Цель: обобщить и систематизировать изученный материал в рамках подготовки учащихся к ГИА.
Задачи.
Обучающая
- Закрепить и проверить знания учащихся по теме “Лексика”, “Фонетика”, “Правописание гласных в корне слова”, “ПРЕ- и ПРИ- в приставках”, “Способы образования слов”, “Синтаксис, грамматическая основа”.
- Совершенствовать умение владеть русским языком.
Развивающая
Продолжить развивать процессы
самостоятельной мыслительной деятельности.
Воспитательная
- Формировать эстетический вкус к слову.
- Содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.
Оборудование.
- Таблички-карточки со словарными словами.
- Карточки с определением звуков и букв в слове (“Звуков > букв”, звуков < букв, звуков = букв”).
- Лента с кружками и магнитами.
- Распечатка заданий ГИА.
- Карточки с морфемами.
- Презентация “Происхождение и особенности названия станций московского метрополитена” (<Приложение1>).
- Печатный материал к уроку на интерактивную доску.
Ход урока
Сегодня, ребята, не вполне традиционный рабочий урок по обобщению и систематизации материала, изученного вами в 5–6 классах. Сегодня мы попытаемся заглянуть в будущее, в 9 класс, и выяснить, что уже сможем выполнить из экзаменационной работы (ГИА). Для этого нам предстоит обобщить, еще раз закрепить и проверить знания, полученные вами за два года.
Дежурным по классу назначаю … (дежурный в ходе урока должен помещать магнит-бусинку на ленту, если посчитает, что в ходе урока класс повторил ту или иную тему).
Откроем тетради, запишем число, тему урока “Подготовка к ГИА”.
1. Традиционно начинаем урок со словарной работы (на доске представлены таблички – карточки со словарными словами), прочитаем, запишем в тетрадь.
профессия | путепровод | |
озарение | рельс | |
депо | красивее | |
академия | прибыть |
Значение каких слов вызывает у вас затруднение?
Справка для учителя.
ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности. По профессии инженер-химик.
ОЗАРЕНИЕ – (книжн.) Внезапное прояснение сознания, понимание чего-нибудь. Нашло на него озарение.
ДЕПО [д‘] - 1. Здание, специально оборудованное для стоянки и текущего ремонта локомотивов и вагонов. Неподалеку возвышается новое депо. 2. Здание для пожарных машин. Пожарное депо.
АКАДЕМИЯ – 1. Высшее научное или художественное учреждение. Академия наук России. 2. Название некоторых высших учебных заведений. Академия общественных наук. Военная академия.
ПУТЕПРОВОД – Мост через другой путь на месте пересечения двух дорог. Проложен путепровод.
РЕЛЬС – Укрепляемый на шпалах железнодорожного полотна стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов. На рельсы поставлены вагоны.
КРАСИВЕЕ – Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Красивый человек. 2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный. Красивый поступок. 3. Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный. Красивые слова.
ПРИБЫТЬ – 1. Прибыть, приехать (офиц.). Поезд прибыл. 2. (1 и 2 л не употр.). Увеличиться, умножиться. Вода прибыла.
Задание.
- Определить количество звуков и букв в словах, используя таблички “звуков > букв”, звуков < букв, звуков = букв” (индивидуальная работа).
- Найдите слово с чередующейся гласной в корне. Какие корни еще можете назвать?
- Составить словосочетания, соответствующие схемам сущ. + прилаг., используя при этом словарные слова (работа для класса).
- Переделайте словосочетания, составленные по схеме прил. + сущ. в словосочетания, соответствующие схеме сущ. + сущ. (работа для класса) (<Слайд № 2, 3>). Презентация
мраморные колонны | подземные переходы |
стеклянные витражи | городской транспорт |
станционный зал | московское метро |
Дежурный помещает магнит - бусинку на ленту: класс повторил темы “Орфоэпия”, “Пиши правильно!”, “Фонетика”, “Синтаксис. Составление словосочетаний”.
2. Мы продолжаем работать над словом. На интерактивной доске даны слова, запишите их, правильно обозначив изученную орфограмму (<Слайд № 4>):
ПР е / и БЕЖАТЬ | ПР е / и КОВЫЛЯТЬ | |
ПР е / и ЛЕТЕТЬ | ПР е / и ВАДИТЬ | |
ПР е / и МЧАТЬСЯ | ПР е / и ДРАТЬСЯ | |
ПР е / и ЕХАТЬ | ПР е / и МАНИТЬ | |
ПР е / и СКАКАТЬ | ПР е / и ЦЕПИТЬСЯ |
Задание.
