Тип урока: закрепление пройденного материала.
Цель урока:
- обобщить знания учащихся по басням И.А. Крылова;
- формировать умения находить мораль в произведениях И.А. Крылова;
- воспитывать интерес к чтению через театрализацию басен И.А. Крылова;
Задачи:
- введение детей в мир человеческих отношений, нравственных ценностей через образы героев басен И.А. Крылова;
- развитие творческих способностей учащихся на основе передачи роли героев басен в жизненной ситуации.
Оформление доски: выставка произведений и иллюстраций И.А. Крылова.
Предварительная подготовка:
- учащимся предлагается найти и прочитать басни И.А. Крылова;
- узнать о жизни и деятельности баснописца;
- подготовить выразительное чтение одну из басен по выбору.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
- Кем является в русской литературе И.А. Крылов?
- Что такое басня? Чем отличается от стихотворения?
- Что высмеивают, обличают басни И.А. Крылова?
- Есть ли что-то общее между басней и сказкой?
Учитель: Ребята, определите тему сегодняшнего урока.
Учитель: Сегодня на уроке литературы рассмотрим нравственные ценности человека через образы героев басен И.А. Крылова и продолжим работу “Творческой минутки”.
Вам предлагается творческая работа в группах.
3. Конкурсы по басням И.А. Крылова (работа в группах).
“Соотнести крылатые выражения к иллюстрациям и соотнести мораль”.
“Могу попасть в большие забияки”
“Да только воз и ныне там”
“Сильнее кошки зверя нет”
“Наелась желудей досыта, до отвала”
Защита и проверка работ.
“Мораль сей басни такова”.
Учитель: Теперь объяснить мораль басни.
1. “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”
2. “Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука”.
3. “К несчастью, то ж бывает у людей;
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей
Невежда про нее свой толк все к ходу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит”.
4. “Я сколько раз видал, примерьте это сами;
Когда боится трус кого,
То думает, что на кого
Весь свет глядит его глазами”.
Учитель: Чему учат нас басни И.А. Крылова?
Учитель: Вам было задано домашнее задание подготовить инсценировку по басням.
5. Проверка домашнего задания.
Инсценировка басен И.А. Крылова по группам.
- “Стрекоза и Муравей”
- “Ворона и Лисица”
- “Волк и Мышонок”
- “Мартышка и очки”
6. Защита и проверка работ. Какая инсценировка вам больше всего понравилась?
7. “Бой капитанов”.
Учитель: На битву по знаниям басен приглашаются капитаны групп.
- Назови басни И.А. Крылова о лисе.
- Назови басни И.А. Крылова о волке.
- Назови басни И.А. Крылова о медведе.
- Назови басни И.А. Крылова о людях.
8. Творческая работа учащихся по теме “Вперед чужой беде не смейся, Голубок!”.
Учитель: Сейчас у нас творческая минутка. Каждая группа выбирает на данную тему свой вид работы. Вы можете выполнить работу в виде иллюстрации, сочинения, рассуждения, высказывания.
9. Самостоятельная работа учащихся.
10. Защита и проверка работ учащихся.
11. Рефлексия.
- Мне на уроке понравилось …..
- Я понял, что ….
- Мне было интересно….
- Я благодарен …..
- Мне было трудно….
- Мне нужно поработать над …..