Достойным потомкам доблестных предков

Разделы: Литература


В его честь слагали хвалебные оды Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Вяземский, Баратынский. Гоголь читал ему своего “Ревизора”. Вальтер Скотт, знаменитый автор рыцарских романов, восхищался этим человеком и имел в своем кабинете его портрет... Это поэт-партизан Денис Давыдов.

Гусар и не думал, беспечный
Мечтая всю ночь, до утра,
Что он оставляет на вечность
След сабли
И след от пера…

М. Спиров

Денис Васильевич Давыдов уже при жизни стал легендой и русской армии, и русской поэзии. Таким уж человеком был Денис Давыдов: всё, что происходило в России, её победы и потери, глубоко волновало его. Он участвовал во всех войнах своего времени, но особенно прославился в 1812 году.

Видео "Первый русский диверсант"

Поэтическое наследие Д.В. Давыдова не очень велико - всего несколько десятков стихотворений, однако его имя вошло не только в военную историю России, но и в историю её литературы. “Давыдов как поэт решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии… Талант Давыдова не великий, но замечательный, самобытный и яркий”, - писал В.Г. Белинский.

Первый ведущий:

Славы звучной и прекрасной
Два венка ты заслужил!
Знать, Суворов не напрасно
Грудь твою перекрестил...

Николай Языков, русский поэт XIX в.

Денис Давыдов... В этом с детства знакомом имени и звон боевого металла, и звучные аккорды задорной гусарской лиры, и обаяние незаурядной личности человека широкой души, весёлого и удалого нрава.

Второй ведущий:

Ещё в 1793 году Александр Суворов, увидев девятилетнего Дениса, благословил его, сказав: “Это будет военный человек. Я не умру, а он уже три сражения выиграет...”. Встречу с великим Суворовым, которая произошла в раннем детстве, Давыдов считал важнейшей в жизни и помнил до самой смерти. Военная судьба Дениса Васильевича Давыдова была счастлива. Не было ни одного крупного военного театра первой половины XIX века, в которых он не принял бы участия.

Первый ведущий:

В истории великих империй и связанных с нею человеческих судьбах бывают некие значимые промежутки, когда в считанные десятилетия решается очень многое. Мы никогда не поймем до конца героическое время Отечественной войны 1812 года, если забудем, что Россия шла к этой трудной и заслуженной победе через странное, загадочное правление романтического императора Павла I и, по словам А.С. Пушкина, “дней Александровых прекрасное начало”. В сущности, за это десятилетие определились пути и судьбы России, ее духовной культуры. В это удивительное время волей-неволей жили рядом, шумно боролись друг с другом, но и щедро обменивались творческими идеями самые разные литературные направления и стили: барокко, классицизм, сентиментализм и нарождающийся романтизм.

Второй ведущий:

Тогда в отечественной литературе появились личности удивительные и самобытные, своего рода “фигуры движения”, одной ногой стоявшие в уходящем “безумном и мудром” XVIII столетии, другой уже ступившие в новый тревожный век наполеоновских войн, в нарождающуюся романтическую эпоху. Таков и был поэт-гусар Денис Васильевич Давыдов, русский дворянин и гвардейский офицер, профессиональный военный и литератор-любитель, сын опального суворовского генерала и к концу жизни сам генерал-лейтенант, вечный оппозиционер и “ворчун”, одна из самых заметных и колоритных фигур тогдашней истории и литературы.

Первый ведущий:

Отважные и смелые герои в русской армии были всегда, особенно в те времена. И все же почему-то именно Денису Давыдову мы отдаем свои симпатии, выделяя его фигуру из всех представителей той героической эпохи. В чем секрет обаяния этого человека? Может быть, в том, что имя героя-партизана неразрывно связано с интереснейшим явлением дворянской жизни XIX века, имя которому - гусарство.

Гусары - род войск, вид легкой кавалерии. Но не только. Со временем это понятие приобрело еще один, более глубокий смысл. Оно стало символом особого типа поведения, взгляда на жизнь, образа мыслей.

