Цель: формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе, предотвратить жестокое отношение среди сверстников.
Задачи.
1. Образовательная: Познакомить учащихся с понятиями "КОНФЛИКТ", "КОМПРОМИСС", с основами бесконфликтного общения.
2. Развивающая: Развивать личностные качества, толерантность.
3. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Ход занятия
1. Приветствие.
Ведущий /Е.И./
Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте повернёмся к гостям, улыбнёмся им и этим добрым взглядом пожелаем всего хорошего. Улыбнитесь и друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
- Поговорим.
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо
- И хорошо не очень
- Что-то знаете вы
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим
- Вдруг будет интересно.
2. Круг добра.
Ведущий /С. М./
- Подойдите ко мне те ребята, чьё имя начинается на букву Д.
Ко мне подошли Дима и Дильмар.
У вас есть общее - вы объединены, возьмитесь за руки.
- А сейчас мы увеличим наш круг.
Подойдите ко мне те, у кого одинаковые фамилии.
Наташа и Надя, назовите вашу одинаковую фамилию /Железновы/
- Хорошо, наш круг стал больше.
- А теперь подойдите ко мне милые сестрички. Лиля и Вика двоюрные сестры.
- Подойдите в наш круг те ребята, у кого длинные волосы. Девочки, назовите свои имена. /Надя и Настя/
- Наш круг стал ещё больше.
- А сейчас мы пригласим ребят, которые хорошо рисуют. Выходят к нам мальчики Салават и Тимур.
- Посмотрите какой у нас большой круг, мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего.
- Что общего есть у нас с вами?
(Ответы детей)
- Верно, молодцы! Да мы учимся в санаторной школе в 3 классе (дети занимают свои места).
- А вы хотите посмотреть на себя со стороны и увидеть, какие же мы? /…./ /все дети рассаживаются/. Давайте обратим внимание на экран.
3. Видеоролик
4. Формулирование темы и цели занятия
Ведущий /Е. И./
Ну что, ребята, вы понравились себе, друг другу?
- А всегда ли вы так дружны и никогда не ссоритесь? /Да, ссоримся./
- Ребята, так как все мы с вами разные, мы часто встречаемся с тем, что станет предметом нашего разговора сегодня. Попробуйте сами определить тему нашего классного часа.
Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово.
7 3 8 4 6 1 5 2
К Н Т Ф И К Л О
(Получилось слово КОНФЛИКТ).
- Поднимите руку, кто уже слышал это слово.
- Что такое конфликт?
Непонимание | драка |
КОНФЛИКТ | |
Унижение | ссора |
Вот сегодня мы попробуем понять,
ЧТО такое конфликт?
ГДЕ он возникает?
ПОЧЕМУ он возникает?
КАК его избежать?
Тема нашего классного часа “ Правила бесконфликтного общения”, т.е. поговорим о том, как жить без ссор.
5. Что такое конфликт?
Ведущий /Е. И./
Если мы заглянем в психологический словарь, то найдём, что конфликт – это столкновение.
- Как вы думаете, столкновение кого или чего? (Людей, мнений, сил, интересов, животных и т.д.)
- Где может возникнуть конфликт? (В школе, на улице, дома)
- Почему он возникает? Прежде, чем ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение.
Сценка
Кто кого обидел первый? – спрашивает педагог.
- Он меня.
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня.
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили…
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
Из-за чего же поссорились два друга? (Из-за пустяка)
- А как вы думаете, можно ли жить без ссор? /…/
- А что для этого нужно? /…/
- Мне кажется, нужны какие-то правила, которые нам будут помогать в общении. Вы согласны со мной?
- Ребята, не нужно ссориться по пустякам, быть добрыми, стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо.
(Слайд): 1-е правило бесконфликтного общения:
“Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо”. /Детям раздать на столы 1-е правило/.
6. Ситуации.
Ведущий /С. М./
- Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? /Читает педагог/
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Ученики. Сделаю ему замечание.
2. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?
- толкнете и отнимите ластик;
- ударите и отнимите;
- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
- скажите учительнице;
- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Ученики. Попрошу вернуть ластик.
Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности.
(Слайд 2): 2-е правило:
“Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения”. /Раздать детям на столы правило/.
Физкультминутка.
Ведущий.
Разрешать конфликты мы с вами, ребята, тоже должны уметь. Давайте послушаем, как это можно сделать /сказка/.
