Программа олимпийского образования по физической культуре “СОЧИ 2014 - ЗНАЕМ И УМЕЕМ, ГОРДИМСЯ И БОЛЕЕМ!!!” в МБОУ лицей №1г. Южно-Сахалинска структурирована в соответствии с направлениями олимпийского образования "Сочи 2014".Программа рассматривается во взаимосвязи с процессами и объектами как единое целое, поэтапно знакомит школьников с историческим прошлым Игр, настоящим и наследием.
Цели и задачи программы. Формирование представления о ценностях Олимпизма, истории олимпийских и паралимпийских видов спорта, подготовке России к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр, воспитание патриотизма и гордости за свою страну, изменение отношения к людям с инвалидностью, формирование культуры здорового образа жизни.
При проектировании программы нами использованы дидактические принципы компетентностного подхода:
- Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации. Данный принцип предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности.
- Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала, информации возрастным и психологическим особенностям школьников, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников.
- Принцип системности. Соблюдение данного принципа позволит системно представить учащимся масштабную картину истории, идеологии, философии Игр, этапы подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм 2014 г.
- Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику.
- Принцип мотивации. Содержание образования в предложенных мероприятиях программы спроектировано таким образом, чтобы мотивировать школьников на самостоятельный поиск новой информации относительно Олимпийских и Паралимпийских игр, стимулировать их творческие и познавательные мотивационные потребности. В предложенных мероприятиях программы использованы средства побуждающего и формирующего воздействия.
- Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование нами предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации.
Программа олимпийского образования “СОЧИ 2014 – ЗНАЕМ И УМЕЕМ, ГОРДИМСЯ И БОЛЕЕМ!!!” состоит из нескольких взаимосвязанных разделов:
1. Внеклассные мероприятия, которые сочетают образовательно-соревновательную деятельность учащихся. Развивают познавательный интерес к Олимпийским играм, желание стать участниками олимпийского движения. Дают ориентацию на практическое следование нравственным принципам Фэйр Плэй, при проведении спортивных состязаний.
2. Аудиторные занятия с учащимися (4 часа – 1 раз в четверть). Данные занятия являются ключевыми в овладении теоретическими знаниями по олимпийскому движению, воспитании патриотизма и гордости за свою страну, в изменении отношения к людям с инвалидностью.
За неделю до проведения аудиторных занятий, учащимся на уроке физической культуры даются тематические домашние задания. В заключительной части аудиторного занятия учащиеся выполняют тестовые задания.
3. Практические занятия (4 часа – 1 раз в четверть). Прививают культуру здорового образа жизни, способствуют систематическим занятиям спортом, развивают стремление к самосовершенствованию (для 10-11 классов – специальные физические упражнения из зимних видов спорта по методу круговой тренировки, для 5-9 классов – эстафеты, имитирующие зимние Олимпийские и Паралимпийские виды спорта с использованием нестандартного оборудования).
Практические занятия рекомендовано проводить после аудиторных на следующем уроке физической культуры.
4. Информационный лицейский медиацентр позволяет использовать время на переменах, во время которых на экранах мониторов, установленных в школьных коридорах, демонстрируются тематические видеоролики, фрагменты спортивных соревнований, звучат музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, гимны прошедших и будущих Игр. Деятельность лицейского медиацентра осуществляется непосредственно учащимися, под руководством учителей лицея.
Аудиторные и практические занятия проводятся из часов вариативной части программы по физической культуре.
В данной методической разработке мы представляем сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9 классов по теме “Олимпийские эстафеты”.
Для проведения внеклассного мероприятия (как и остальных видов программы олимпийского образования) автором была разработана электронная (учебная) презентация, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. В презентации сочетаются графика, фото, видео и музыка организованные в единую среду.
Далеко не во всех спортивных залах (чаще отсутствует) имеется мультимедийный проектор с экраном. Поэтому мероприятие проводится в актовом зале для параллели классов.
Целью данного мероприятия является повышение осведомленности об Олимпийских эстафетах в зимних видах спорта и Эстафету Олимпийского огня через образовательно-соревновательную деятельность.
Задачи, которые решаются в ходе проведения “Олимпийских эстафет”:
- содействие развитию интереса к изучению истории Олимпийских игр и программы видов спорта;
- стимулирование творческой, познавательной, мотивационной потребности учащихся;
- формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитанию патриотизма и гордости за свою страну;
- ориентирование учащихся на практическое следование нравственным принципам Фэйр Плэй, при проведении спортивных состязаний.