Романс исполняют 4 гусара:

Ради бога, трубку дай!
Ставь бутылки перед нами!
Всех наездников сзывай
С закрученными усами!
Чтобы хором здесь гремел
Эскадрон гусар летучих;
Чтоб до неба возлетел
Я на их руках могучих...

Второй ведущий:

Быть гусаром - значило любую жизненную преграду преодолевать лихим штурмом. Гусар - человек, берущий на себя исполнение самых сложных и опасных предприятий.

Гусар:

Помоги в казну продать,
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой Пречистенский дворец.
Тесен он для партизана!
Сотоварищ урагана,
Я люблю - казак-боец –
Дом без окон, без крылец,
Без дверей и стен кирпичных,
Дом разгулов безграничных,
И налетов удалых...

Думаете, перед вами отрывок из стихотворения? Вовсе нет. Это фрагмент прошения гусара Дениса Давыдова на имя генерала А.А. Башилова, возглавлявшего “Московскую комиссию по строениям” (Москомимущество того времени), с просьбой о продаже своего особняка на Пречистенке. Сухая казенная бумага, написанная поэтическим языком, - в этом весь Давыдов. Представляете себе лица чиновников, прочитавших такое? А какой шок пережили высшие военные начальники, когда Давыдов прислал им описание своих ратных подвигов с приложением списка чинов и наград, кои ему хотелось бы получить! И что самое смешное, он их получил, а сам при этом, не переставая, ворчал, что “даже каждый знак отличия должен был брать грудью”.

Фото Дениса Давыдова

Первый ведущий:

Денис Васильевич Давыдов - герой Отечественной войны 1812 года родился в семье командира Полтавского легкоконного полка Василия Денисовича Давыдова 27 июля (16 июля по старому стилю) 1784 года. Узы родства связывали Давыдовых со старинными дворянскими династиями Раевских, Каховских, Ермоловых… Отец по долгу службы должен был переезжать с места на место. Мать Елена Евдокимовна печалилась, а Денису была по душе кочевая жизнь. Сколько вокруг необычного: огни солдатских биваков, зов полковых труб, быстрые марши. Донской казак, “дядька” Дениса Филипп Михайлович Ежов, научил мальчика верховой езде, обращению с оружием, фехтованию. Он очень интересно рассказывал о военных походах и победах русских полководцев Румянцева, Потемкина, Суворова. А по праздникам, надев парадный мундир, возил слушать музыку полкового оркестра.“С семилетнего возраста, - вспоминал впоследствии Давыдов, - я жил под солдатской палаткой. Забавы детства моего состояли в метании ружьем и в маршировке, а верх блаженства – в езде на казачьей лошади…”.

Второй ведущий:

Военная карьера Дениса Давыдова началась в 1801 году. Не имея природных данных кавалергарда (Денис был небольшого роста, а в полк обычно брали людей высоких и статных), он все же пробился в гвардию и стал эстандарт-юнкером гвардейского кавалергардского полка. “Привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыли святилище поэтического его гения мукою и треугольною шляпою”, - Давыдов писал эти строки, когда уже стал блестящим офицером, признанным героем и мог себе позволить иронизировать по поводу своих первых шагов в армии. Однако в кавалергардах Давыдов пробыл недолго. Вольнолюбивый дух, независимость натуры, ненависть к бездарным подхалимам и невежественным выскочкам на всю жизнь обрекли его на недоверие со стороны властей.

Толковый словарь

Аракъ – крепкий спиртной напиток;

Балдахин – убранство над кроватью;

Брань – бой, сражение;

Бурка – войлочный безрукавный плащ;

Внимать – слушать, прислушиваться;

Досужно – от слова “досугъ”, свободное, незанятое время;

Ера – озорной человек, гуляка;

Кивер – шапка гусара, головной убор из кожи, обтянутой сукном;

Курень – шалаш, палатка;

Курильница - прибор для сжигания курительных веществ;

Ментик - военная, короткая гусарская куртка со шнурками;

Палаш – прямая и широкая сабля, оружие тяжелой конницы;

Пашпорт – здесь: неодобрительный поступок;

Покуда – пока;

Ташка – гусарская сумка из кожи и сукна;

Угар – на гусарском языке: сорванец, кутила, лихой вояка:

Уста – губы;

Ухарский – лихой, молодецкий, удалой;

Чу, чухъ – у казаков понужденье верхового коня.

