Пояснительная записка
Программа элективного курса «Химия в опытах и задачах» разработана для учащихся 8-х классов химико-биологического профиля. Внедрение данной программы в процесс обучения обусловлен необходимостью формирования у школьников собственной позиции относительно выбора профессии. Не менее важно формировать и творческое мышление учащихся, что может быть достигнуто в рамках данного предмета при выполнении следующих задач:
– расширение знаний о механизмах
химических процессов;
– систематизация и обобщение имеющихся знаний;
– формирование навыков химического мышления;
– формирование знаний о научной картине мира.
Для овладения учащимися теоретической,
практической и экспериментальной составляющими
этого профиля, курс проводится в форме
экспериментальных практикумов с частичным
включением исследовательских лабораторных
работ, предполагающих качественное определение
катионов и анионов. Завершается этот эксперимент
решением расчетных задач по уравнениям
проведенных реакций. И эта связь теоретических
расчетов с только что проведенным
экспериментом является главной идеей этой
программы.
Каждое отдельное занятие включено в одну общую
цель, заключающуюся в углублении и
систематизации знаний учащихся о свойствах
веществ и способах их взаимодействия друг с
другом, объясняемых строением атомов химических
элементов, входящих в их состав.
Система контроля предусматривает проверку умений решать практические и расчетные задачи и реализуется в виде самостоятельных работ при завершении изучения соответствующих модулей, а так же итоговым контролем в конце курса в форме соревновательной игры.
Требования к результатам усвоения предлагаемого учебного материала
В результате изучения курса ученики смогут освоить следующие умения:
– технически правильно проводит
химические эксперименты;
– фиксировать эмпирические данные (наблюдения и
измерения);
– понимать и описывать механизмы химических
явлений;
– предлагать собственный план проведения
экспериментального исследования;
– предполагать (предсказывать) на определенном
уровне результат эксперимента;
– представлять результаты работы в форме отчета
(письменного или устного);
– сотрудничать в группе.
Содержательная часть
Данная программа включает 6 самостоятельных модулей, объединенных единой целью, заключающейся в углублении и систематизации знаний учащихся о свойствах веществ и способах их взаимодействия друг с другом, объясняемых строением атомов химических элементов, входящих в их состав. Всего 34 часа.
Модуль I. Раздел «Строение атомов химических элементов и их превращения» рассчитан на 6 занятий и направлен на обзор имеющихся теоретических знаний и позволяет плавно перейти к изучению следующего раздела.
Модуль II. (16 часов) «Типы химических реакций» включает качественный анализ неорганических веществ по катионам и анионам и завершается контрольным решением экспериментальных задач на распознавание веществ с помощью качественных реакций.
Модуль III. (4 часа) по ОВР продолжает предыдущий раздел, но усложнен упражнениями по составлению электронного баланса для окислительно–восстановительных реакций. Здесь предусматривается промежуточный контроль знаний и умений.
Модуль IV. (4 часа) называется «Получение газообразных веществ. Объемные отношения газов» и, как все предыдущие блоки, включает практические занятия, сопровождаемые решением расчетных задач с последующим контролем ЗУН.
Модуль V. Состоит из трех самостоятельных практических занятий по теме «Классы неорганических соединений» и является обучающе-контролирующим блоком.
