Работа с детьми, имеющими различные речевые нарушения, и наблюдение динамики развития памяти каждого ребенка в возрасте 5–7 лет показывают, что у детей логопедической группы, как правило, слабо развита произвольная память. Результаты, полученные при проведении исследования речевой и зрительной памяти по методикам А.Р. Лурия и З.М. Истоминой до обучения, говорят о том, что дети, имеющие различные отклонения в развитии речи, не обладают достаточной концентрацией и объёмом внимания, не умеют управлять процессами запоминания и воспроизведения.
По мнению ученых дети рождаются с различными способностями, в том числе и с различной памятью. Ребенок, обладающий слабой природной памятью, испытывает трудности в школьном обучении. Школьные психологи отмечают, что дети, не умеющие запоминать нужное и отсеять второстепенное, начинают искать выход в многократных повторениях, т.е. переходят к механическому заучиванию, не пытаясь осмыслить материал. Чаще всего этим начинают пользоваться дети интеллектуально пассивные, не приученные к умственным усилиям, не умеющие и не любящие думать. У этих детей наблюдается наиболее низкое качество запоминания.
Между тем, ведущие педагоги и психологи говорят о том, что улучшить механическую память простыми тренировками (заучиванием большого числа стихов, многократными упражнениями в механическом повторении) невозможно.
В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте.
Вышеизложенные сведенья подтверждают мысль о том, что дошкольный возраст с 5 до 7 лет следует использовать для развития именно опосредованной памяти, вовлекая в данный процесс и другие познавательные функции.
После изучения теории и осмысления различных технологий развития памяти спроектирована система работы цель, которой, помочь компенсировать недостаточность природной памяти, путём целенаправленного обучения мнемотехническим приёмам.
Достигнуть цели можно с помощью решения ряда поставленных задач.
- Обогатить чувственный опыт детей
- Развивать познавательные психические процессы, связанные с памятью
- Дать детям возможность овладеть средствами для обработки запоминаемой информации и обеспечить такую степень усвоения мнемотехнический приемов, при которой ребенок может легко пользоваться ими
Все обучение включает в себя 3 этапа:
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Обучающий.
3 этап. Тренировочный.
1 этап. Подготовительный
Подготовительный этап включает в себя игры, направленные на развитие ощущений и восприятия, внимания, сосредоточенности, воображения, а так же на развитие мыслительных операций – классификации и обобщения, которые затем будут использоваться в мнемических целях.
На этом этапе с детьми проводятся такие игры и упражнения: “Узнай на вкус”, “Вкус и запах”, “Найди запах, который тебе нравится больше всего”, “Запахи и звуки”, “Термометр”, “Что ты чувствуешь, глядя на картинку”, “Лабиринт”, “Кто быстрее найдет?”, “Продолжай”, “Какую группу спрятали?”, “Кодирование цифр в образы”, “Игра с японскими иероглифами”, “Найди такую же картинку”, “Назови одним словом” и т.п.
Игры и упражнения этого этапа включаются в разные отрезки времени в режиме дня. Они проводятся на занятиях, прогулках, в совместной деятельности детей и педагога. Планирование занятий по темам дает возможность работать над такими мыслительными операциями, как классификация и обобщение. Эта работа начинается с обучения классификации, как практическому действию и включает в себя игры и упражнения, формирующие понятия ребенка об образовании групп однородных предметов и обозначении их родовым словом, и целенаправленно проводится на занятиях по развитию речи. Постепенно обучение классификации, в плане практического действия, переходит на более высокий уровень. Процесс запоминания выражается в форме внешней речи.
В это же самое время в работе используются дидактические игры и упражнения, подготавливающие детей к знакомству с ассоциативными приёмами запоминания. Это игры на развитие восприятия, уточнение представлений о предмете, его форме, цвете, величине, расположении в пространстве. Накапливается багаж различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых. Там где это возможно, информация подается через несколько каналов восприятия одновременно, с целью развития соощущений, и трансформируется детьми в образы и символы. Все ощущения фиксируются в слове, т.е. решается задача обогащения словаря. Таким образом, дети учатся одну и ту же информацию обрабатывать различными способами: логическими, образными, символическими.
На этом этапе в деятельность детей так же включаются игры на воспроизведение увиденного, например, действия по образцу, анализ объектов, на развитие внимания, сосредоточенности. Это игры типа: “Повтори движение”, “Нарисуй такой же узор” и т.д.
Представления о предмете уточняются в продуктивной деятельности: на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией.
Большую возможность для развития ощущений дает прогулка. В это время проводятся игры такого типа: “Чем пахнет?”, “Узнай по запаху”, “Что ты чувствуешь, когда трогаешь кору дерева?”, “Кто больше услышит?” и т.д.
По возможности такого типа упражнения используются в совместной деятельности детей и педагога, на занятиях по развитию речи, а так же включаются в факультативное занятие “Развивающие игры” при условии удачного сочетания их с лексической темой.
Игры и упражнения этого этапа собраны в группы и объединены общими целями.