Первый ведущий:

Да еще проявилось немалое поэтическое дарование Дениса Васильевича, которое придало настроениям и мыслям острую, сатирическую, художественно яркую форму. За басню “Голова и Ноги” в 1803 году Давыдов был выдворен из гвардии и направлен под Киев, в захолустье, в армейский гусарский полк. В басне под уставшими, натруженными Ногами разумелось служивое дворянство, а под сумасбродной Головой царь:

Гусар:

Да, между нами ведь признаться,
Коль ты имеешь право управлять,
Так мы имеем право спотыкаться
И можем иногда, споткнувшись, - как же быть, -
Твое Величество об корень расшибить…

Юный кавалергард развенчивал и клеймил в баснях и эпиграммах спесь и самодурство, ложь и лицемерие, воспевал истинных героев Отечества, добывавших славу кровью и потом на поле брани. Спустя некоторое время Давыдов был прощен, но навсегда остался у правительства под подозрением. Даже боевая слава и партизанские успехи 1812 года не изменили этого отношения.

Фото Багратиона

Второй ведущий:

В 1807 году знаменитый князь Багратион выбрал умного, смелого и бесстрашного офицера Дениса Давыдова своим адъютантом. Под руководством прославленного полководца Петра Ивановича Багратиона Денис Давыдов прошел отличную выучку в сражениях в Пруссии, Финляндии и Турции. Был награжден четырьмя орденами, золотым крестом на георгиевской ленте и золотой саблей с надписью: “За храбрость”.

Гусар:

Жизни бурно-величавой
Полюбил ты шум и труд:
Ты ходил с войной кровавой
На Дунай, на Буг и Прут…

Николай Языков

Первый ведущий:

С детства запомнились юному Давыдову мудрые изречения Александра Васильевича Суворова и стали путеводной звездой, которая помогала ему в самые трудные, роковые минуты жизни. Денис записал эти изречения в свой дневник и неоднократно поминал их при уместных случаях:

Черты истинного героя:
Смел без запальчивости;
Скор без опрометчивости;
Деятелен без легкомыслия;
Подчинен без униженности;
Победитель без тщеславия;
Честолюбив без кичливости;
Благороден без гордости;
Непринужден без упрямства;
Скромен без притворства;
Целен без примеси;
Услужлив без корыстолюбия.

Второй ведущий:

Грянул 1812 год. Грозный, славный, бедственный, великий и незабвенный для России год. Победное шествие по Европе вскружило голову Бонапарту, лелеявшему мечту стать повелителем мира. Однако на пути к мировой короне пред ним предстала громадная, своевольная Россия…

В 1812 году Денис Давыдов раскрылся во всей своей полноте - как патриот Родины и военный деятель. Он командовал первым батальоном Ахтырского гусарского полка. У лихого гусара зародилась мысль о создании партизанских отрядов из казаков и гусар, которые бы наносили внезапные удары по французским тылам. Главнокомандующий русской армией фельдмаршал Кутузов, поразмыслив, сказал: “Ну что ж... пусть Давыдов возьмет пятьдесят гусаров и полторы сотни казаков. Только опасное это дело. На верную гибель обрекает он себя, бесшабашная головушка”.

Гусар:

За тебя на чёрта рад,
Наша матушка - Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
За тебя на чёрта рад,
Наша матушка - Россия!