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “ОЛИМПИЙСКИЕ ЭСТАФЕТЫ”.
Целевая аудитория: учащиеся 5-9 классов (по параллелям).
Место проведения: актовый зал.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, секундомер, планшеты и таблицы по количеству классов.
Инвентарь: мячи разного диаметра (теннисные, резиновые, мед.бол, волейбольные, футбольные, баскетбольные и др.) – 1 комплект на класс.
Слайд 1-2. (Вход классов в актовый зал сопровождается гимном Олимпийских игр Сочи).
Ребята, я думаю, все вы знаете, что в 2014 году впервые в нашей стране в г. Сочи будут проходить Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры. Это грандиозное событие не только для нас с вами и всей России, но и большой спортивный праздник для всей планеты Земля.
Вопрос: Проводились ли на территории России Олимпийские игры и какие? (Москва - 1980 год, летние ОИ)
Вопрос: Какой номер у наших Олимпийских и Паралимпийских игр? (22 и 11 соответственно)
Слайд 3. Давайте вспомним, какие виды спорта входят в программу Зимних Олимпийских игр. Зима - это снег и лед. Давайте начнем со снежных видов спорта.
Слайд 4-10. Лыжные гонки, горные лыжи, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, фристайл, биатлон, сноуборд.
А теперь назовем виды спорта связанные со льдом.
Слайд 11-18. Фигурное катание, скоростной бег на коньках, шорт-трек, хоккей с шайбой, бобслей, санный спорт, скелетон, керлинг.
Слайд 19.
Вопрос:Знаете ли вы, в каких зимних олимпийских видах спорта есть эстафеты? Назовите эти виды. (Лыжные гонки, биатлон, шорт-трек, санный спорт).
Вопрос: Но мы не назвали еще одну Олимпийскую эстафету. Какую? (эстафета Олимпийского огня)
Слайд 20-21. Да, самая главная Олимпийская эстафета - это эстафета Олимпийского огня. Эти эстафеты имеют свои незыблемые традиции. После торжественного зажжения в Олимпии, огонь проходит по территории Греции.
Вопрос: Откуда появляется огонь? (от солнечных лучей)
Затем символ будущей Олимпиады отправляется в страну-хозяйку, где проводится уже основная часть Эстафеты. Тысячи факелоносцев в течение нескольких месяцев проносят Олимпийский огонь по территории страны-организатора будущих Игр, знаменуя приближение Олимпиады. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.
Слайд 22-23. Эстафета огня XXII Олимпийских зимних игр 2014 года - грандиозное событие, которое затронет практически всю Россию. У нас с вами очень большая страна. Огонь Сочинской Олимпиады увидят жители 83 субъектов Российской Федерации, охват эстафеты составит 95% населения страны. 7 октября 2013 года. В этот день огонь Сочинской Олимпиады должен приземлиться в Москве, что ознаменует старт 123-дневной Эстафеты по территории России.Эстафета будет проходить и на нашей островной земле. Вы можете его увидеть своими глазами!!!
Слайд 24-25. Факел – один из главных атрибутов Олимпийских игр. Теплый и яркий, факел “Сочи 2014” является отражением российского гостеприимства, радостной, искренней, воодушевляющей атмосферы, которая присуща Эстафетам Олимпийского огня.Наш факел весит около 1,8 кг. Высота факела Сочинской Эстафеты Олимпийского огня составляет 95 см, ширина 54 мм. Его вес и центр тяжести рассчитаны таким образом, чтобы факелоносцу было максимально удобно нести этот символ Сочинских Игр. Еще до начала олимпийских игр один рекорд Россия уже побила. Это самая длинная эстафета олимпийского огня. Полтора экватора земли - 65 тыс. км. Для сравнения: в Ванкувере продолжительность эстафеты была 106 дней – эстафета Сочи 123 дня, в Ванкувере 200 населенных пунктов – эстафета Сочи 2900.
Сейчас мы с вами проведем нашу 1 эстафету. Для этого необходимо выровнять количество участников в каждом классе. Те, кто сейчас не участвует, становятся судьями к другим командам. На следующую эстафету вы поменяетесьместами с другими участниками вашего класса. Капитан команды будет давать мячи крайнему участнику. Далее мяч из рук в руки передается всем участникам по рядам, так чтобы каждый из вас принял в этом участие. Выигрывает команда, которая первая передаст все мячи от первого до последнего участника.
Передавать мяч через одного или черезряд нельзя.
