Подготовка к ГИА. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: обобщить и систематизировать изученный материал в рамках подготовки учащихся к ГИА.

Задачи.

Обучающая

  • Закрепить и проверить знания учащихся по теме “Лексика”, “Фонетика”, “Правописание гласных в корне слова”, “ПРЕ- и ПРИ- в приставках”, “Способы образования слов”, “Синтаксис, грамматическая основа”.
  • Совершенствовать умение владеть русским языком.

Развивающая

  • Продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности.
  • Создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся.
  • Продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательная

  • Формировать эстетический вкус к слову.
  • Содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.

Оборудование.

  1. Таблички-карточки со словарными словами.
  2. Карточки с определением звуков и букв в слове (“Звуков > букв”, звуков < букв, звуков = букв”).
  3. Лента с кружками и магнитами.
  4. Распечатка заданий ГИА.
  5. Карточки с морфемами.
  6. Презентация “Происхождение и особенности названия станций московского метрополитена” (<Приложение1>).
  7. Печатный материал к уроку на интерактивную доску.

Ход урока

Сегодня, ребята, не вполне традиционный рабочий урок по обобщению и систематизации материала, изученного вами в 5–6 классах. Сегодня мы попытаемся заглянуть в будущее, в 9 класс, и выяснить, что уже сможем выполнить из экзаменационной работы (ГИА). Для этого нам предстоит обобщить, еще раз закрепить и проверить знания, полученные вами за два года.

Дежурным по классу назначаю … (дежурный в ходе урока должен помещать магнит-бусинку на ленту, если посчитает, что в ходе урока класс повторил ту или иную тему).

Откроем тетради, запишем число, тему урока “Подготовка к ГИА”.

1. Традиционно начинаем урок со словарной работы (на доске представлены таблички – карточки со словарными словами), прочитаем, запишем в тетрадь.

профессия путепровод
озарение рельс
депо красивее
академия прибыть

Значение каких слов вызывает у вас затруднение?

Справка для учителя.

ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности. По профессии инженер-химик.

ОЗАРЕНИЕ – (книжн.) Внезапное прояснение сознания, понимание чего-нибудь. Нашло на него озарение.

ДЕПО [д‘] - 1. Здание, специально оборудованное для стоянки и текущего ремонта локомотивов и вагонов. Неподалеку возвышается новое депо. 2. Здание для пожарных машин. Пожарное депо.

АКАДЕМИЯ – 1. Высшее научное или художественное учреждение. Академия наук России. 2. Название некоторых высших учебных заведений. Академия общественных наук. Военная академия.

ПУТЕПРОВОД – Мост через другой путь на месте пересечения двух дорог. Проложен путепровод.

РЕЛЬС – Укрепляемый на шпалах железнодорожного полотна стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов. На рельсы поставлены вагоны.

КРАСИВЕЕ – Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Красивый человек. 2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный. Красивый поступок. 3. Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный. Красивые слова.

ПРИБЫТЬ – 1. Прибыть, приехать (офиц.). Поезд прибыл. 2. (1 и 2 л не употр.). Увеличиться, умножиться. Вода прибыла.

Задание.

  • Определить количество звуков и букв в словах, используя таблички “звуков > букв”, звуков < букв, звуков = букв” (индивидуальная работа).
  • Найдите слово с чередующейся гласной в корне. Какие корни еще можете назвать?
  • Составить словосочетания, соответствующие схемам сущ. + прилаг., используя при этом словарные слова (работа для класса).
  • Переделайте словосочетания, составленные по схеме прил. + сущ. в словосочетания, соответствующие схеме сущ. + сущ. (работа для класса) (<Слайд № 2, 3>). Презентация
мраморные колонны подземные переходы
стеклянные витражи городской транспорт
станционный зал московское метро

Дежурный помещает магнит - бусинку на ленту: класс повторил темы “Орфоэпия”, “Пиши правильно!”, “Фонетика”, “Синтаксис. Составление словосочетаний”.

2. Мы продолжаем работать над словом. На интерактивной доске даны слова, запишите их, правильно обозначив изученную орфограмму (<Слайд № 4>):

ПР е / и БЕЖАТЬ   ПР е / и КОВЫЛЯТЬ
ПР е / и ЛЕТЕТЬ   ПР е / и ВАДИТЬ
ПР е / и МЧАТЬСЯ   ПР е / и ДРАТЬСЯ
ПР е / и ЕХАТЬ   ПР е / и МАНИТЬ
ПР е / и СКАКАТЬ   ПР е / и ЦЕПИТЬСЯ

Задание.

