Цели.
- Развивающие:
- развивать умение делать выводы из наблюдений;
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности.
- Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1), лист с заданиями по теме урока (Приложение 2).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
Работа с текстом на листах с заданиями (текст проецируется на доску).
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняеш(?) стаи туч(?).
Ты волнуеш(?) сине море,
Всюду вееш(?) на просторе,
(Не) боиш(?)ся никого,
Кроме Бога одного…
- Выразительное чтение. Кто автор этих строк? Из какого они произведения?
- Какие средства выразительности использует автор? (Олицетворения, метафора)
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Объясните постановку знаков препинания (обращение, сложное предложение, однородные сказуемые).
3. Формулирование темы урока.
Какую часть речи мы сейчас изучаем? Дайте определение. Есть ли в этом тексте прилагательные? Давайте рассмотрим прилагательное МОГУЧ. В чем его особенность, какое оно? Сформулируйте и запишите на своем листе тему урока, с какими прилагательными мы сегодня будем работать.
4. Усвоение новых знаний.
Разберите слово МОГУЧ по составу. Образуйте полную форму. Как вы думаете, что было первоначально: полная форма или краткая?
Некоторые прилагательные имеют полную и краткую форму. А как вы думаете, краткие прилагательные изменяются? (Я МОГУЧ – МЫ МОГУЧИ – по числам; ОН МОГУЧ, ОНИ МОГУЧИ – по родам только в единственном числе).
А просклонять (изменить по падежам) можем?
Вывод. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Краткие прилагательные не склоняются, т.е. не изменяются по падежам, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
5. Первичное закрепление.
1) От данных прилагательных образуйте краткую форму, согласуйте их с существительными. Проследите за ударениями.
ЯС(?)НЫЙ (вопрос, задача, небо)
ГРУС(?)НЫЙ (рассказ, песня, лицо)
ПРЕКРАС(?)НЫЙ (друг, подруга, друзья)
ОПАС(?)НЫЙ (поворот, дорога, приключение)
Обратите внимание, в кратких прилагательных женского рода ударение падает на окончание.
Для какой орфограммы краткая форма может служить проверочным словом? Вставьте пропущенные буквы.
2) Во время чтения текста “Лягушка-невеста” посчитайте, сколько в нем кратких прилагательных. Назовите только цифру. (Татьяна Рик “Доброе утро, имя прилагательное!”)
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный УЖ приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”
6. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Смысл слов утрачен, но грамматика такая же, как у нас. Поставьте в незнакомые слова, где нужно, мягкий знак и объясните, почему вы это сделали.
Молукостная девеж.. притясла комейный боромож.. .
Галюйный пиращ.. лигож.. .
А как напишем краткое прилагательное с основой на шипящий? С Ь или без? Сформулируйте правило.
7. Закрепление темы.
1) От полных прилагательных образуйте краткие с основой на шипящий. Сначала устно, а потом запишите (проверка в парах).
Колючий шиповник –
Горячий кофе –
Свежий ветер –
Пахучий ландыш –
Неуклюжий медвежонок –
Дремучий лес –
Могучий орел –
Шипучий напиток –
2) В каких еще частях речи есть орфограмма “Ь после шипящих”? Соедини Ь линией с теми формами, в которых он пишется.
СУЩ. Ж.Р., 3 СКЛ. | КРАТК. ПРИЛАГ. | |
СУЩ. М.Р., 2 СКЛ. | Ь | ГЛАГ. НЕОПРЕД. ФОРМЫ |
ГЛАГ. 2 ЛИЦА, ЕД. Ч. | СУЩ. РОДИТ.П., МН. Ч. |
Физкультминутка.
А теперь немного разомнемся. Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы делаете один хлопок над головой, если Ь писать не нужно, то приседаете.
Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, горяч, беречь, кирпич, пригож, улыбаешься, могуч, борщ, желаю удач, трескуч, плащ, решение задач, карандаш, овощ, свеж, молодежь.
3) Вставь, где необходимо, Ь и отметь строчку(и), в которой(ых) ни в одно слово ты не впишешь Ь.
- Мелоч.., обруч.., хорош.., несколько клавиш.., вещ..
- Пригож.., борщ.., из-за туч.., плащ.., циркач..
- Список училищ.., ёж.., колюч.., обруч.., могуч..
- Блестящ.., среди круч.., роскош.., удивляеш..ся
8. Тест (выполняется на листе с заданиями)
Укажите верные высказывания. Прослушайте утверждения. Если согласны, поставьте рядом с цифрой букву Д(да), не согласны – Н(нет).
- Прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ. (ДА)
- Прилагательное обозначает предмет. (НЕТ)
- Прилагательное в предложении бывает только определением. (НЕТ)
- В предложении МОРОЗНОЕ ДЫХАНИЕ ВЕТРА ЕЩЕ СВЕЖО два прилагательных. (ДА)
- Имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе. (ДА)
- Имена прилагательные согласуются с существительными. (ДА)
- Чтобы узнать, какое окончание в прилагательном, нужно определить его падеж и склонение. (НЕТ)
- В предложении ДЕРЕВЬЯ УЖЕ УСПЕЛИ ОКУТАТЬСЯ ЯРКОЙ СВЕЖЕЙ ЛИСТВОЙ у прилагательных одинаковые окончания. (НЕТ)
- В окончаниях прилагательных и существительных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – Е. (ДА)
- В кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется. (ДА)
Тест проверяется по слайду на презентации, затем самостоятельно оценивается:
10 заданий | “5” |
8-9 заданий | “4” |
6-7 заданий | “3” |
9. Итог. Рефлексия.
Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Сегодня вы были красивы, хороши, умны, активны. Оцените свою работу на уроке смайликом. Если вы хорошо потрудились, пусть он у вас улыбается. Если что-то не получилось, тему не поняли – грустит