О новом можно говорить только по-новому.
В. Кубанев
Последние два десятилетия ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Учитель так организовывает учебный процесс, что ребенок знает и понимает, зачем он пришел в школу, что он делает на уроке. Ученик не боится ошибаться, не огорчается неудачам, а вместе с учителем ищет причины своих трудностей и обязательно преодолевает затруднение.
Известно, что источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя. Поэтому сегодня мне хочется поговорить о психологической комфортности учителя. Замечали ли вы, уважаемые коллеги, как зависит ход урока от нашего с вами самочувствия, настроения. Наши ученики очень тонко чувствуют внутреннее состояние учителя. Если у нас все ладится, мы уверенны в себе, знаем и понимаем, чему и как должны научить детей, тогда и они с радостью идут в школу, у них на уроке горят глаза, и они готовы шагать вперед, преодолевать трудности и не искать «виноватых» в неудачах. Так же как у счастливых родителей – счастливые дети, так же у успешных учителей – успешные ученики. Педагоги, как правило, люди чувствительные, эмоциональные. Поэтому психологическая комфортность необходима каждому учителю для того, чтобы он мог обеспечить психологическую комфортность своим ученикам.
Мы с вами работаем по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. Стандарт нового поколения направлен на «обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции». Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В связи с этим, требования к результатам обучения в нем сформулированы в форме личностных, метапредметных и предметных результатов.
В стране проводится большая работа по внедрению новых стандартов: лекции, консультации, семинары по ознакомлению с материалами ФГОС, работают пилотные школы, для учителей организованы курсы. Такие мероприятия собирают целые залы педагогов разных возрастов: солидных, опытных, с большим стажем за плечами и совсем молодых, не имеющих опыта. Но, несмотря на профессионализм методистов, лекторов и высокий организационный уровень, для многих педагогов эти мероприятия являются настоящим испытанием. Часто такие лекции прерываются негодующими репликами слушателей. А в кулуарах после мероприятия педагоги и более откровенны: кто-то говорит о том, что пора заканчивать педагогическую деятельность, кто-то собирается переходить на группу продленного дня, молодые педагоги чаще молчат и думают о смене профессии. Для некоторых новые стандарты «просто шок». Какая уж тут психологическая комфортность?
Почему же это происходит? Почему мы боимся нового?
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения. Учитель теперь – не просто транслятор знаний, но организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова. А это совсем не просто для человека, который привык быть носителем знания, «истиной в последней инстанции».
Это – серьезное изменение. Потребуется осваивать новые методы работы, обновленное содержание и ИКТ... Сегодня мы видим такой опыт в практике отдельных учителей. Учитель – мобильный человек, он готов работать по-новому, особенно тогда, когда он видит, что это приносит реальную пользу детям. Однако основной массе нужна помощь, поддержка, как методическая, так и психологическая. Ведь учителю необходимо не только освоить новые технологии, но и перестроить полностью свое мировоззрение. Как?
Чтобы получить результат, мастеру нужен хороший инструмент. Топором и пилой евроремонт не сделаешь, нужны современные технологии. Даже волшебнику нужна волшебная палочка. В моей профессиональной деятельности такой волшебной палочкой стала технология деятельностного метода обучения – ТДМ, разработанная в Образовательной системе «Школа 2000…» под руководством Л.Г. Петерсон. Педагоги, работающие в этой системе, легко, без проблем вошли в работу по новым стандартам. Результат, заявленный ФГОС, они уже реализуют в течение последнего десятилетия и обеспечивают достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций. Для них это не пустые слова и фразы для отчетов, а осознанные ориентиры и помощники в работе.
Мне повезло. Так сложилось, что по учебникам Л.Г. Петерсон я начала работать еще с конца девяностых годов. С них началось мое освоение технологии деятельностного метода, или ТДМ. Уроки по ТДМ для ребенка более естественны и интересны, чем традиционные, так как предполагают опору на его собственные активные действия. Однако для учителя – это принципиально новая ситуация, ведь теперь ему надо не просто толково рассказать то, что он знает – правила арифметических действий или грамматики, законы природы или основы безопасности жизнедеятельности. Теперь он должен помочь детям пройти путь к их самостоятельному открытию. Путь, необходимый каждому ребенку для того, чтобы накопить опыт созидания и тех универсальных действий, которые он затем должен будет применять в своей жизни и профессии.