Модуль VI. Состоит из одного обобщающе-контролирующего урока-игры, проходящего в виде соревнования между группами, включающего групповой самоконтроль и самооценку.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Изучаемые вопросы |
I. Строение атомов химических элементов и их превращения (6 часов) | ||
1 | Введение. Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева и состав атомов химических элементов. | 1. Ознакомление учащихся с
программой элективного курса; постановка цели и
задач. |
2 | Строение электронных оболочек атомов химических элементов. | 1. Составление схем электронного
строения атомов элементов I-IV периодов. 2. Сравнение электронных схем металлов и неметаллов. |
3 | Практическое занятие. «Зависимость свойств простых веществ от строения их атомов». | 1. Взаимодействие натрия и иода с водой. 2. Исследование свойств полученных растворов. |
4 | Решение расчетных задач по уравнениям проведенных реакций. | 1. Расчет массы продуктов реакции по
массе исходных веществ. 2. Расчет массы исходных веществ по известной массе продуктов реакции. |
5 | Решение расчетных задач для приготовления растворов с заданной концентрацией веществ. | |
6 | Приготовление растворов веществ с заданной концентрацией для кабинета химии. | |
II. Типы химических реакций (17 часов) | ||
1 | Реакции соединения и разложения. | 1. Взаимодействие железа с серой. 2. Разложение основного карбоната меди. 3. Особености протекания этих процессов. |
2 | Решение расчетных задач по уравнениям проведенных реакций. | 1. Понятие о многонаправленности
химических процессов. 2. Расчеты по нескольким химическим реакциям, протекающим одновременно. |
3 | Реакции замещения и обмена. Реакции ионного обмена. |
1. Взаимодействие железа с раствором
хлорида меди (II). 2. Взаимодействие растворов сульфата железа (III) и гидроксида натрия. 3. Особенности протекания выше названных процессов. 4. Составление уравнений проведенных реакций в ионно-молекулярном виде. |
4 | Решение расчетных задач. | 1. Выполнение расчетов по проведенным химическим реакциям с учетом процентной концентрации веществ в растворах |
5-6 | Качественная реакция на соляную кислоту и ее соли. | 1. Взаимодействие соляной кислоты и
растворов ее солей с раствором нитрата серебра. 2. Установление идентичности осадков, выпадающих в проводимых реакциях 3. Упражнения в составлении ионных уравнений реакций. 4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений. |
7 | Решение расчетных задач. | 1. Расчет масс исходных веществ для
получения заданной массы осадка. 2. Получение заданного осадка с заданной массой реакцией ионного обмена. |
8-9 | Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. | 1. Взаимодействие растворов серной
кислоты и ее солей с раствором хлорида бария. 2. Установление идентичности осадков, полученных в проведенных реакциях. 3. Упражнения в составлении ионно-молекулярных уравнений реакций. 4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений реакций для проведенных процессов. |
10-11 | Качественная реакция на азотную кислоту и ее соли. | 1. Взаимодействие растворов азотной
кислоты и ее солей с концентрированной серной
кислотой и металлической медью. 2. Установление идентичности продуктов, полученных в проведенных реакциях. 3. Упражнения в составлении ионно-молекулярных уравнений реакций. 4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений реакций для проведенных процессов. |
12-13 | Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли. | 1. Взаимодействие растворов фосфорной
кислоты и ее солей с раствором нитрата серебра. 2. Установление идентичности осадков, полученных в проведенных реакциях. 3. Упражнения в составлении ионно-молекулярных уравнений реакций. 4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений реакций для проведенных процессов. |
14-15 | Качественная реакция на угольную кислоту и ее соли. | 1. Взаимодействие растворов угольной
кислоты и ее солей с растворами серной и соляной
кислот. 2. Установление идентичности продуктов, полученных в проведенных реакциях. 3. Упражнения в составлении ионно-молекулярных уравнений реакций. 4. Установление идентичности сокращенных ионных уравнений реакций для проведенных процессов. |
16-17 | Решение экспериментальных задач | 1. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. |
III. Окислительно-восстановительные реакции (3 часа) | ||
1 | Понятие и значение ОВР. | 1. Понятия: окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, электронный баланс. |
2-3 | Упражнения в составлении ОВР. | 1. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. |
IV. Получение газообразных веществ. Объемные отношения газов (4 часа) | ||
1 | Получение, собирание и изучение свойств углекислого газа. | 1. Взаимодействие соляной кислоты с
мрамором. 2. Качественная реакция на оксид углерода (IV). 3. Молярный объем газов. |
2 | Решение расчетных задач. | 1. Определение массы и объема исходных веществ или продуктов реакции. |
3 | Решение расчетных задач. | 1. Определение массы и объема продуктов реакции, если одно из веществ взято для реакции в избытке. |
4 | Решение расчетных задач. | 1. Определение массы и объема продуктов реакции исходные вещества содержат примеси. |
5 | Решение расчетных задач. | 1. Определение массовой доли выхода продуктов реакции. |
V. Классы неорганических соединений (3 часа) | ||
1 | Химические свойства оксидов. | 1. Взаимодействие кислотных оксид
фосфора (V) и основных оксидов с водой. 2. Взаимодействие кислотных и основных оксидов между собой. 3. Взаимодействие кислотных оксидов с основаниями. 4. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. |
2 | Химические свойства гидроксидов. | 1. Самостоятельный выбор реактивов и проведение соответствующих реакций. |
3 | Химические свойства солей. | 1. Самостоятельный выбор реактивов и проведение соответствующих реакций. |
VI. Обобщающий урок-игра (1 час) | ||
1 | Способы получения солей. Решение расчетных задач. |
Учащиеся делятся на две группы и
соревнуются по следующим видам работы:
|
Итого: 34 часа. |