(Эстафетысопровождаются песней “Вперед, Россия!”).
Проведение 1 эстафеты.
Слайд 26.Мы с вами назвали виды спорта, в которых проводятся эстафеты и один из них лыжные гонки. В лыжах есть классическая эстафета, но есть вид программы, который тоже проходит как эстафета.
Командный спринт - эстафета команд, состоящих из двух спортсменов, которые по очереди преодолевают дистанцию 1,5 км по три раза каждый, то есть всего в 6 этапов. Победитель – команда, которая пересечет линию финиша первой после 6 этапов.
Слайд 27. В классических эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов. 1-ый и 2-ый этапы бегут классическим стилем, а 3-ий и 4-ый этапы - свободным. У женщин длина этапа составляет 5 км, у мужчин - 10 км. Эстафета начинается с общего старта. Передача эстафеты происходит в специально отмеченной зоне на стадионе. Победителем становится команда, которая первая пересекает линию финиша после завершения 4-го этапа.
Вопрос: Знаете ли вы, как передают эстафету спортсмены? (касанием любой части тела)
Слайд 28. 10 раз на зимних Олимпийских играх спортсмены СССР, СНГ и России становились победителями. Олимпийскими чемпионами в эстафете у мужчин наши спортсмены были 3 раза, в последний раз в 1980 году. Женщины -7 раз, в последний раз в 2006 году.
Слайд 29. Любовь Егорова - самая титулованная лыжница, 6-и кратная Олимпийская чемпионка.
Слайд 30-31. Следующий олимпийский вид - биатлон, в котором объединились 2вида-лыжи и стрельба. В эстафете участвуют национальные сборные команды, состоящие из 4 человек. Гонка начинается с одновременного старта 1-го этапа. Длина дистанции на каждом этапе у мужчин — 7,5 км, у женщин — 6 км. Стрельба ведётся на двух огневых рубежах из положения “лёжа” и “стоя”. В отличие от индивидуальных гонок, биатлонист может потратить на каждую мишень по 8 патронов: 5 находятся в магазине, остальные 3, при необходимости, заряжаются вручную. Если после использования запасных патронов остались незакрытые мишени, спортсмен должен преодолеть штрафные круги в 150 м, количество которых соответствует количеству неразбитых мишеней.
Вопрос: Знаете ли вы, какой диаметр мишени в биатлоне? (лежа 45 мм, стоя 150 мм)
Слайд 32. Впервые на Сочинской олимпиаде в программу включена смешанная эстафета. Команда состоит из четырёх спортсменов (2 жен. 2 муж.) представителей одной страны. Каждый биатлонист проходит один этап, составляющий 6 км для женщин и 7,5 км для мужчин, с двумя огневыми рубежами. Сначала свои дистанции проходят женщины, затем мужчины. Первая стрельба — лёжа, вторая — стоя. Спортсмен, как и в обычной эстафете, имеет по три запасных патрона на каждой стрельбе. Если биатлонист истратит запасные патроны, то за каждый последующий промах предусмотрено прохождение штрафного круга, равного 150 м. Передача эстафеты так же как в лыжных гонках.
Слайд 33. 9 раз спортсмены СССР, СНГ и России становились олимпийскими чемпионами в эстафете. Мужчины – 6 раз, последний раз в 1988 году. Женщины – 3 раза, последний раз в 2010 году.
Вопрос: А знаете ли вы, кто из Советских спортсменов становился Олимпийским чемпионом в биатлоне на 4 олимпиадах? (Александр Тихонов)
Слайд 34. Лучший стреляющий лыжник планеты Александр Тихонов, 4 олимпийских золота на 4 олимпиадах.
Слайд 35. Шорт-трек. Это не такой распространённый вид спорта, как лыжные гонки и биатлон. Для него необходимо специальное спортивное сооружение.
Вопрос: Знаете ли вы, где проходят соревнования и тренировки по шорт-треку? (на ледовой хоккейной либо площадке для фигурного катания, огороженной мягкими матами для защиты спортсменов от ударов)
Шорт-трек это вид скоростного бега на коньках, где спортсменам необходимо максимально быстро преодолеть соревновательную дистанцию по овальной ледовой дорожке длиной 111,12 м.
Слайд 36. В эстафете принимают участие 8 команд по 4 спортсмена. Каждая команда может сама решать, сколько кругов будет бежать тот или иной спортсмен. Единственное исключение — это последние два круга, которые обязан бежать один и тот же конькобежец (если только он не получил травму). Две команды, показавшие лучшие результаты в полуфиналах, выходят в финал. Передача эстафеты, так как показано на фото.
