Цель урока:
- Расширить представление учащихся о музыкальных звуках, их положительное воздействие на организм.
- Формирование необходимых знаний, умений и поведенческих навыков музыкально-эстетической культуры с мотивацией здоровья и ценностного отношения к нему.
Задачи урока:
1) Познавательные:
1. Осмысленный анализ музыкальных произведений с помощью разнообразного ритмического исполнения.
2. Закрепление теоретических знаний по основам музыкальной грамоты.
3. Вокально-оздоровительное интонирование мелодий в процессе исполнительской деятельности.
2) Воспитательные:
1). Воспитание здоровье сберегающего поведения учащихся.
2). Воспитание нравственных качеств учащихся: доброжелательности, уважения друг к другу, музыкально-исполнительской культуры учащихся, через чувство любви к музыке.
3) Эстетические:
1. Прививать эстетический вкус через певческую деятельность, выработка интереса к музыкальным занятиям.
Оборудование и материал: Синтезатор, музыкальный центр, СД-диски, флеш-накопитель, компьютер.
Методическое обеспечение: Видеопроектор.
План урока:
1. Организационный момент (вход в класс,
приветствие, объявление темы)
2.Беседа о роли музыки в оздоровлении человека.
3. Дыхательная гимнастика. В Стрельниковой,
распевание.
4. Музыкально- ритмические упражнения,
Музыкальная грамота.
5. Эмоционально-образное исполнение песни
“Янгыр, яу”
а) повторение и закрепление,
б) исполнение под запись фонограммы (минусовки).
в) анализ исполнения.
6. Физкультминутка.
7. Современная песня “Зарядка”.
а) слушание и анализ,
б) беседа-разбор,
в) творческий подход к исполнению песни.
8. Итог урока:
а) домашнее задание,
б) уход детей.
Вход детей под музыку (Муз Г.Струве, сл. И.Исаковой
“Я хочу увидеть музыку”).
Ход урока
1. Организационный момент:
П.: Здравствуйте ребята! Я рада Вас видеть на очередном нашем занятии по вокальному ансамблю!
Давайте поприветствуем и пожелаем здравия, то есть пожелаем здоровья друг другу!
“Здравствуйте!”
Пропоем все вместе от нотки “соль” вниз к нотке “ми”, и к нотке “до”, по терциям.Исполнение учащихся.
П.: Тема нашего урока – “Мир звуков и ритмов, несущих нам радость и здоровье!”
Мы часто говорим о пользе нения на уроках, но сегодня рассмотрим поподробнее, и то, как, влияют на нас музыкальные ритмы и звуки.
2. Беседа о роли музыки в оздоровлении человека.
Роль музыки в нашей жизни огромна. Изначально, она сопровождала нас с раннего детства, пением колыбельной мамы. Наукой доказано, что музыка положительно влияет на организм человека. Она улучшает настроение, повышает работоспособность и умственную активность. Медики утверждают, что музыка положительно влияет на самочувствие человека, сонастраивает на позитивный лад, вследствие чего улучшается некоторые физиологические процессы в организме. Известно, что с Древних веков музыкой лечили людей от различных видов заболеваний.
П.: Ребята, скажите, какие эмоции вы испытываете, слушая приятные вам мелодии, песни?
Ответы детей: радость, настроение становится лучше.
П.: Верно, проходит усталость, а еще, доказано медициной, концентрируется внимание, активизируется работа центральной нервной системы. Известно, что произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта активизируют энергетические процессы организма и направляют их на оздоровление. Важное действие оказывает и песня, то есть мелодия и положенные на нее слова, соответственно поучительный текст. Поэтому, коллективное пение, чем мы с вами занимаемся, способствуют дружбе между вами. А жизнь без дружбы кажется неполноценной и невзрачной, так как она помогает нам в сложных ситуациях, нарабатывает такие нравственные качества как трудолюбие, сдержанность, сплоченность и уважение.
П.: Итак, перед тем как начать исполнить песню нужно сделать зарядку для голоса.
Д.: Нужно распеться.
П.: Правильно, надо разогреть связки, подготовить голос к пению. Как вы знаете правильная осанка необходима всегда, особенно во время пения. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно чтобы ему ничего не препятствовало: плечики должны быть опущены, спина прямой, шею ребята не вытягиваем, подбородок высоко приподнимаем.
3. П.: А сейчас выполним несколько элементов из дыхательной гимнастики В.
Стрельниковой. Всем нам известно эта гимнастика положительно воздействует на организм в целом.
Встали ребята, выполним упражнения.
Дыхательные упражнения.
1.Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).
2.Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз).
3.Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос.
П.:- Молодцы ребята, а сейчас приступим к распевке.
Наши традиционные упражнения:
Ма –Ме –Ми –Мо – Му (по полутонам, вверх –на одном звуке).
Ле – Ли –Ле – Ли –Лем (на 2 затем 3 звука)
Ле- Ми – Ле- Ми- Лем, Ле- Ми – Ле –Ми –Лем, Ле –Ми –Ле –Ми –Лем (на 5 звуков вверх и вниз)
Распевка “Ой какой дом большой” по терциям вниз, и выше по полутонам.
Распевка “Горошина ” по 2 звука вверх от нотки “до ” и вниз по “музыкальной лесенке”.
Приступим к следующей части нашего урока.
Дети садятся полукругом. Исполняют музыкальное правило “Если хочешь сидя петь ” - о правильной осанке во время исполнения.
П.:- Как приятно смотреть на вас с правильной и красивой осанкой. Молодцы.
4. П.:- Вспомним тему нашего урока.
Ответы учащихся.
П.:- Ребята, мы постоянно слышим и изображаем звуки. Каждый человек, животное, даже растение издает звуки. Они бывают высокие и низкие, глухие, звонки. Кто может подсказать, какие могут быть звуки?