Первый ведущий:

Сразу же после Бородина, когда русские войска стали отходить к Москве, отряд Давыдова начал полную риска, опасностей, смелых вылазок, засад, нападений партизанскую деятельность. Партизаны обрушивались на врага внезапно, как снег на голову, мешали движению войск, лишали их провизии, выводили из строя небольшие отряды. О храбрости Давыдова и его отряда ходили легенды. Фельдмаршал Кутузов убедился в огромной пользе партизанского отряда и узаконил действия партизан. По его приказу в тыл врага были отправлены еще несколько отрядов добровольцев-храбрецов с пушками, кавалерией, пехотой. Пропал покой у завоевателей, отряды партизан появлялись в самых неожиданных местах, наносили удар и растворялись в необъятных лесах России. Наполеон даже прислал депешу Кутузову, полную возмущения, дескать, не по правилам это! На что Кутузов ему ответил: “Ничего не могу сделать, любезный Бонапарт, не имею права приказывать простому народу”.

Видео "Давыдов в Сычевке"

Поет группа “французов” (дети, изучающие французский язык):

Перевод:

Да здравствует Генрих IV!
Да здравствует этот храбрый король!
Это четырежды чёрт,
У него лишь три таланта:
Пить, сражаться
И быть вечным повесой.

К черту войны,
Злобу и партии!
Как наши отцы,
Споем с верными друзьями,
Под звон бокалов,
Среди роз и лилий!

Споем старую песню,
Которую будут петь через тысячу лет,
Пусть Бог хранит
В мире его потомков,
Пока Луну не надкусят зубами!

Да здравствует Франция!
Да здравствует король Генрих!
Будем танцевать в Реймсе,
Говоря, как в Париже:
Да здравствует Франция!
Да здравствует король Генрих!

Второй ведущий:

Вот фрагмент Послужного списка Дениса Васильевича: “1812 г. Командовал группой наездников в окрестностях Вязьмы, Дорогобужа, Гжатска. Взял в плен 3560 человек нижних чинов, 43 штаб - и опер-офицеров. Сражения под Алеховым, Смоленском. Разбил наголову большой отряд французов…”.

Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу,
У врагов ты отнял славы,
Ты - боец чернокудрявый,
С белым локоном на лбу!

Николай Языков

Денис Давыдов со своим отрядом “проводил” французов до самой границы. Ахтырцы Давыдова участвовали во многих жарких баталиях 1813 года на полях Европы. После ряда побед Денис Давыдов был удостоен наконец чина генерал-майора.

Видео "Ошибка" - отрывок из фильма "Эскадрон гусар летучих"

В 1823 году Давыдов ушел в отставку, но в 1826 году вернулся на службу. Участвовал в русско-персидской войне 1826-1828 годов. 21 сентября 1826 года разбил четырехтысячный персидский отряд. Командовал отрядом при подавлении Польского восстания 1830-1831 гг. и лишь затем окончательно “распоясался и повесил шапку свою на стену”.

Первый ведущий:

Беспокойная муза Дениса Давыдова жить не могла без войны, походов, гусарских налетов и загулов, заговоров и любовных приключений: “Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение”.

Гусар:

Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарский,
С вами век мне золотой!

Второй ведущий:

Денис Васильевич писал стихи, песни, вольнолюбивые и дерзкие басни, отличавшиеся меткостью характеристик, остроумием и злободневностью. Некоторые из них были запрещены цензурой. Сатиры и басни Дениса Давыдова были очень популярны среди декабристов. Он создал в поэзии образ воина-храбреца, но умного храбреца, потому что был уверен, что “отвага ничто без головы”. Весел, буен и беспечен гусар лишь в мирные дни, а завтра, если грянет война, ему будет не до вина, не до гульбы:

Гусар:

… Но чу! Гулять не время
К коням, брат, и ногу в стремя,
Саблю вон – и в сечу! Вот
Пир иной нам Бог дает,
Пир задорней, удалее,
И шумней. И веселее…
Ну-тка, кивер, набекрень,
И – ура! Счастливый день!