1 группа. Игры и упражнения на развитие восприятия, уточнение представлений о форме, цвете, величине предмета расположении его в пространстве.
2 группа. Игры на развитие различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых.
3 группа. Игры на совершенствование различных свойств внимания.
4 группа. Игры на развитие воображения.
5 группа. Игры на обучение классификации и обобщению.
Игры и упражнения, объединенные в группы, чередуются между собой в процессе обучения.
Во время проведения подготовительной работы самое пристальное внимание уделяется развитию ощущений и восприятия, т. к. на их основе работают остальные психические процессы, в том числе и память. Этот этап в работе определяется как наиболее важный, так как является базой для дальнейшего развития опосредованной памяти детей.
2 этап. Обучающий
Этот этап содержит игры и упражнения, знакомящие детей с мнемотехникой. Сюда входят игры такого типа: “Раздели на группы, и запомни”, “Запомни цифры”, “Подбери картинку к слову”, “Найди пару”, “Рисунки помощники”, “Придумай рифму и запомни”, “Подбери картинку к слову”, “Ералаш”, “Кот в мешке”, “Веселые истории”, “Я начну – ты продолжай”, “Дружные слова”, “Живые цифры” и т.д.
Во время проведения этих игр, детям создаются такие условия, в которых они ищут открытый человечеством приём запоминания самостоятельно. Так как “Следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он их сам для себя выбирал, придумывал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта”. [1]
Этот этап включается в факультативные занятия “Развивающие игры”, проводимые один раз в неделю и тесно переплетается с содержанием работы подготовительного этапа. Работа второго этапа не исключает дальнейшего проведения работы первого этапа и не проводиться обособлено. Только комплексное проведение игр и упражнений первого и второго этапов позволяет надеяться на получение предполагаемых результатов.
Побудительным мотивом к самостоятельному “изобретению” способа запоминания служит появление на занятиях куклы Забывайки, изготовленной по типу кукол перчаточного театра, и других сказочных персонажей. Забывайка появляется на занятиях, жалуется на плохую память, сокрушается по поводу очень трудного задания, полученного в школе и т.д. и просит детей о помощи. В игровой ситуации дети ставят перед собой задачу помочь кукле, запоминая определенный материал, т.е. ставят перед собой цель - запомнить, вспомнить. В памяти детей происходят качественные изменения. Постепенно осуществляется переход от непроизвольных к произвольным формам психической активности.
Поиск нового способа запоминания осуществляется под руководством воспитателя с помощью наводящих вопросов.
Например.
Грустный Забывайка возвращается из школы, низко опустив голову. Воспитатель начинает выяснять, что же произошло с Забывайкой в школе?
- Может ты Забывайка поссорился с другом? (Забывайка отрицательно машет головой)
- Как вы думаете, дети, что же произошло с Забывайкой? (обычно дети предполагают, что он получил “двойку”, потерял портфель, испачкал новые брюки и т.д.)
Воспитатель просит куклу рассказать о своей печали. Забывайка рассказывает, что получил домашнее задание – прочесть рассказ и пересказать его.
- Рассказ большой, и я думаю, что не смогу его запомнить, а значит, завтра получу двойку.
- Ребята, давайте поможем нашему другу. Как можно ему помочь запомнить рассказ. (после того как дети выскажут свои предложения, воспитатель продолжает).
- Я думаю, что очень удобно было бы подобрать картинки к рассказу. Забывайка взял бы их с собой в школу и, глядя на них вспомнил бы весь рассказ и пересказал его. Но к сожалению, у нас нет времени искать картинки, мы можем и не найти подходящие. Что же делать? (Если дети не нашли способ запоминания, воспитатель продолжает)
- У вас на столе лежат помощники, карандаш и листок бумаги. Может быть, они нам помогут?
Открыв новый способ запоминания, дети пробуют помочь Забывайке. Рассказ запоминается с помощью рисунков-символов. Пересказав рассказ, дети объясняют Забывайке, как пользоваться этими рисунками при пересказе и отдают их кукле.
Целью этого упражнения является открытие нового приема запоминания – составление мнемического плана.
Подобным образом, эмоционально включая детей в деятельность и используя игровую мотивацию, обеспечивается самостоятельное “открытие” детьми приема запоминания, происходит обучение детей мнемотехнике.
В этот период дети знакомятся с различными приёмами обработки информации:
- Логический способ (классификация и обобщение, рифмование)
- Способ образной обработки информации (метод достраивания материала, кодирование, метод мест, ассоциативный подбор)
- Способ символической обработки информации (запоминание с помощью пиктограмм, мнемический план)
3 этап. Тренировочный
На этом этапе детям специально создаются ситуаций, побуждающие их к применению мнемотехники в игре и реальной жизни.
Приведенные ниже игровые ситуации дают возможность детям реализовать свои знания. В нижеприведенном примере детям представлена ситуация в которой они могут напомнить кукле Забывайке сразу о нескольких приемах запоминания.