Слайд 37. Российская сборная по шорт-треку имеет одну олимпийскую медаль в 1992 году в Альбервиле. Девушки в составе: Юлия Аллагулова, Наталья Исакова, Виктория Троицкая-Таранина, Юлия Власова, завоевали бронзу в эстафетном забеге на 3000м.
Слайд 38. Санный спорт – один из самых экстремальных олимпийских зимних видов спорта. Он представляет собой соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по специальной трассе с искусственным намораживанием льда. Спортсмен стартует из положения “сидя”, после отталкивания участник принимает положение “лежа на спине”. Управление санями происходит за счет смещения центра тяжести тела спортсмена.Побеждает спортсмен, прошедший трассу за наименьшее время.Во время заезда скорость саней может достигать 140 км/ч.
Вопрос: Знаете ли вы, как передается эстафета в санном спорте?
Слайд 39. В эстафете все стартуют по очереди с одного старта, сначала женщина, после мужчина, затем двойки. Передача эстафеты осуществляется на финише касанием висящего над желобом финишной доски (пад). В момент касания финишной доски на старте открываются ворота для следующего участника эстафеты.
Слайд 40. Альберт Демченко на олимпиаде в Сочи установит рекорд участия спортсменов в зимних олимпийских играх. Он является 6-и кратным участником ОИ, серебряный призер ОИ в Турине в 2006 г. За всю историю санного спорта в России у нас только одна золотая медаль у Веры Зозули в Лейк-Плесиде в 1980 году.
Слайд 41. Сейчас мы посмотрим эстафету в санном спорте на последнем этапе Кубке мира, который проходил на Олимпийской трассе в Сочи 24 февраля 2013 г. (демонстрация видеоролика сопровождается песней “Темп” в исполнении С.Ротару).
Слайд 42.
Сейчас у нас 2 эстафета. Передавая по очереди табличку, в которых обозначены виды спорта, каждый из вас напишет 1-2 ответа на вопрос “Какую экипировку, инвентарь и спортивные сооружения используют в эстафетах в олимпийских зимних видах спорта?”. Выиграет та команда, которая напишет наибольшее кол-во правильных ответов за то время, пока звучит песня в исполнении С. Конькова, А. Буйнова “Олимпийский сон”. Специально к олимпийским играм “Авторадио” провело конкурс и народным голосованием определили 10 песен-победителей. Эта - одна из них.
Проведение 2 эстафеты.
Слайд 43. Прошу судей подвести итоги эстафет.
Наверняка каждый из вас являлся болельщиком, на каких либо соревнованиях: школьных, городских, областных и др. У болельщиков имеются как общие правила поведения, так и отдельные на тех или иных соревнованиях.
Вопрос: Назовите общие правила болельщиков (нельзя оскорблять спортсменов, судей и других болельщиков, выражаться нецензурными словами, оставлять мусор, не бросать предметы на трассу, дистанцию или площадку и др.)
Теперь назовем правила для отдельных видов спорта (биатлон - не кричать во время стрельбы, скоростной бег на коньках – во время старта, фигурное катание –во время исполнения программы и др.)
Болельщики на соревнованиях тоже устраивают свои эстафеты. Они “запускают волну”. По очереди, встают рядами, поднимая руки вверх и садятся, опуская руки.
Попробуем и мы с вами пускать волну вперед-назад и из стороны в стороны. Сопровождать эстафету будет еще одна из 10 песен-победителей конкурса “Авторадио” в исполнении Нафы, Бурановских бабушек “Олимпийская”.
Запускаем “волну”.
Молодцы! Подведем итог.
Вопрос: В каких же видах спорта есть эстафеты? Громко и правильно называем (лыжные гонки, биатлон, шорт-трек, санный спорт). Главная эстафета Олимпийских игр? (эстафета Олимпийского огня).
Слайд 44.
А теперь домашнее задание: подумайте в каких олимпийских видах спорта возможно проведение эстафеты? Выполнение этого здания пригодится вам на спортивном празднике “Здравствуй, Олимпиада!”.
А сейчас подведем итоги наших эстафет и проведем награждение команд (награждаются команды-классов грамотами и сладкими призами). (Под музыкальное сопровождение М.Магомаева “Герои спорта” учащиеся по классам выходят из актового зала).
Награждение.
Слайд 45. Использованные Интернет-ресурсы.