Первый ведущий:

Какое же место занимает в поэзии Дениса Давыдова гусарская тема, знаменитый образ лихого рубаки и партизана? Ведь им написано менее сотни стихотворений. Гусарский образ стал у поэта сквозным, появлялся в дружеских и любовных посланиях, но собственно гусарских песен и стихотворений у Давыдова не так уж много. С 1804 года появляются эти лихие разгульные “залетные” послания, сначала связанные с именем знаменитого гусара Бурцова, гуляки, шалуна и пьяницы, едва умевшего читать. Давыдов крепко дружил с отчаянным рубакой, кутилой, острословом и полковым донжуаном Алексеем Бурцовым. Длинная трубка в зубах, чудом держащийся ментик, закрученные колечками усы, цветастая своевольная речь и непредсказуемые, полные риска поступки Алексея прямо-таки очаровывали Давыдова. Бурцов на скаку срезал саблей цветок с земли, мог вызвать на дуэль любого зарвавшегося хвастуна, выпить на спор две бутылки доброй горилки или переманить от увальня-жениха раскрасавицу-невесту.

Гусар:

Бурцов, ты – гусар гусаров!
Ты на ухарском коне
Жесточайший из угаров
И наездник на войне!..

Второй ведущий:

Но далее в творчестве поэта этот образ отделяется от реального Бурцова и начинает жить самостоятельно, став центром поэтической автобиографии Давыдова. Надо сказать, что лирический герой имел мало общего со своим автором, который вовсе не был горьким пьяницей и безрассудным гулякой, отличался доверчивостью, впечатлительностью, нерешительностью, мягкостью и даже слезливостью. По этой причине кое-кто подвергал сомнению легендарную храбрость нашего гусара, и Баратынскому пришлось заступаться за него в стихах.

Пока с восторгом я умею
Внимать рассказу славных дел,
Любовью к чести пламенею
И к песням муз не охладел,
Покуда русский я душою,
Забуду ль о счастливом дне,
Когда приятельской рукою
Пожал Давыдов руку мне!

Евгений Баратынский, поэт XIX в.

Первый ведущий:

Отечественная война 1812 года сделала давыдовского гусара-партизана народным любимцем. Апофеозом этого самостоятельного бытия лирического героя стало стихотворение “Партизан”, где поэт описывает самого себя со стороны, “в третьем лице”, как совершенно отдельное историческое лицо, участника боевых действий близ пылающей Москвы.

Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает;
Вдали Кутузова курень
Один, как звездочка, сверкает.
Громада войск во тьме кипит,
И над пылающей Москвою
Багрово зарево лежит
Необозримой полосою.
И мчится тайною тропой
Воспрянувший с долины битвы
Наездников веселый рой
На отдаленные ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Сын белокаменной Москвы,
Но рано брошенный в тревоги,
Он жаждет сечи и молвы,
А там что будет - вольны боги!

Герой Давыдова не просто был лицом историческим, он делал эту историю, спасал Россию и Европу от Наполеона и уже поэтому имел все права на внимание к своим мыслям и чувствам. А чувства эти были кипением страстей, буйством молодой жизненной энергии. “Я был молод, как ты, но пламеннее тебя вдвое. Что я говорю вдвое? Во сто раз. Во мне играли страсти более чем в других моих товарищах”, - писал Давыдов сыну Василию в 1837 году.

Второй ведущий:

Песни Дениса Давыдова заучивались в армии наизусть, пелись и звали солдат на доблестные ратные подвиги. В них - широта, удаль и непосредственность русской натуры. Шлифуя, год от года, мастерство стиха, он стал одним из первых создателей русской военной песни. Здесь у Давыдова не было “ни поддельников, ни подражателей”.

Первый ведущий:

И этот же едкий трибун и разоблачитель Давыдов сумел стать тонким лириком и элегиком, написал вдохновенные любовные стихи и романсы, оставил замечательные поэтические пейзажи, в которых живет, дышит и чувствует впечатлительная, богатая ощущениями и глубокими мыслями душа.

Илья:

Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений,
И мимолетных сновидений,
Не возвращай, не возвращай!

Вдвоем:

Не повторяй мне имя той,
Которой память – мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной.