Но учителя в большинстве своем не только не имеют опыта такого преподавания, но и сами никогда так не учились. Поэтому первое, что нужно сейчас учителю, чтобы выполнить свою миссию – это приобрести свой собственный опыт деятельностного обучения в роли «ученика» и знание того, как по-новому организовать образовательный процесс. Сегодня же, говоря о новых стандартах, при обучении педагогов чаще всего используют традиционные, репродуктивные методы, где звучат слова «учитель должен», «учитель обязан». Но ясно одно – невозможно обеспечить новые результаты, если работать по-старинке, а научить учителя новым методам работы нельзя, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием содержания требований новых стандартов не обойтись. Как же донести до учителя значимость его сегодняшней миссии, помочь ему поверить в себя, вдохновить и вооружить удобным рабочим инструментом?
Ключ к ответу на этот вопрос найден в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО: авторскому деятельностному методу, созданному в этом Центре, учителей обучают тем же самым деятельностным методом. Занятия проводятся так, что каждый учитель «проживает» все этапы ТДМ: самостоятельно ставит перед собой цель в соответствии со своими знаниями и возможностями, находит путь решения проблемы, преодолевает возникшие затруднения, корректирует свои действия.
Осуществляя самостоятельный поиск, учитель учится направлять учебные действия детей, помогать, а не мешать им при выходе из затруднения, при решении своей учебной проблемы. Работая в группах, педагоги сами осваивают групповые приемы работы, и одновременно учатся управлять работой детей в парах и группах, не подавляя их инициативы и не мешая им договариваться, вырабатывать собственную версию ответа.
Осваивая деятельностный метод, педагоги меняются сами, меняется их взгляд на жизнь, их отношение к проблемам на работе, в семье. Они переосмысливают не только свой педагогический, но и свой жизненный опыт, и освоенный деятельностный инструментарий становится помощником им в работе и жизни.
В дидактической системе Л.Г. Петерсон принцип психологической комфортности нацеливает взрослых создать среду, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого ребенка, когда он прикладывает усилия для движения вперед, и он постоянно ощущает эмоциональную поддержку, веру в его силы. Но этот же принцип психологической комфортности используют руководители курсов, методисты, чтобы создать среду для учителей, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого педагога, эмоциональная поддержка и вера в его силы. Ведь для учителя мало услышать, как надо делать, мало посмотреть, как делают другие, важнее оказаться внутри этой деятельности. Учитель, начиная осваивать эту систему, сам того не подозревая, попадает в ситуацию комфорта, как психологического, так и интеллектуального.
В Центре «Школа 2000…» АПК и ППРО создана система курсовой подготовки и выпущена методическая литература, которая позволяет учителю на курсах или заочно подготовиться к реализации деятельностного метода обучения. Эта система выстроена так, что каждый слушатель, исходя из своих возможностей, может выбрать свой темп освоения технологии, пройдя путь от ознакомительных курсов до курсов методистов, вырасти профессионально и качественно подготовиться к работе по новым стандартам.
В течение четырёх лет в рамках ГЭП Ассоциации «Школа 2000...» г. Москвы я работала над проблемой: «Построение образовательного пространства обучения на основе системо-деятельностного подхода»» (Инновационный сетевой проект) по теме: апробация надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Приложение к программе надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1−4 классов общеобразовательной начальной школы. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2009.)
Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Это ли не деятельностный метод в образовании?
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель проводит уроки в технологии деятельностного метода (ТДМ).
В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса.
В Центре «Школа 2000…» АПК и ППРО создана система курсовой подготовки и выпущена методическая литература, которая позволяет учителю на курсах или заочно подготовиться к реализации деятельностного метода обучения. Эта система выстроена так, что каждый слушатель, исходя из своих возможностей, может выбрать свой темп освоения технологии, пройдя путь от ознакомительных курсов до курсов методистов, вырасти профессионально и качественно подготовиться к работе по новым стандартам. В помощь учителю разработаны все сценарии уроков по математике для начальной и средней школы на системно-технологическом уровне со всеми необходимыми демонстрационными и раздаточными материалами, презентациями к каждому уроку. Также, учитель, прошедший курсы второго уровня, имеет возможность системно реализовывать ТДМ «Школа 2000...» на базовом уровне в курсах естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов.
В данной статье я не ставила цель: раскрыть технологию деятельностного метода обучения. Это лишь размышления учителя о реализации новых стандартов.
Я твёрдо убеждена в том, что научить быть отличником не главное. Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Задача моей педагогической деятельности – вдохновлять на познания, обеспечить для каждого обучающегося оптимальный уровень развития его задатков, способностей, творческого потенциала. Уверена, что мои воспитанники будут САМОстоятельными и САМОдостаточными личностями, понимающими свою САМОценность; людьми, достигшими САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
Всё это и есть главная цель воспитания – счастливый человек!
Литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – С-Пт., 2000.
2. Педагогика /Под ред.П.И. Пидкасистого. - М., 1996.
3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.
4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение, 1993.
6. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
7. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977.
8. Программа «Мир деятельности» М.: УМЦ «Школа 2000...», 2009.