передвигались на задних лапах, умели быстро бегать, преследуя добычу, а передние лапы были короткими. И вторая особенность хищных динозавров – длинные острые (саблевидные) зубы.
Слайд №3
Тираннозавр. Слово “тиран” означает “жестокий правитель, мучитель”. Тираннозавры, т.е. в переводе “ящеры-тираны” передвигались на задних конечностях. Их лапы были снабжены огромными когтями, а пасть – саблевидными зубами, длиной иногда с человеческую руку, то были самые свирепые хищники на планете. Длина их доходила до 15м, а масса - до 7т. Высота более 5м. Зоркие глаза охотника издали замечали жертву.
Слайд №4
Мегалозавр.
- Растительноядные динозавры. Им присуще мелкие и ровные зубы и ходьба на четырех массивных ногах. Они целый день жевали вкусные и сочные листья.
Слайд №5
Стегозавр. Будучи растительноядными ящерами, стегозавры нуждались в надежной защите от хищников. Поэтому на их спинах располагался ряд вертикальных костных пластин, защищавших их позвоночник, а на месте хвоста было 4 острых шипа. У них маленькая голова, вмещавшая крошечный мозг размерами с грецкий орех. Длина около 8м, а весил как слон.
Слайд №6
Брахиозавр. Длина тела превышала 20м, а высота – 12м, и весили около 20 тонн, т.е. больше чем 20 слонов. Брахиозавр немного походил на жирафа. Эти животные обитали в прибрежной части больших водоемов, поедая листья деревьев. Как у всех крупных травоядных того времени, в желудке у них были камни, перемалывающие ежедневно до 200 кг листьев и хвои.
Слайд №7
Трицератопс. Самый известный среди рогатых динозавров. Три рога. Один на носу и два над глазами до 1м. Это был великан длиной 9м, высотой до 3м и массой более 5м. Кроме рогов от черепа ящеров отходил широкий костный воротник, прикрывавший шею сверху.
Детеныши динозавров вылуплялись из яиц. Чтобы яйца оставались теплыми, мама накрывала их листьями. Многие динозавры заботились о своих детенышах. Они следили, чтобы другие животные не съели их.
Физкультминутка
5. Практическая работа.
- Составить мозаику “Динозавр”.
- Вылепить из пластилина фигурку динозавра.
6. Первичное закрепление.
Слайд №8
- А сейчас проверим, как вы запомнили динозавров. Как называются эти ящеры?
Физкультминутка
7. Продолжение работы над темой урока.
Во времена динозавров на Земле еще не было людей. Ни один человек никогда не видел живого динозавра. Откуда же люди знают, какими они были? Помогают нам узнать о динозаврах ученые – палеонтологи. Палеонтологи – это ученые, изучающие вымерших животных и исчезнувшие растения. Они осторожно откапывают кости, соединяют их.
Слайд №9,10
Царствование динозавров продолжалось долгое время. Но 65 миллионов лет назад все эти огромные ящеры вымерли. Ученые до сих пор спорят о причинах их гибели. Среди наиболее убедительных версий называются:
- изменение климата (похолодание);
- массовые извержения вулканов;
- столкновение Земли с гигантским астероидом и др.
Существует мнение, что динозавров вытеснили млекопитающие, к тому времени уже не дававшие рептилиям размножаться, поедая их яйца. Но некоторые древние виды – черепахи, крокодилы, ящерицы – живут на нашей планете и по сегодняшний день, почти не изменились за 300 миллионов лет.
Сейчас динозавров можно увидеть в музее.
Слайд №11,12
Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять нашу природу, чтобы больше ничего не исчезало.
8. Просмотр видеофильма “Эпоха динозавров”.
9. Итог урока.
- Ребята, что новое и интересное вы узнали сегодня о динозаврах?
10. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь: с.33 №2