Вчетвером:

Не воскрешай, не воскрешай
Меня забывшие напасти,
Дай отдохнуть тревогам страсти
И ран живых не раздражай.

Второй ведущий:

Любовь к Евгении Золотаревой, племяннице своего сослуживца явилась для Давыдова почти в пятьдесят лет великой бедой и великим, ни с чем не сравнимым, счастьем. Три года этой любви, как сам он говорил впоследствии, были краткими, как три мгновения, но вместили в себя три нескончаемые, заново прожитые жизни. Все, что выпало ему, он испытал полной мерой – и восторженное упоение юной красотой и тяжелый гнев и ледяной холод оскорбленной жены; и мечтательный полет души и змеиное шипение сплетен; и головокружительное кипение страсти и горько-трезвое осознание непреодолимости суровых жизненных обстоятельств…

Первый ведущий:

После расставания он искал забвения и не находил. Денис Васильевич всем существом своим чувствовал, что поэзия навсегда ушла из его жизни, а жизни без поэзии для него не было. Он до самой смерти не написал более ни одной стихотворной строки. Кроме вот этих прощальных, обнажавших душевные раны, сочиненных в одну из бессонных ночей:

Гусары вчетвером:

Прошла борьба моих страстей,
Болезнь души моей мятежной,
И призрак пламенных ночей
Неотразимый, неизбежный,
И милые тревоги милых дней,
И языка несвязный лепет,
И сердца судорожный трепет,
И смерть, и жизнь при встрече с ней…
Исчезло все! - Покой желанный
У изголовия сидит…
Но каплет кровь еще из раны,
И грудь усталая и ноет и болит!

Второй ведущий:

Поэтический талант Дениса Давыдова почитали все: от признанных литераторов до простых книгочеев. Пушкин, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Языков и многие другие посвящали отважному партизану свои стихи. Пушкин, лично познакомившийся с гусарским поэтом зимой 1818-1819 года в Петербурге, через всю жизнь пронес восторженное увлечение “Денисом-храбрецом”. И даже всерьез утверждал, что именно Давыдову был обязан тем, что не поддался в молодости влиянию модных поэтов (Жуковского и Батюшкова) и “почувствовал возможность быть оригинальным”. Более того, портрет Давыдова-партизана, как символ Отечественной войны и народного гнева, перед которым не устояла наполеоновская армия, вышел за пределы российские и украсил, например, кабинет шотландского поэта и романиста Вальтера Скотта. Давыдов, состоявший с ним в переписке, писал: “Горжусь весьма, милостивый государь, что гравированный портрет мой давно уже находится в вашем кабинете оружий, столь тщательно вами собираемых”.

Первый ведущий:

В своем творчестве Денис Давыдов был воодушевлённым, естественным и неподдельным поэтом. Как будто заглянув в далёкое будущее, Николай Языков писал своему другу - Денису Давыдову:

Не умрёт твой стих могучий,
Достопамятно живой
Удивительный, кипучий
И разгульно удалой.
Евгений Баратынский писал о поэте:
О, ты, который в дни сражений
Полки лихие бурно мчал
И гласом бранных песнопений
Сердца бесстрашных волновал.

Второй ведущий:

Александр Сергеевич Пушкин признавался, что в некоторых стихах он старался подражать Давыдову, “приноравливался к его слогу” и “усвоил себе его манеру навсегда”. В своих стихотворных обращениях к Давыдову Пушкин явно воссоздавал его “гусарскую” манеру: тщательно воспроизводил и словарь, и общую тональность лирики. В одном из своих стихов, посвященных Денису Давыдову, великий Пушкин, обращаясь к певцу-герою, говорит:

Я слушаю тебя и сердцем молодею,
Мне сладок жар твоих речей.
Поверь, я снова пламенею
Воспоминаньем прежних дней. 