Две козы
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
Ведущий. Как козам удалось избежать конфликта?
Ученики. Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.
Ведущий. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Ведущий. Ребята, если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения.
(Слайд 3): 3-ое правило:
“Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс”.
Ведущий. /Е. И./
А я хочу поведать вам вот о чем:
часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты.
Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему. Внимание на экран /читает Журавлева В.Р./
Два козлика
Через ручей положена доска.
Встретились на доске два козлика.
Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
Ведущий. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
Ученик. Я бы уступил дорогу.
Ведущий. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным.
(Слайд 4): 4 правило:
“В споре будь сдержан, избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков”. /Раздаются детям на столы правила/
Ведущий. А сейчас я хочу предложить вам послушать Ольгу Алексеевну, чтобы научиться выполнять эти правила.
Упражнение №2: “Облака”.
- Ребята закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом. (Результаты опроса известны только учителю.)
Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака.
Ребята напишите обидное слово, сказанное вам.
Собираю облака и прикрепляю их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.
- Что может сейчас произойти? (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)
Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда вас обзывали, и что вы делали в ответ.
Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.
Действия | Чувства |
Я просто отошел в сторону. | Мне хотелось плакать. |
Я сказал, что нельзя обзываться. | Я хотел ударить обидчика. |
В левой колонке мы получили несколько конструктивных решений.
- А что чувствуют люди, которые обижают?
- Легко ли живётся такому человеку?
Вывод: такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть. И чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими вас, мы должны найти лекарство от обиды.
- Как вы считаете, что является лучшим лекарством от обиды? УЛЫБНУТЬСЯ И СКАЗАТЬ “ПРОСТИ”, “ИЗВИНИ”.
Упражнение “Извинение”
- Скажите, а вы умеете извиняться и просить прощения? Давайте посмотрим, ведь извиниться – дело не такое уж и простое. Работа будет осуществляться в парах. Вам нужно попросить прощения у товарища за сделанное вами что-то ему неприятное. Например, вы его толкнули, обозвали, уронили его тетрадь, наступили на ногу… “Таня, извини за то, что я тебя вчера толкнула”.
- Скажите, трудно было извиниться? /…/
- Обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. А сейчас, когда вы попросили прощения у обиженного вами человека, какие чувства у вас на душе?
- Ребята, я надеюсь, что теперь вы с легкостью сможете справиться со своей обидой. Верно?
- Кто же скажет, какие способы борьбы с обидой вы знаете? /…/
(Слайд 5). 5 правило:
“Никогда никого не обижай. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла - скорее помирись”.
Ребята, посмотрите еще раз и прочитайте все правила. А теперь разложите их по значимости, по важности. Какое для вас самое главное? /Дети на столе разложили звездочки с правилами/
А вот мы посовещались с С.М. и Е.И. и решили, что самое главное правило.
(Слайд 6: появляется правило):
“Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе”. Его нет среди этих правил, но каждое из них находится внутри этого. /Раздать детям на столы главное правило/.
- В заключение мне хочется с вами, ребята, посадить прекрасный сад.
“Прекрасный сад”.
- Ребята, сядьте так, чтобы вам было удобно, можно закрыть глаза, и представить себя цветком.
- Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы у тебя? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того как все представили это, нарисуйте свой цветок.
(Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.) Завершаем работу. Все садимся в круг. (Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке).
Это наша поляна, и сейчас мы засадим её цветами, которые у вас в руках. (Все участники прикрепляют свой цветок.)
Полюбуйтесь на прекрасную поляну, запечатлите эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Посмотрите, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Вы видите, в окружении каких разных, непохожих на другие цветы растет ваш. Но есть и общее: у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
Подведение итога
Лукашина С.М.
- Мы сегодня с вами вместе хорошо поработали, все были молодцы!
Хочется верить, что вы после этого мероприятия станете немного добрее, терпимее, научитесь прощать и просить прощения, будете более внимательны к своим родным людям и ко всем окружающим.
Павликова Е.И.
Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия.
“Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо”.
“Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения”.
“Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс”.
“В споре будь сдержан, избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков”.
“Никогда никого не обижай. Если все-таки слова обиды прозвучали, и ссора произошла - скорее помирись”.
(Дети по очереди зачитывают правила слайд с правилами)
“Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе”.
Помните их всегда и старайтесь выполнять.
Звучит песня “Песенка другу”.