Цели урока:
- познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает;
- учиться отличать звуки [з], [з’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
- учиться читать слоги, слова с новой буквой;
- развивать речь, внимание;
- воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным.
Оборудование: картинки с изображениями животных, диск «Музыка природы», «билеты» в зоопарк, карточки с наклейками животных зоопарка, звездочки разного цвета, ленточки.
ХОД УРОКА
I. Мобилизующий этап
Слово учителя: Встали
ровненько. Поздоровались с нашими гостями.
На улице холодно, но мне бы хотелось, чтобы
солнечно и тепло было на нашем уроке. А теперь
покажите звездочки, соответствующие вашему
настроению.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
На доске изображены следующие предметы: зубр, лиса, белка, зебра, кабан, жираф
У. Назовите предметы,
изображенные на картинках.
Д. Зубр, белка, лиса, зебра, кабан, жираф.
У. Исключите из каждого столбика по
одному названию.
Д. Из первого столбика надо исключить
слово зубр. В этом слове один слог, а в словах
лиса и белка – по два. Первый звук в
слове зубр – твердый, а в словах лиса и белка
мягкий. Последний звук в этом слове согласный, а в
других словах – гласный.
Д. Из второго столбика надо исключить
слово зебра. В нем первый звук мягкий, а в
словах кабан и жираф – твердый.
Последний звук в этом слове гласный, а в других
словах – согласный. Ударение в слове зебра
падает на первый слог, а в словах кабан и жираф
– на второй.
У. Произнесите первые звуки исключенных
слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. В слове зубр первый звук [з], а в
слове зебра – [з’]. Значит, тема
сегодняшнего урока – «Звуки [з], [з’] и буква,
которая их обозначает».
У. Учитывая тему и опираясь на слова,
написанные на доске, сформулируйте цель нашего
урока:
- познакомиться с ...
- учиться отличать...
- учиться читать...
Д. Цель нашего урока – познакомиться со звуками [З], [З’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [з], [з’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
III. Знакомство с новыми звуками
У. Земля наша большая. Есть у
нас дремучие леса и высокие горы, степи, моря и
озера. Везде водится много животных. А вот чтобы
познакомиться с некоторыми из них, мы отправимся
на экскурсию ...
Д. В зоопарк.
У. С какого звука начинается слово
зоопарк?
Д. Слово зоопарк начинается со звука [з].
У. Как вы понимаете значение слова зоопарк?
Д. Зоопарк – это место, где содержатся
животные для показа.
У. Подготовьте звуковые карточки и
составьте слово зоопарк. (Один
ученик работает у доски, остальные на месте.)
У. Произнесите звук [з] хором и скажите,
какой он.
Д. Звук [з] согласный, потому что при его
произнесении поток воздуха проходит через
горлышко не свободно.
Этот звук звонкий, потому что при его
произнесении нам помогает голос. Этот звук
твердый, потому что мы произносим его твердо.
У. Коротко охарактеризуйте звук [з].
Д. Звук [з] согласный, звонкий, твердый.
У. Вы уже готовы отправиться в зоопарк?
IV. Физкультминутка «Вместе весело шагать»
V. Знакомство с новой буквой
– У каждого из вас есть билеты в зоопарк. На них написано несколько букв. Обведите ручкой ту из них, которая обозначает звуки [з], [з’].
Дети обводят. Учитель показывает букву всему классу
У. Как называется эта буква.
Д. Это буква «зэ».
У. На что похожа буква з?
Д. Буква З похожа на цифру 3.
Д. Буква З похожа на бараньи рога. И т.д.
У. Изобразите букву З с помощью
ленточки. (Дети изображают)
У. А теперь попробуйте «построить» из
себя букву З. (Дети выходят к доске и изображают
букву З)
У. Итак, билетики у всех есть? А теперь мы
отправляемся знакомиться с обитателями
зоопарка. Но чтобы прочитать их названия, надо
подготовиться. Что для этого надо сделать?
Д. Надо научиться читать слоги.
VI. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой
У. Прочитайте слоги в прямом и обратном порядке.
ЗА З0 ЗУ ЗЫ
ЗИ
ЗАН
ЗЭ ЗОК ЗУС ЗЫН
У. Почитайте слова:
зима мороз зоопарк
зимний морозный зоомагазин
зимовал заморозки зоосад
– Назовите общую часть в каждом столбике слов.
Поставьте вопросы к каждому слову.
У. Можно ли все слова третьего столбика
назвать родственными?
Д. Да.
У. Назовите общую часть в родственных
словах.
Д. Слова последнего столбика имеют
общую часть «зоо», которая в переводе означает
«животные».
У. Молодцы! А сейчас разделимся на
группы и узнаем, к клетке какого животного
подошла каждая группа ребят.
VII. Игра «Живой алфавит». (Каждая группа ребят получает буквы и составляет слова)
1-я группа – зебра;
2-я группа – дикобраз;
3-я группа – фазан.
У. В каком месте находится буква з, обозначающая звуки [з], [з’]? (Ответы детей).
VIII. Работа с букварем
У. Ребята, откройте буквари на
странице 70, и мы продолжим прогулку по зоопарку.
Прочитайте название текста.
Д. Зоопарк.
У. Можно ли по названию текста
определить его содержание?
Д. Да. Мы будем читать о животных
зоопарка.
У. Прочитайте текст молча.
(Выборочное чтение)
У. О каких животных говорится в
тексте? (Ответы детей.)
У. Что делают эти животные? Как себя
вели? (Ответы детей.)
У. О каких характерных признаках этих
животных можно узнать из текста?
– крокодил какой? (зубастый);
– тигр какой? (грозный);
– мартышки какие? (ловкие).
У. Назовите животных по-разному: крокодил – ? (аллигатор), бегемот – ? (гиппопотам).
IX. У. А сейчас разделимся по парам и узнаем, каких животных встретили ребята в зоопарке. (Найти среди букв каждой строчки спрятавшиеся слова – названия животных.)
АБСПДЗАЯЦИАНОТЛИСАК
РБЕЖАИУЯНЕТДАЗМЕЯ
РЫСЬЗЕБРАСЛОНГКНКЫ
КРОТЗУБРОБЕЗЬЯНАЛЖЭ
X. Физминутка
– Я буду называть животных, а вы, если услышите новые звуки – хлопайте, если не услышите – шагайте на месте. (Заяц, слон, тигр, змея, волк, дикобраз, лось, зяблик.)
XI. Чтение стихотворений о животных и работа с ними
У. А сейчас нам необходимо прочитать
веселое стихотворение и узнать о каком животном
говориться в тексте. Найти это животное и
наклеить на листочек.
У. Найдите в стихотворении слова с
новыми звуками и подчеркните в них букву З.
Выборочное чтение стихотворений детьми.
XII. Игра-пантомима «Звери из забавного зоопарка»
Дети изображают животных, после того, как учитель шепнет им название животного на ушко. (Заяц, обезьяна, змея, козел.)
– Экскурсия в зоопарк завершается, подходит к концу урок.
XIII. Итог урока
У. С какими звуками мы познакомились
сегодня на уроке?
Д. Мы познакомились сегодня со звуками
[з], [з’].
У. Охарактеризуйте их.
Д. Звук [з] согласный, звонкий, твердый.
Звук [з’] согласный, звонкий, мягкий. Они
обозначаются буквой 3. У. Кто считает, что хорошо
потрудился на уроке?
У. Какое у вас настроение? (Дети
показывают соответствующую звездочку).
Д. Желаем всем добра, здоровья и
старанья.
Прощаемся и говорим всем «до свидания!»