Варианты ответов детей: громкие и тихие.
П.:- Правильно, а еще короткими и длинными. А вот сочетание коротких и длинных звуков называются ритмом.
Педагог показывает детям 3 колокольчика – большой, средний и маленький. Как выглядят колокольчики? Как они звенят?
Д.:- По – разному. Дети начинают отхлопывать ритм долей (половинная, четверная, восьмая).
П.: Сейчас закрепим это с помощью движений. Давайте представим себе, как звонят колокольчики.
Дети встают вкруг и выполняют ритмические упражнения.
1) “Колокольчики”– покачивая корпусом, считая длительности хлопками.
2) Упражнения на ритмослоги: “Апрель, апрель, на дворе звенит капель”.
3) Упражнение – считалочка “Дождик, дождик льется, в руки не дается”
П.: А давайте вспомним имена наших мальчиков (ритмическая игра с именами Аяз, Закир, Никита, Данил, Ильфат).
Ритмическая импровизация. Дети отхлопывают ритм этих имен.
Попробуем исполнить ритм имен на одном звуке с подыгрыванием на металлофоне.
5. П.:-Молодцы! Ну а сейчас подошло время вспомнить песню “Янгыр, яу” с которой
мы познакомились с вами на прошлых занятиях. Вспомним авторов.
Д.:- муз. И.Якубова, сл. Р. Валеевой.
Прослушивание песни.
Дети угадывают знакомую мелодию, отхлопывают ее ритм, подсказывают слова.
П.: Сегодня мы постараемся исполнить эту песню не под сопровождение фортепиано, а красиво написанной фонограммы, чтобы вы прочувствовали присутствие созвучных “весенних ” инструментов.
Прослушивание записи фонограммы (минусовки). Давайте вспомним ситуацию, созвучную тексту и настроению песни.
Дети рассказывают интересные истории.
П.: А сейчас попробуем исполнить песню по – новому. Чтобы вспомнить песню, мы проговорим слова куплета и припева с хорошей дикцией и артикуляцией в ритме пения.
Дыхание берем по – фразам (такое же, как при пении), темп – умеренный. Поем первый куплет под сопровождение фортепиано, затем под запись фонограммы - минусовки этой песни. Я сейчас включу магнитофон, и запишу ваше исполнение, чтобы вы услышали себя со стороны. Интонируем чисто, слова пропеваем отчетливо. Обратите внимание на текст, в конце каждой фразы вы должны брать дыхание. Итак, пропеваем первый куплет и припев, обращая внимание на четкое произношение слов и правильное взятое дыхание.
Дети эмоционально-образно исполняют песню.
П.: Проанализируем исполненную вами песню (воспроизвожу запись). Работа над сложными местами, работа над ошибками.
Закрепим 1 куплет, приступим к исполнению 2 –го куплета. Следите за осанкой.
П.:- Молодцы ребята! Песня прозвучала похожей на весеннюю капель, а музыкальные инструменты в фонограмме мелодии, помогли украсить ее, сделать еще ярче.
6. Физкультминутка: “Гуси”, “Буратино”.
П.:- Спасибо ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с необычно красивой песней.
7. Современная песня “Зарядка”.
Прослушивание песни, ознакомление.
П.:.
Раз, два, раз и два, делаем зарядку - 2 раза.
Раз, два, раз и два, башмачки почистим – 2 раза
Раз, два, раз и два, хлопаем в ладоши – 2 раза
Ту, ту, ту - ту – ту, поиграем в поезд – 2 раза
Марш, марш, ну- ка марш, по своим кроваткам, по своим кроваткам.
Заметили, текст поучителен? Ярко выражен режим дня. А вы как проводите свой выходной день? В таком – же активном режиме?
Ответы детей.
П.: Какие здесь присутствуют аккомпанирующие инструменты?
Ответы детей.
П.: Каждый куплет записан в разных стилях. Мелодия выражает настроение, поддерживает партию, ритмический рисунок.
Обратите внимание, песня исполняется в быстром темпе, поэтому произнося текст вслух, надо четко проговаривайте слова.
Дети прохлопывают ритмический рисунок. Слушают мелодический рисунок первой фразы, затем также разбирается вторая фраза.
П.:- Я сыграю вам мелодию первого куплета, а затем мы пропоем на гласный слог “Ля” (отдельно пропеваются большие скачки) Во время исполнения следим за осанкой.
Сейчас подошло время соединить мелодию с текстом (текст изображен на видеопроекторе, дети прочитывают его). Исполнение первого куплета, в медленном темпе под сопровождение фортепиано.
Работа над дикционными сложностями, проговаривание отдельных слов, постепенно увеличивая темп.
Творческая работа над песней.
П.: Попробуем исполнить первый куплет так: - первую фразу исполним под сопровождение фортепиано, вторую без сопровождения. Исполним на слог “Ля”, затем со словами, текст во второй фразе как вы заметили, дублируется, но изменения в мелодии есть. Исполнение песни.
П.:- Спасибо, вам понравилась песня? Как повлияла она на вас?
Ответы детей.
8. П.: В заключение нашего урока хочется пожелать вам всего лучшего. Чаще слушайте красивые мелодии, песни, т. к. они воспитывают человека, потому что музыку
может сочинить и подарить только жизнерадостный человек. Пойте, дарите вашим исполнением радость и доброту. Пусть мир наполнится улыбками. На этой “мажорной” минутке мы завершаем наш урок.
Домашним заданием будет следующее: изобразить в ваших рисунках содержание песни “Зарядка” и яркий фрагмент вашего выходного дня. Проговаривайте дома текст песни, с выражением, как стихи.
Уход детей (звучит Муз Г.Струве, сл. И.Исаковой “Я хочу увидеть музыку”).