Первый ведущий:

Художественная сила и своеобразие лирики Давыдова заключается в том, что она ярко рисует духовный облик русского офицера - участника великих событий, раскрывает его внутренний мир, цельный и ясный. Лирический герой Давыдова, в образе которого тщательно оттенены типические черты русского национального характера, - это военный человек эпохи наполеоновских войн, рассказывающий о себе, о своих пылких чувствах и героических поступках на присущем ему одному языке, крайне непринужденном и чуждом поэтических условностей.

Гусар:

И наездник на войне!
Стукнем чашу с чашей дружно!
Нынче пить еще досужно;
Завтра трубы затрубят,
Завтра громы загремят.
Выпьем же и поклянемся,
Что проклятью предаемся,
Если мы когда-нибудь
Шаг уступим, побледнеем,
Пожалеем нашу грудь,
И в несчастье оробеем...
Второй ведущий:

Патриотическая тема борьбы за родину резко подчеркнута в гусарских стихах Давыдова, и благодаря этому они выходят далеко за пределы узко интимной лирики на темы “гусарского веселья”:

Гусар:

Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противустать,
Первый долг мой, долг священный –
Вновь за родину восстать...

Первый ведущий:

Гусарские стихи и песни Давыдова положили начало его литературной славе. Они пользовались в течение долгого времени громадной популярностью, расходились в списках по всей России. Напечатаны они были только в 1832 год. “Кто в молодые годы не повторял стихов Давыдова, кто не списывал этих удалых стихов в одну заветную тетрадку? - вспоминал впоследствии один из современников, - Стихи Давыдова пленяли почти все наше военное поколение... Кто из молодых людей 20-х годов не воображал себя Бурцовым? Давыдов “составил, так сказать, особенный род военных песен, в которых язык и краски ему одному принадлежат”, - писал критик 20-х годов XIX века.

Второй ведущий:

Действительно, стихи Давыдова были совершенно новым явлением в русской литературе, радикально отличавшимся от обычной батальной поэзии, имевшей к тому времени на русской почве уже вековую традицию Денис Давыдов – единственный русский поэт, говоря о котором необязательно называть имя, достаточно сказать – “поэт-партизан”. В русской поэзии его имя стоит особняком. И, хотя его поэтическое наследие вмещается всего лишь в тонкую книжечку, он стал основателем нового направления в поэзии.

Первый ведущий:

Выйдя в отставку, Денис Давыдов вместе с семьёй (у него было десять детей) поселился в селе Верхняя Маза Симбирской губернии, где прожил последние десять лет своей жизни. Уйдя в отставку, он и в мирную жизнь перенес дух сражений. Повесив саблю на стену и взяв в руки перо, он в лихой гусарской атаке штурмом взял литературный Парнас. К моменту выхода первого его стихотворного сборника все места на поэтическом небосклоне, казалось, были уже заняты. Россия зачитывается стихами Жуковского и Вяземского, уже написано “Горе от ума”, во всей своей чарующей красе звучит лира Пушкина. Что нового может сказать, а тем более спеть, отставной солдат? А ведь смог.

Второй ведущий:

Это село для поэта стало своеобразным Болдиным: именно здесь были созданы лучшие стихи лирического цикла: “Я вас люблю”, “Звездочка”, “Вальс”; интереснейшая часть военно-исторических записок. Его “Военные записки” - шедевр во всех отношениях. Чего тут только нет: яростные баталии, лихие партизанские набеги, отважные герои... Но чего уж точно нет - так это ложной скромности самого автора. Кутузов, Багратион, Наполеон и Денис Давыдов действуют в “Записках” бок о бок, на одной исторической сцене. “Благо есть, что про себя сказать, почему не говорить?” - благодушно отвечал Давыдов на очередной упрек в свой адрес.

Первый ведущий:

Сюда приезжали передовые люди того времени: Языковы, Бестужевы, Ивашевы, Татариновы... По словам П.А. Вяземского, Денис Васильевич до самой кончины сохранил изумительную молодость сердца и нрава. Веселость его была заразительна и увлекательна, он был душою и пламенем дружеских бесед. Отсюда, из Верхней Мазы, Давыдов посылал свои произведения в пушкинскую “Литературную газету”, “Современник”, “Сын Отечества”, “Библиотеку для чтения”. Сюда, в Мазу, приходили письма от Пушкина, Вяземского и других русских поэтов, от генерала Ермолова, от французского академика Арно, английского писателя Вальтера Скотта... Отсюда, из глухого степного села, Давыдов писал прошения-письма императору Николаю I, ходатайствуя о перенесении тела Багратиона на Бородинское поле...