- Какую гласную букву надо вставить в слова? Почему? Какие значения приставки ПРИ - вам известны? А какое слово 10 лишнее?
- В каком столбике общеупотребительные слова, в каком - необщеупотребительные? Как называется такой лексический пласт? Почему? А вот слова первого столбика – это нейтральные синоним к словосочетанию “быстро передвигаться”.
- Найдите нейтральные синонимы к словам: ЗДОРОВЕННЫЕ, ВЕДАЕМ, НАБРЕСТИ, НАВАЛОМ, ЗАЗЕВАТЬСЯ (<Слайд № 5>)
- Какие еще приставки существуют?
Дежурный помещает магнит - бусинку на ленту: класс повторил темы “Лексика”, “Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-”.
3. Работа с карточками. Придумай слова, используя данные морфемы.
При (е)- | -еньк | -дорог(ж)- |
Без (с)- | -н-ик | |
По- | -к | |
По- | -н-ик-ов |
- Каким способом образованы слова?
(Дорога, дорож-ЕНЬК-а, дорож-К-а, дорож-Н-ый, дорож-Н-ИК, дорожН-ИЦ-а, БЕЗ-дорожь-[Й-Э], БЕЗ-дорож-Н-ый, ПО-дорожН-ИК, ПО-дорож-Н-ИК-ОВ-ый, ПО-дорож-Н-ая, ПРИ-дорож-Н-ый, ПРИ-дорож-Н-ИК, всего можно образовать 12 слов (<Слайд № 6>)).
- А каким способом образовались названия станций московского метрополитена? (<Слайд № 7, 8, 9>)
Арбатская | Анино | Баррикадная | ||
Варшавская | Царицино | Охотный ряд | ||
Волжская | Марьино | Трубная | ||
Тверская | Митино | Южная | ||
Дмитровская | Владыкино | Планерная |
Дежурный помещает магнит - бусинку на ленту: класс повторил тему “Правописание приставок”, “Способы образования слов”.
4. На интерактивной доске помещен текст (<Слайд № 10>):
(1) Первая трасса московского метрополитена открыта 15 мая 1935 года. (2) Линия имела протяженность 11,6 километра и насчитывала 13 станций.
(3) В период Великой Отечественной войны было построено 7 станций: “Новокузнецкая”, “Павелецкая”, “Автозаводская”, “Измайловский парк”, “Семеновская”, “Электрозаводская” и “Бауманская”. (4) Оформление этих станций посвящено героическому прошлому русского народа.
(5) Ежедневно московское метро перевозит 8 миллионов пассажиров.
Задание.
- Прочитайте текст, правильно поставив ударение в словах.
- Что такое текст? Докажите, что перед нами текст. Как связаны 1 и 2, 3 и 4 предложения?
- Выделите грамматические основы. Что такое подлежащее и сказуемое?
- Выполните синтаксический разбор 5 предложения (числительное запишите прописью).
(Учитель демонстрирует презентацию “Происхождение и особенности названия станций московского метрополитена”). <Слайд № 11, 12, 13, 14, 15>
Дежурный помещает магнит - бусинку на ленту: класс повторил темы “Синтаксис. Грамматическая основа”, “Синтаксический разбор предложения”.
5. Проверка знаний, выполнение заданий ГИА (<Слайд № 16, 17, 18, 19, 20>):
А4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове СБЕЖАЛ происходит озвончение согласного.
- В слове СОСУД последний звук [т].
- В слове ПОКАЧИВАЯСЬ количество букв и звуков не совпадает.
- В слове ЗЕМЛЮ все согласные звуки звонкие.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной.
1) стремление 3) затихающий
2) растущий 4) покачиваясь
А6. В каком слове правописание приставки определяется ее значением – “неполнота действия”.
1) приближаться 3) переднюю
2) приостановился 4) пришить
В3. Выпишите грамматическую основу предложения
Есть у московской подземки титул самого красивого метро в мире.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Станция метро Медведково названа так, потому что сохранила названия от старого подмосковного села.
(Учитель демонстрирует презентацию “Происхождение и особенности названия станций московского метрополитена”). <Слайд № 21, 22>
6. Подведение итогов урока.
- Отчет дежурного.
- Выставление оценок.
7. Домашнее задание
Выполнить задание ГИА (вариант можно адаптировать для учащихся 6 классов, используя КИМы).