Забывайка появляется в группе и рассказывает детям о том, что прочел на улице объявление, в котором написано, что все желающие могут принять участие в конкурсе мнемонистов.
Забывайка. Нина Михайловна, а кто такие мнемонисты?
Воспитатель. Мнемонисты, Забывайка, это люди, которые могут запоминать быстро и много.
Забывайка. Я тоже хочу попасть на конкурс мнемонистов.
Воспитатель. Это желание осуществимо, Забывайка, но при условии, если ты хорошо потренируешься.
Забывайка. Я очень хочу потренироваться, но не знаю как. Вы мне поможете, ребята?
Дети. Да, поможем.
Воспитатель. Дело в том, что из объявления в газете я узнала условия отбора участников конкурса.
1 условие: запомнить 15 картинок.
Для обзора открывается учебная доска с 15 картинками, в состав которых входят 5 серий картинок (по 3 в каждую).
- Как можно запомнить эти картинки? Дети объясняют способ запоминания, основанный на мыслительных операциях классификации и обобщения. Вместе с Забывайкой пробуют запомнить картинки.
2 условие: запомнить и пересказать рассказ прочитанный 1 раз. (Составление мнемического плана)
3 условие: запомнить ряд из 9 цифр. (Выставляется числовой ряд)
- Каким образом вы можете запомнить все цифры по порядку? Давайте потренируемся вместе с Забывайкой. (использование приема запоминания “кодирование цифр в образы”)
Подобные игровые ситуации, но содержащие одно упражнение, используются на факультативных занятиях “Развивающие игры”.
Например:
1. Кукла Буратино получил приглашение посетить сказочный город. Жители этого сказочного города предупреждают, что городские ворота открываются не всем, а только тому, кто произнесет в определенном порядке написанные в приглашении слова. Буратино читает слова и, вздохнув, говорит детям о том, что он никогда не сможет попасть в сказочный город, потому что слов много и запомнить их он не сможет. Воспитатель предлагает детям помочь Буратино и научить его какому-нибудь способу запоминания.
2. Наша Татьяна Ивановна собирается путешествовать во время отпуска. Но недавно она мне сказала, что не любит готовить к путешествию чемодан потому, что обязательно забудет положить что-нибудь важное. Давайте поможем Татьяне Ивановне и научим ее как ничего не забыть.
Список нужных вещей: паспорт, деньги, билеты, записная книжка, телефон, мыло, зубная щетка, зубная паста, расческа, зонтик, купальник, ключи от дома.
Запоминание и воспроизведение рифмованных и нерифмованных текстов предполагает использование мнемического плана на занятиях по развитию речи.
Возможность упражнения в использовании мнемотехнических приемов дают сюжетно-ролевые игры. Ролевое взаимодействие организовывается таким образом, чтобы создавать ситуации, требующие применения мнемотехники.
- Дима, ты шофер? А давай как будто я продавец. А ты мне продукты привозишь в магазин. Привези мне, пожалуйста, хлеб, молоко, булки, сметану, сосиски, творог, колбасу, сардельки, баранки. Какие продукты я тебе заказала? Как ты можешь это запомнить? Во время повторения ребенком задания происходит отслеживание способа запоминания и при необходимости задаются вопросы, направляющие мыслительную деятельность ребенка на поиск немеханического приема запоминания.
Для тренировки детей в применении мнемических приемов так же используются и бытовые ситуации типа: “Пойди, пожалуйста, к Людмиле Сергеевне и попроси у нее такие картинки: сова, жираф, дятел, слон, синица, муравей, гусеница, лев, бабочка. Что ты сделаешь, чтобы не забыть назвать все картинки? Повтори, пожалуйста, какие картинки надо попросить.
После выполнения каждого упражнения детям дается возможность проконтролировать правильность запоминания. Каждый прием запоминания включается в разные ситуации много раз, чтобы его освоение и осознание было прочным.
Таким образом, можно выделить следующий алгоритм работы по развитию опосредованной памяти, который используется в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- Развитие восприятия и воображения путем систематического проведения специальных игр и упражнений.
- Моделирование ситуаций, провоцирующих детей на “открытие” приема обработки информации для последующего ее запечатления и воспроизведения.
- Создание условий, предполагающих самостоятельный осознанный выбор детьми приема запоминания.
Следование этому алгоритму работы приводит к качественному изменению процессов памяти детей. Осуществляется переход:
- от конкретных мнемических средств к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, символов);
- от механических к логическим средствам запоминания;
- от внешних средств к внутренним;
- от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим или с небольшой помощью взрослого.
В развитии психических процессов просматривается произвольность, возрастают самостоятельность и самоконтроль.
Положительные результаты, полученные при использовании упорядоченной системы игр и упражнений, хорошо согласуются с выводами психологов о том, что оптимальные приемы обучения нередко превосходят по своему значению роль “природных способностей”.
Подводя итог вышеизложенному можно предположить что, дети, овладевшие различными способами обработки информации, будут гораздо увереннее чувствовать себя во всех видах деятельности при обучении в школе.
Литература
- Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте./ Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979.