В 1839 году, когда в связи с 25-летием победы над Наполеоном готовилось торжественное открытие памятника на Бородинском поле, Денис Давыдов подал мысль о перенесении туда же праха Багратиона.

Второй ведущий:

Здесь, в Верхней Мазе, в склепе под алтарём Покровской церкви в течение шести недель покоился прах героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова. Похороны поэта-гусара в Новодевичьем кладбище состоялись 22 июня 1839 года - в тот самый день, когда Москва провожала гробницу Багратиона на Бородино...

О себе он написал так: “Я врубил имя свое в 1812 год, ... я считаю себя рожденным единственно для рокового 1812 года”. Это не совсем так. Боевой дух неукротимого, непобедимого партизана-патриота вдохновлял на подвиги и партизан Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Первый ведущий:

Многие пытались запечатлеть на бумаге историю войны 1812 года. Получались подробные, точные, но сухие описания фактов - и только. Давыдов сделал из войны поэму. Он создал новую поэзию - “поэзию подвигов, побед и славы”. И именно его взгляд на события понравился и прижился. В его стихотворениях и дневниках - не просто хроника событий, здесь бесценные рецепты побед. Война во все времена - страшное испытание. Холод, голод, бытовая неустроенность, постоянная угроза для жизни... Но если сокрушаться по поводу всех тягот и невзгод походной жизни, то кроме этих тягот ничего и не увидишь. Какие уж тут подвиги! А смерть герою не страшна. Погибнуть на поле боя - честь для офицера. Гораздо хуже сытость и покой - вот где настоящая погибель для гусара.

Гусар:

О, как страшно смерть встречать
На постеле господином,
Ждать конца под балдахином,
И всечасно умирать!

Второй ведущий:

Говоря сегодня о Денисе Давыдове, мы должны увидеть в нем, его поэзии и прозе все человеческое, слишком человеческое, вплоть до неизбежных, понятных и в чем-то симпатичных слабостей. Белинский о нем сказал: “Вот истинно русская душа – широкая, свежая, могучая, раскидистая”. Вся Александровская эпоха, простодушная и героическая, отразилась в этом самобытном человеке и его замечательном творчестве. Сам поэт это знал и нам напомнил: “Видел Юпитера - Наполеона с его разрушительными перунами, видел сшибки полмиллиона солдат и 3000 пушек на трех и четырех верстовых пространствах, видел минуты, решавшие, быть или не быть России и независимости вселенной, быть или не быть Наполеону, видел и участвовал в этом, так что оставил по себе память”.

Первый ведущий:

Лучшие произведения Дениса Давыдова остались в памяти и на языке народа. Энергичная, призывная, заразительная музыка его таланта не постарела за два века. На его стихи сочиняют песни, его образ сохранен в творчестве современных авторов, о нем пишут книги. И не удивительно, что он стал героем романтического фильма. Фильм “Эскадрон гусар летучих”, вышедший в 1980 году имеет подзаголовок “Подвиги и приключения поэта-партизана Дениса Давыдова в 1812 г.”. В образе экранного героя слились подлинность истории, свидетельства документов (боевых записок самого Давыдова) и авторский домысел, образное представление об освободительной войне, всколыхнувшей лучшие силы народа. Образ славного певца-гусара будоражит нашу историческую память до сих пор.

20 век Денису Давыдову
Утром, вставя ногу в стремя,
Aх, какая благодать!
Ты в теперешнее время
Умудрился доскакать.

Ярослав Смеляков, поэт XX в.

Видео. Последние кадры фильма "Эскадрон гусар летучих"

Приложение