  • Какую гласную букву надо вставить в слова? Почему? Какие значения приставки ПРИ - вам известны? А какое слово 10 лишнее?
  • В каком столбике общеупотребительные слова, в каком - необщеупотребительные? Как называется такой лексический пласт? Почему? А вот слова первого столбика – это нейтральные синоним к словосочетанию “быстро передвигаться”.
  • Найдите нейтральные синонимы к словам: ЗДОРОВЕННЫЕ, ВЕДАЕМ, НАБРЕСТИ, НАВАЛОМ, ЗАЗЕВАТЬСЯ (<Слайд № 5>)
  • Какие еще приставки существуют?

Дежурный помещает магнит - бусинку на ленту: класс повторил темы “Лексика”, “Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-”.

3. Работа с карточками. Придумай слова, используя данные морфемы.

При (е)- -еньк -дорог(ж)-
Без (с)- -н-ик
По-
По- -н-ик-ов

- Каким способом образованы слова?

(Дорога, дорож-ЕНЬК-а, дорож-К-а, дорож-Н-ый, дорож-Н-ИК, дорожН-ИЦ-а, БЕЗ-дорожь-[Й-Э], БЕЗ-дорож-Н-ый, ПО-дорожН-ИК, ПО-дорож-Н-ИК-ОВ-ый, ПО-дорож-Н-ая, ПРИ-дорож-Н-ый, ПРИ-дорож-Н-ИК, всего можно образовать 12 слов (<Слайд № 6>)).

- А каким способом образовались названия станций московского метрополитена? (<Слайд № 7, 8, 9>)

Арбатская Анино Баррикадная
Варшавская Царицино Охотный ряд
Волжская Марьино Трубная
Тверская Митино Южная
Дмитровская Владыкино Планерная

Дежурный помещает магнит - бусинку на ленту: класс повторил тему “Правописание приставок”, “Способы образования слов”.

4. На интерактивной доске помещен текст (<Слайд № 10>):

(1) Первая трасса московского метрополитена открыта 15 мая 1935 года. (2) Линия имела протяженность 11,6 километра и насчитывала 13 станций.

(3) В период Великой Отечественной войны было построено 7 станций: “Новокузнецкая”, “Павелецкая”, “Автозаводская”, “Измайловский парк”, “Семеновская”, “Электрозаводская” и “Бауманская”. (4) Оформление этих станций посвящено героическому прошлому русского народа.

(5) Ежедневно московское метро перевозит 8 миллионов пассажиров.

Задание.

  • Прочитайте текст, правильно поставив ударение в словах.
  • Что такое текст? Докажите, что перед нами текст. Как связаны 1 и 2, 3 и 4 предложения?
  • Выделите грамматические основы. Что такое подлежащее и сказуемое?
  • Выполните синтаксический разбор 5 предложения (числительное запишите прописью).

(Учитель демонстрирует презентацию “Происхождение и особенности названия станций московского метрополитена”). <Слайд № 11, 12, 13, 14, 15>

Дежурный помещает магнит - бусинку на ленту: класс повторил темы “Синтаксис. Грамматическая основа”, “Синтаксический разбор предложения”.

5. Проверка знаний, выполнение заданий ГИА (<Слайд № 16, 17, 18, 19, 20>):

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СБЕЖАЛ происходит озвончение согласного.
  2. В слове СОСУД последний звук [т].
  3. В слове ПОКАЧИВАЯСЬ количество букв и звуков не совпадает.
  4. В слове ЗЕМЛЮ все согласные звуки звонкие.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной.

1) стремление 3) затихающий

2) растущий 4) покачиваясь

А6. В каком слове правописание приставки определяется ее значением – “неполнота действия”.

1) приближаться 3) переднюю

2) приостановился 4) пришить

В3. Выпишите грамматическую основу предложения

Есть у московской подземки титул самого красивого метро в мире.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Станция метро Медведково названа так, потому что сохранила названия от старого подмосковного села.

(Учитель демонстрирует презентацию “Происхождение и особенности названия станций московского метрополитена”). <Слайд № 21, 22>

6. Подведение итогов урока.

  • Отчет дежурного.
  • Выставление оценок.

7. Домашнее задание

Выполнить задание ГИА (вариант можно адаптировать для учащихся 6 классов, используя КИМы).